Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Применения концептного метода на уроках литературы
в рамках реализации ФГОС ОО нового поколения

Чеснова Мария Геннадьеана
     Литература как учебная дисциплина всегда занимала особое место в школьной программе. Уникальность данного предмета заключается в том, что объектом изучения становится художественный текст, который невозможно рассматривать только с научной, литературоведческой, точки зрения. Художественный текст, являясь «воплощением искусства слова»[1] , предполагает эстетический ракурс изучения, в основе которого лежит эмоциональное восприятие содержания. Смысловое содержание произведения раскрывается перед учениками с бытового ракурса изучения. Связь литературного произведения  с историко-культурным процессом, эпохой, в которую произведение создавалось, с другими произведениями различных видов искусств, требует рассматривать текст со стороны коммуникативного ракурса. Таким образом, изучение художественного произведения с различных ракурсов способствует всестороннему развитию личности обучающегося. Если учесть, что специфика содержания нового федерального государственного образовательного стандарта общего образования заключается в определении ключевых целей образования через систему его ценностных ориентиров (социальных, интеллектуальных, нравственных, эстетических) и акцентуации на ценностных идеалах общества, а одним из предметных результатов изучения литературы как учебного предмета является «сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур»[2],  то становится понятно, что «задача учителя-словесника состоит в том, чтобы литература как учебный предмет стала верной дорогой к литературе как искусству».[3] Но решение данной задачи встречает ряд  препятствий, связанных  с литературным развитием школьников,  среди которых: отсутствие мотивации к чтению и проблема формирования читательской культуры, фрагментарность знаний об основных культурных и литературных явлениях, изменение возрастных параметров литературного развития школьников в сторону их понижения и др. Особенно остро эти проблемы  ощущаются  в 9–11 классах, как раз тогда, когда  происходит интенсивное формирование ценностной ориентации школьников, когда становятся особенно важными нравственные проблемы, поднимаемые литературой, а также эстетическая составляющая учебного предмета. Поэтому  учитель должен найти такие пути и способы приобщения учащихся к художественному тексту, которые будут способствовать ценностно-деятельностному подходу к изучению литературы. При  учете данных условий, именно  изучение художественных концептов призвано занять одну из лидирующих позиций в  методике преподавания литературы, ведь, являясь единицей мышления, концепт находит специфическое отражение для каждой личности и социума в целом и влияет на ее духовное развитие.
     Назначение концептного метода – помочь ученику глубже понять произведения литературы, научится аналитическому чтению, которое ведет к «знанию – пониманию произведения, автора и самого себя».[4]
     Справедливость данного предположения возможно рассмотреть на примере концепта «дом», так как тема дома — одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности, что позволяет создать «проблемное поле для выработки собственной позиции»[5]  у учеников.
      При разработке учебных материалов на основе использования концептного метода описание концепта может быть произведено по следующей модели:
1.отражение концепта в языке, его место и употребление;( установление лексического значения слова по лингвистическим словарям, установление понятийной составляющей как ядра; )
Например:
Дом - 1. Жилое (или для учреждения) здание. 2. Свое жилье, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. 3. (мн. нет). Место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования. 4. чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее ка-кие-н. общественные нужды. . 5. Династия, род.[6]
2. национальные особенности употребления;(установление речевых народно-поэтических и книжно-литературных формул;)
Например:
Без хозяина дом – сирота.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не дом красит человека, а человек – дом.
Дома стены помогают.[7]
или
«Дом - жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность...» - B.C. Непомнящий.[8]
3. особенности употребления концепта в литературном произведении (отношение автора к концепту, отношение героев произведения к концепту, соотнесение данных параметров с уровнем понимания концепта учащимися);
Например:
При изучении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»  стоит отметить, что концепт «дом» играет одну из ведущих ролей  в создании образов помещиков, «все деловые встречи и «негоции» происходят в замкнутом пространстве дома помещика. Дом отделяет человека от естественной жизни природы т эту жизнь искажает. Не человек владеет домом, а дом – человеком. Дом помещика у Гоголя «многопредметен». Такое впечатление, что вещи и предметы в его окружении несдвигаемы, как книга с закладкою на четырнадцатой странице у Манилова, как ликерчик, в который козявки и всякая дрянь напичкалась у Плюшкина…»[9]
4. сопоставление результата с другими  литературными произведениями.
Например:
Для характеристики персонажа  дом использует и И.А. Гончаров в романе «Обломов». Квартира выглядит безжизненно, как и ее хозяин : «...можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия...»[10], но она нравится Обломову («...Квартира сухая, теплая; в доме смирно: обокрали всего один раз! Вон потолок, кажется, и непрочен: штукатурка совсем отстала, – а все не валится...»[11]), и читатель понимает, что главный герой прежде всего ценит в жизни тепло и спокойствие. Однако жилище Обломова так же наполнено «несдвигаемыми» предметами, как и дома гоголевских помещиков: « ...как у нас, чтоб в шкапах лежала по годам куча старого изношенного платья или набрался целый угол корок хлеба за зиму...»[12].
      Результатом такого поэтапного анализа становится «собирание» ключевых признаков слова – «имени концепта»[13], а сравнение, являясь познавательным процессом, помогает продемонстрировать сложные идеи.  Создание яркого образа как основы сравнения будет способствовать лучшему восприятию, понимаю и запоминанию материала, а обращение к текстам разных стилей позволит показать, как закрепилось данное понятие в сознании носителей языка с условием изменения времени и эпох, к тому же, «чем большим количеством стилей и жанров активно владеет языковая личность, тем она развитее».[14]
         Так, используя концептный метод в преподавании литературы, возможно  не только достигнуть поэтапного формировании в сознании ученика как носителя русской культуры системного знания о концепте, выраженного в определенных языковых стереотипах, «моделирующих ценностную наивно-языковую картину мира»[15], но и прийти к формированию  метапредметных и интегративных знаний, которые являются неотъемлемой  частью  личностного характера обучения в рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  нового поколения.
 
 
 

 
 
[1] Технологии и методики обучения литературе: учеб. пособие для бакалавров / под ред.
В.А. Кохановой. М., 2011. С. 15.
[2] URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf.
[3] Методика преподавания литературы / под ред. З.Я. Рез. М., 1977. С. 9
[4] Слово и смысл/Д.Н. Мурин.СПб.,2016.С.5
[5] Диалог с культурными концептами в 5-11 классах (русский язык, литература, развитие речи)/Н.Л. Мишатина. СПб.,2004. С.9
[6] Толковый словарь русского языка/ Ожегов, С.И.,М.,2008.С.189
[7] http://www.ermak.su/pogovorki/o_dome.htm
[8] Поэзия и судьба / В. С. Непомнящий. М., 1987. С. 390
[9] Слово и смысл/Д.Н. Мурин.СПб.,2016.С.145
[10]  Обломов : роман в четырех частях/И.А. Гончаров. М.1957.С41
[11] Обломов : роман в четырех частях/И.А. Гончаров. М.1957.С.44
[12] Обломов : роман в четырех частях/И.А. Гончаров. М.1957.С.54
[13] Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход/Н.Л.Мишатина.СПб.,2009. С.111
[14] Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход/Н.Л.Мишатина.СПб.,2009. С.113
[15] Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход/Н.Л.Мишатина.СПб.,2009. С.128

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»