Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Из опыта работы

Изучение повести В. Распутина "Уроки французского"

Ионичева Татьяна Павловна
Эта повесть - произведение удивительное по своей глубине. Читать ее, возвращаться к разговору о судьбах героев, пытаться дойти "до самой сути" можно бесконечно долго. При каждом новом перечитывании будет вскрываться новый пласт, будут возникать новые ассоциации: это настоящая проза. Понять и постичь всю глубину этой повести, конечно, ученики шестого класса не могут, но это не страшно, важнее, что они задумаются, удивятся, прикоснуться к творчеству одного из самых интересных наших писателей. Поэтому на первом этапе обращения к повести можно и нужно показать детям трудные и разные пути добра, умение людей сострадать друг другу, чувствовать боль другого человека, вместе с ребятами подойти к мысли о невозможности прямолинейного восприятия жизни, невозможности бороться за доброту, за порядочность человека, жестокостью. 
В слабом классе учитель сам прочитал повесть вслух, в другом, кроме самостоятельного чтения, ученики прослушали очень хорошую аудиозапись «Уроки французского» в исполнении Валерия Золотухина. Затем ученикам было предложено записать свои вопросы, возникшие по ходу чтения и слушания повести. Эти полученные вопросы и стали основой будущего урока. Кроме того, ребята нарисовали свои варианты обложек, которые в течение недели (до урока) были развешаны в кабинете литературы. В качестве задания к уроку ученикам предлагалось (на выбор) или ответить на вопрос, о чем повесть В. Распутина, или написать рецензии на обложки, выполненные одноклассниками. Таким образом, к разговору о повести ребята уже подготовлены: прочитали, задумались, формулируя свои вопросы, порассуждали, попытались сравнить восприятие книги друг другом, давая рецензии на обложки. Двум-трем сильным ученикам было предложено найти в тексте повести лирические отступления автора и подумать над ними. Другим – подготовить чтение отрывков, вокруг которых пойдет разговор (приезд матери в райцентр, драка на пустыре, мнимая посылка, игра в пристенок).
У меня есть два варианта урока, опробованные в разных классах.
Первый вариант. Урок начинался с чтения двух ребячьих работ (все домашние работы были к уроку проверены). Одна работа очень поверхностная: «Повесть эта об ученике и учителе, которая его подкармливала». Другая -  разумнее, глубже: «Эта повесть о добре и зле под видом добра. О том, как трудно быть добрым, как нелегко людям найти путь друг к другу». Очень краткое обсуждение, необходимее для того, чтобы прийти к выводу, что даже такая умная работа не исчерпывает всего содержания повести, что многое осталось за пределами понимания пишущих. Вступительная часть закончилась, мотивом от нее к основному разговору может быть чтение самого начала повести: «Почему так же, как и перед родителями…»
Вопросы для начала разговора:
    1. К кому относятся эти слова и кто их произносит? Какой герой?
    2. Кто же главный герой?
    3. А какой из них лучше?
Эти вопросы заставляют ребят увидеть то, что при первоначальном восприятии большая часть учеников не заметила – два главных героя, ребенок и взрослый, умудренный жизнью мужчина. Естественно, что однозначного ответа на последний вопрос быть не может. Сразу определить это нельзя да и незачем.
Что за человек  мальчонка – герой повести?
 Чтобы ответить на этот вопрос, обращаемся к анализу отдельных эпизодов, наиболее полно дающих представление о характере героя. Как идет этот анализ? Ученики читают подготовленные отрывки, два отрывка слушаем в виде аудиозаписи. К каждому из выбранных эпизодов предлагается по одному вопросу.
  К отрывку о тоске по дому,  приезде матери – почему герой не может вернуться домой?
 После прослушивания сцены «Драка» - почему, зная, что его будут бить, бьют, все равно, кричит: «Перевернулась!»?
Хорошо бы здесь поговорить и том, почему на предательство Тишкина не отвечает предательством. Боязнь новых побоев или порядочность?
К эпизоду «Мнимая посылка» - почему полуголодный мальчишка не принимает «посылку» от Л.М., не садится за стол ужинать?
Ответы интересные и даже неожиданные.
   - Гордый, не хочет ничье помощи (наиболее частый ответ)
   - Скромный, неловко принимать еду от учительницы.
   - Невозможно сесть за стол с учительницей: ведь она французский преподает.
   - Не хочет объедать Л.М.: знает по себе, как голодно было в семье.
   - Стыдно, что заметили, как он голодает.
К последнему эпизоду «Игра в пристенок» можно предложить такие вопросы-  почему же теперь принимает помочь (выигранные деньги)? Понимает ли, почему жульничает Л.М. ?
Эти вопросы заставят увидеть нечто новое в герое: он (гордый, честный, порядочный  и т.д.) оказывается неспособным понять хитрость Л.М, несколько прямолинейным. Тем не менее, этот мальчишка – человек хороший, вызывающий у нас симпатию.
Вторая часть урока - что за человек взрослый рассказчик?
Постановка этого вопроса дает нам возможность еще раз обратить внимание ребят на композиционную особенность повести (два героя – ребенок и взрослый человек) и поговорить, или ввести понятия  лирических отступлениях автора. Предлагаем классу вопросы:
   1. Откуда, как мы можем знать что-то о судьбе, характере взрослого человека?
Ребята, получившие предварительное задание, читают лирические отступления: самое начало повести, затем рассуждения о халтуре и о том, что первенство не прощают.
   2. О чем же грустит автор – взрослый человек?
   3. Что в себе он потерял, что приобрел?
   4. Как относится он к этой истории и к этому периоду своей жизни?
Ребята говорят о том, что этот человек грустит об ушедшем детстве, пусть голодном, когда он еще не умел халтурить, был наивен и искренен; о том, что он добрый и мудрый человек, умеющий различать добро и зло и т.д.
 
