Из опыта работы
Изучение повести В. Распутина "Уроки французского"
Ионичева Татьяна Павловна
Эта повесть - произведение удивительное по своей глубине. Читать ее, возвращаться к разговору о судьбах героев, пытаться дойти "до самой сути" можно бесконечно долго. При каждом новом перечитывании будет вскрываться новый пласт, будут возникать новые ассоциации: это настоящая проза. Понять и постичь всю глубину этой повести, конечно, ученики шестого класса не могут, но это не страшно, важнее, что они задумаются, удивятся, прикоснуться к творчеству одного из самых интересных наших писателей. Поэтому на первом этапе обращения к повести можно и нужно показать детям трудные и разные пути добра, умение людей сострадать друг другу, чувствовать боль другого человека, вместе с ребятами подойти к мысли о невозможности прямолинейного восприятия жизни, невозможности бороться за доброту, за порядочность человека, жестокостью. В слабом классе учитель сам прочитал повесть вслух, в другом, кроме самостоятельного чтения, ученики прослушали очень хорошую аудиозапись «Уроки французского» в исполнении Валерия Золотухина. Затем ученикам было предложено записать свои вопросы, возникшие по ходу чтения и слушания повести. Эти полученные вопросы и стали основой будущего урока. Кроме того, ребята нарисовали свои варианты обложек, которые в течение недели (до урока) были развешаны в кабинете литературы. В качестве задания к уроку ученикам предлагалось (на выбор) или ответить на вопрос, о чем повесть В. Распутина, или написать рецензии на обложки, выполненные одноклассниками. Таким образом, к разговору о повести ребята уже подготовлены: прочитали, задумались, формулируя свои вопросы, порассуждали, попытались сравнить восприятие книги друг другом, давая рецензии на обложки. Двум-трем сильным ученикам было предложено найти в тексте повести лирические отступления автора и подумать над ними. Другим – подготовить чтение отрывков, вокруг которых пойдет разговор (приезд матери в райцентр, драка на пустыре, мнимая посылка, игра в пристенок).
У меня есть два варианта урока, опробованные в разных классах.
Первый вариант. Урок начинался с чтения двух ребячьих работ (все домашние работы были к уроку проверены). Одна работа очень поверхностная: «Повесть эта об ученике и учителе, которая его подкармливала». Другая - разумнее, глубже: «Эта повесть о добре и зле под видом добра. О том, как трудно быть добрым, как нелегко людям найти путь друг к другу». Очень краткое обсуждение, необходимее для того, чтобы прийти к выводу, что даже такая умная работа не исчерпывает всего содержания повести, что многое осталось за пределами понимания пишущих. Вступительная часть закончилась, мотивом от нее к основному разговору может быть чтение самого начала повести: «Почему так же, как и перед родителями…»
Вопросы для начала разговора:
1. К кому относятся эти слова и кто их произносит? Какой герой?
2. Кто же главный герой?
3. А какой из них лучше?
Эти вопросы заставляют ребят увидеть то, что при первоначальном восприятии большая часть учеников не заметила – два главных героя, ребенок и взрослый, умудренный жизнью мужчина. Естественно, что однозначного ответа на последний вопрос быть не может. Сразу определить это нельзя да и незачем.
Что за человек мальчонка – герой повести?
Чтобы ответить на этот вопрос, обращаемся к анализу отдельных эпизодов, наиболее полно дающих представление о характере героя. Как идет этот анализ? Ученики читают подготовленные отрывки, два отрывка слушаем в виде аудиозаписи. К каждому из выбранных эпизодов предлагается по одному вопросу.
К отрывку о тоске по дому, приезде матери – почему герой не может вернуться домой?
После прослушивания сцены «Драка» - почему, зная, что его будут бить, бьют, все равно, кричит: «Перевернулась!»?
Хорошо бы здесь поговорить и том, почему на предательство Тишкина не отвечает предательством. Боязнь новых побоев или порядочность?
К эпизоду «Мнимая посылка» - почему полуголодный мальчишка не принимает «посылку» от Л.М., не садится за стол ужинать?
Ответы интересные и даже неожиданные.
- Гордый, не хочет ничье помощи (наиболее частый ответ)
- Скромный, неловко принимать еду от учительницы.
- Невозможно сесть за стол с учительницей: ведь она французский преподает.
- Не хочет объедать Л.М.: знает по себе, как голодно было в семье.
- Стыдно, что заметили, как он голодает.
