Конспект урока литературы в 9 классе
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Монастырская Мария Эллевна
Аназиз повести «Бела».Тип урока: урок проблемного изучения романа
Цель урока: Вывести смысл повести за рамки любовного сюжета
Задачи урока:
• выяснить первоначальное восприятие учащимися романа;
• подвести ребят к пониманию значения композиции и роли в раскрытии идейного замысла романа;
• заинтересовать их романтическим сюжетом повести «Бэла» и личностью странного человека – Печорина.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.
2. Постановка цели урока.
3. Выступление учителя.
1. 1) Композиция главы
2) Тема
2. Действующике лица:
Автор, штабс-капитан, с ним мы знакомимся непосредственно, а об остальных слышим из уст Максима Максимыча- о Печорине, Беле, Азамате, Казбиче- они главные герои повести, с ними связана центральная часть повести.
- Неоднородность сюжета: центральный рассказ вставлен в повествование о встрече автора с Максимом Максимычем и путешествие по Военно-Грузинской дороге.
- Как наглядно располагается материал? (запись в тетрадях)
План:
1) Встреча автора и Максима Максимыча по дороге из Тифлиса
2) Рассказ Максима Максимыча о похищении Печориным Белы
3) Перевал путников через Крестовую гору
4) Окончание рассказа Максима Максимыча – гибель Белы
5) Продожение пути
– Разорванность центральной линии не кажется искусственной, повест написана в форме путевых заметок («Я пищу не повесть, а путевые заметки»).
- Что еще написано в такой форме? («Путешествие из Петербурга в Москву»).
Избранный автором жанр объясняет и оправдывает композицию «Белы». Переключения повествования с одного плана на другой органично связаны в одно целое: и описания природы, и зарисовки немногочисленных бытовых сцен, и характеристики встречающихся в пути людей, и рассказ о необыкновенной истории.
Непринужденность и простота.
Впечатление такое, что читатель сам переезжает Койшаурскую долину, ночует в дымной сакле, совершает перевал через Крестовую гору.
Правда жизни в каждой фразе.
4. Беседа с классом.
- Рассмотрим описание пейзажа (анализ пейзажа).
«Налево чернело глубокое ущелье…» - это типичный кавказский пейзаж: ущелье, горы, камни, кустарники.
• Когда происходит действие?
- Вечером. Вечерний пейзаж (чернело, темно-синее, темное, черны)
* Что вы видите в этом описании? Какие картины?
* Как автору удается создать ощущение надвигающейся ночи?
* Каковы характерные элементы? Их роль?
- Горы, изрытые морщинами- старые…
- Последний отблеск зари-надвигается ночь.
- Голые черные камни-скудность природы.
* Какие слова помогают почувствовать присутствие человека, рисующего пейзаж?
- Лермонтов-мастер слова. Короткие, точные эпитеты, которые рисуют реалистическую обстановку. Присутствие автора везде.
Обстановка сакли….Бедность, ступени мокрые и скользкие, свет тусклый, столбы закопченные.
Характеристика автора…
Сравнительный анализ.
Автор и Максим Максимыч? Что они за люди? Ведь они рассказывают о главном герое. Вынужденное пребывание на Кавказе, тоска по «милым местам», любовь к природе, умен, наблюдателен, образованный, причастен к литературе (чемодан набит путевыми заметками), несколько неопытен.
Максим Максимыч
Образ складывается из описания внешности, манеры говорить, из его поступков, отношения к людям.
Максим Максимыч-простой человек, его сознание соответствует народному. Мы видим Героя романа глазами этого человека, он-выразитель народного взгляда, этому человеку можно верить.
Работа с текстом:
-найти в тексте речь Максима Максимыча, дать характеристику лексики, обратить внимание на обороты речи.
* Что же рассказывает этот человек о Печорине и Беле?
Обобщение, подведение итога.
Что мы узнали о повести?
- «Бела» - жанр путевых заметок
- Композиция соответствует жанру
- Реалистический характер повести
- Первое знакомство с двумя рассказчиками: автором и Максим Максимычем.
Оценки за урок.
Домашнее задание:
1. Рассказать о жизни Печорина до появления в крепости (автохарактеристика героя).
2. Что нравится в Печорине? За что осуждаете?
3. Перевал через Крестовую (пересказ близко к тексту )