Третья часть урока – разговор о Л.М. – начинается с вопроса, кто же помог ему стать хорошим и мудрым человеком. Над второй частью вопроса ребята пока не задумываются, возможно, не замечают. Это не страшно, вернемся к нему несколько позже, а пока разговор  Л.М. по вопросам, которые предложили сами ребята.
  1. Что за человек Л.М.?
  2. Почему она, зная, что игра на деньги недопустима, играет со своим учеником?
  3. Понимает ли она, предполагает ли, что ее ждет за это?
  4. Почему идет на это, кто толкает ее или что толкает ее?
Важно, чтобы, отвечая на эти вопросы, ребята поняли, сами подошли к мысли о том, что Л.М. все делает сознательно, переступает через правила отношений из сострадания, любви к своему ученику, его судьба важнее для нее, чем все остальное. Она не только хочет добра человеку, но и делает его, не думая о себе. Теперь мы подошли к самому главному разговору, который вывеет ребят к раздумьям, как можно и как нельзя делать добро, покажет им трудный путь добра, заставит увидеть главного героя не только справедливым и гордым человеком, но и очень наивным, не сумевшим понять движение души Л.М.
Вопрос, кто виноват в том, что Л.М. уезжает, - с подвохом. Ребята сразу же хватаются за ответ, лежащий на поверхности. – Директор!
Таким ответом – пониманием- они, конечно, упрощают смысл повести. Пока согласимся с ними и поговорим об этом человеке, чтобы вернуться к разговору, такому нужному и важному для нас.
  1. За что мог отругать Л.М., уволить директор?
  2. Из каких побуждений он это делает?
  3. А из каких побуждений он выставляет провинившихся перед всей школой?
Важно, чтобы ребята увидели в директоре, человеке прямолинейном и примитивном  (это они чувствуют сами), борца за порядок, человека, делающего все это из добрых побуждений; чтобы увидели, чем оборачиваются эти добрые побуждения – слезами и позором детей. Нельзя организовывать добро. Нужно просто быть добрым, чувствовать движение души других людей.
  1. Будет ли Л.М. объяснять причину игры на деньки директору?
Здесь ребята единодушны: нет, директор не поймет, да и Л.М. не будет ничего объяснять. Почему? Они разные люди.  Да и Л.М. понимает, что, с общепринятой точки зрения, она виновата, но перед собой, перед совестью, права.
  1. Кто же толкает ее к такому пути добра?
  2. Как отвечает мальчишка на все проявления ее внимания и доброты? (посылка, разговоры, дополнительные занятия).
Разговаривая об этом, ученики подойдут к выводу, что Л.М. испробовала все способы, чтобы помочь ее толковому, голодному, но очень гордому ученику. И это его упрямство, прямолинейность, неспособность понять искреннюю доброту Л.М. толкает учительницу на хитрость.
  1. На кого в этом похож главный герой?
Упрямством, нежеланием или неумением понять другого человека он похож на директора, образ которого вызывает у учеников неприятие.
Вот здесь и вернемся к поставленному ранее вопросы. Кто же виноват в отъезде Л.М.?
Теперь уже, шагнув вглубь, ребята говорят о мальчишке, главном герое, как о главной причине отъезда Л.М. Это открытие их искренне огорчает: ведь они воспринимали этого героя (ребенка и взрослого) как человека доброго, честного, порядочного. Пусть увидят, как нелегок путь человека, какие ошибки случаются в жизни людей хороших. Мы поможем ребятам убедиться что этот урок не пропал даром.
  1. Обижается ли, сердится ли на непонимание своего ученика Л.М.? Есть ли ему оправдание?
Он еще ребенок, он мал, и это его оправдывает. Не может на него сердиться и Л.М: ведь она взрослый, добрый человек, настоящий учитель. И доказательством этого служит посылка с яблоками.
Убедиться в том, что урок ее доброты не пропал даром, нам помогает сам факт рассказа этой истории. Мы говорили в начале урока о том, что взрослый рассказчик – человек мудрый, чувствующий свою вину перед учительницей. Видимо, не раз он вспоминал эту историю из детства, когда столкнулся с искренним, бескорыстным добром  и не понял, обидел человека.
Раздумья над жизнью, сама жизнь убедили героя-взрослого человека, что пути добра трудны, что невозможно жить, не понимая друг друга, не стремясь понять людей, тебя окружающих; что добро можно нести только добром, не муштрой, не приказами, а собственными поступками, своим образом жизни.
Домашнее задание было предложено на выбор:
  1. Рецензия на наиболее понравившуюся  обложку.
  2. Возвращение к вопросу, о чем заставляет задуматься эта повесть.
 
Другой вариант урока принципиальных отличий не имеет. Немного изменен ход урока, и в качестве главной проблемы предлагается вопросы, возникший при анализе рецензий на обложки. Счастье или трагедия история, произошедшая с Л.М. и героем повести? 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»