К последнему эпизоду «Игра в пристенок» можно предложить такие вопросы- почему же теперь принимает помочь (выигранные деньги)? Понимает ли, почему жульничает Л.М. ?
Эти вопросы заставят увидеть нечто новое в герое: он (гордый, честный, порядочный и т.д.) оказывается неспособным понять хитрость Л.М, несколько прямолинейным. Тем не менее, этот мальчишка – человек хороший, вызывающий у нас симпатию.
Вторая часть урока - что за человек взрослый рассказчик?
Постановка этого вопроса дает нам возможность еще раз обратить внимание ребят на композиционную особенность повести (два героя – ребенок и взрослый человек) и поговорить, или ввести понятия лирических отступлениях автора. Предлагаем классу вопросы:
1. Откуда, как мы можем знать что-то о судьбе, характере взрослого человека?
Ребята, получившие предварительное задание, читают лирические отступления: самое начало повести, затем рассуждения о халтуре и о том, что первенство не прощают.
2. О чем же грустит автор – взрослый человек?
3. Что в себе он потерял, что приобрел?
4. Как относится он к этой истории и к этому периоду своей жизни?
Ребята говорят о том, что этот человек грустит об ушедшем детстве, пусть голодном, когда он еще не умел халтурить, был наивен и искренен; о том, что он добрый и мудрый человек, умеющий различать добро и зло и т.д.
Третья часть урока – разговор о Л.М. – начинается с вопроса, кто же помог ему стать хорошим и мудрым человеком. Над второй частью вопроса ребята пока не задумываются, возможно, не замечают. Это не страшно, вернемся к нему несколько позже, а пока разговор Л.М. по вопросам, которые предложили сами ребята.
- Что за человек Л.М.?
- Почему она, зная, что игра на деньги недопустима, играет со своим учеником?
- Понимает ли она, предполагает ли, что ее ждет за это?
- Почему идет на это, кто толкает ее или что толкает ее?
Вопрос, кто виноват в том, что Л.М. уезжает, - с подвохом. Ребята сразу же хватаются за ответ, лежащий на поверхности. – Директор!
Таким ответом – пониманием- они, конечно, упрощают смысл повести. Пока согласимся с ними и поговорим об этом человеке, чтобы вернуться к разговору, такому нужному и важному для нас.
- За что мог отругать Л.М., уволить директор?
- Из каких побуждений он это делает?
- А из каких побуждений он выставляет провинившихся перед всей школой?
- Будет ли Л.М. объяснять причину игры на деньки директору?
- Кто же толкает ее к такому пути добра?
- Как отвечает мальчишка на все проявления ее внимания и доброты? (посылка, разговоры, дополнительные занятия).
- На кого в этом похож главный герой?
Вот здесь и вернемся к поставленному ранее вопросы. Кто же виноват в отъезде Л.М.?
Теперь уже, шагнув вглубь, ребята говорят о мальчишке, главном герое, как о главной причине отъезда Л.М. Это открытие их искренне огорчает: ведь они воспринимали этого героя (ребенка и взрослого) как человека доброго, честного, порядочного. Пусть увидят, как нелегок путь человека, какие ошибки случаются в жизни людей хороших. Мы поможем ребятам убедиться что этот урок не пропал даром.
- Обижается ли, сердится ли на непонимание своего ученика Л.М.? Есть ли ему оправдание?
Убедиться в том, что урок ее доброты не пропал даром, нам помогает сам факт рассказа этой истории. Мы говорили в начале урока о том, что взрослый рассказчик – человек мудрый, чувствующий свою вину перед учительницей. Видимо, не раз он вспоминал эту историю из детства, когда столкнулся с искренним, бескорыстным добром и не понял, обидел человека.
Раздумья над жизнью, сама жизнь убедили героя-взрослого человека, что пути добра трудны, что невозможно жить, не понимая друг друга, не стремясь понять людей, тебя окружающих; что добро можно нести только добром, не муштрой, не приказами, а собственными поступками, своим образом жизни.
Домашнее задание было предложено на выбор:
- Рецензия на наиболее понравившуюся обложку.
- Возвращение к вопросу, о чем заставляет задуматься эта повесть.
Другой вариант урока принципиальных отличий не имеет. Немного изменен ход урока, и в качестве главной проблемы предлагается вопросы, возникший при анализе рецензий на обложки. Счастье или трагедия история, произошедшая с Л.М. и героем повести?