Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка

Учимся внимательно читать

Структурирование работы над текстом
на основе системно-деятельностного подхода
(анализ текста в среднем звене)
Дементьева Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории.
г. Саров Нижегородской области
 
 
   В русском языке и литературе анализ текста – самый востребованный вид деятельности: от него зависит понимание смысла прочитанного текста. А поскольку чтение – это метапредметный навык, научить приемам правильной обработки текста  - значит способствовать формированию и личностных УУД (мотивы учения, мотивация чтения), и регулятивных (принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности), и познавательных (логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение).
   Одновременно анализ текста - самый сложный вид деятельности, работа, с которой самостоятельно достаточно хорошо может справиться ограниченное число учащихся. Причем обычно в помощь ученику даются вопросы, но это подчас работу не облегчает: ученики теряются в понимании самой формулировки задания, не могут выделить нужную информацию в тексте.
   Чтобы найти пути преодоления этих трудностей, можно структурировать работу над текстом на основе системно-деятельностного подхода, то есть продумать систему уроков по анализу текста так, чтобы,
  • во-первых, работа стала доступнее для детей,
  • во-вторых, чтобы имела более высокую результативность.
 
Задачи:
  1. Формирование навыков прочтения текста:  максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмыслять извлеченную информацию.  
     2.Развитие творческих способностей учащихся: анализ текста – один из основных видов деятельности,    
       способствующий не только познанию структуры художественного текста, но и формированию навыка в
       создании собственного.
     3.Организация ситуации успеха: структурирование работы над текстом, а также совместная деятельность в
       ней учащегося и учителя являются немаловажным фактором для повышения мотивации познавательной 
       деятельности учащихся.

Решение поставленных задач – в использовании системно-деятельностного подхода:
  • необходимо выделить соответствующие учебные действия и создать условия для их освоения  учащимися,
  • определить приемы деятельности.
 Организация деятельности учащихся предполагает:
1. Поэтапное распределение работы над текстом.
2. Направление деятельности учащихся
•по сбору и систематизации материалов,
•по их осмыслению и интерпретации,
•по использованию этих материалов при создании своего текста - анализа художественного   произведения.
3. Использование разных форм деятельности учащихся, обусловленных задачами каждого этапа работы над текстом:
- индивидуальная (самостоятельная работа двух видов: предварительная (поисковая) на первом    этапе и итоговая (творческая, по созданию текста) - на последнем),
- групповая (корректирующая деятельность - работа над собранными материалами с учетом  вопросов, данных в помощь),
- коллективная (повторная корректировка в совместной деятельности с учителем, а также систематизация материала, его анализ и конструирование текста ответа).

 
Этапы работы над анализом текста,
 эпизода «Цветок на пустыре» из рассказа
 А.Платонова «Неизвестный цветок».
1). Коллективная работа: формулирование идеи текста на основе его первичного восприятия.
2). Самостоятельная работа дома на основе первичного восприятия текста.
    Задание: найдите художественные приемы и средства выразительности, с помощью которых автор описывает цветок.
    Примечание: работа носит предварительный, подготовительный характер и выполняется учащимися на черновике; ее цель – проявить знания в теории литературы, умение работать с информацией.
Способ познавательной деятельности – поисковый.
3). Коллективная работа на следующем уроке.
1 этап.  
 Самостоятельная работа в группах, целенаправленная, организованная с помощью  
  вопросов и заданий, а также алгоритма выполнения.
    Цель – самоконтроль учащихся над своими  знаниями, корректирование домашних ответов.
  Способ познавательной деятельности – проблемно - поисковый.
Задание №1
Вопросы к анализу эпизода « Цветок на пустыре»:
•Определите характерные черты образа неизвестного цветка.
•Какие средства и приемы выразительности использует для создания такого образа автор?
     Вопросы в помощь:
1. Как описывается цветок, где и как он растет?
2. Как живет цветок в этой мертвой пустыне?
3. Чем наградила цветок судьба?
4. Как описание трудной жизни цветка связано с идеей рассказа?
5. Так, может быть, встречи с девочкой, ее трогательной заботы и помощи цветку и не нужно вовсе в рассказе? Уже все сказано? Человек – сам творец своей судьбы – этой мыслью исчерпывается идея рассказа?
Алгоритм выполнения задания:
•Обрати внимание на выразительную лексику, выпиши эти слова в столбик, проанализируй их лексическое значение. Что объединяет эти слова?
•Определи, какие это части речи? Подумай, как это может помочь в оценке атмосферы, в которой живет цветок.
•А частицы ты увидел? Что это за частицы? Какую роль они играют?
•Сделай вывод, какая характерная черта образа выделяется автором ( не забудь о том, почему девочка пожалела цветок).

  2 этап.
Совместная работа учеников и учителя по выявлению правильных ответов.
   Цель – систематизация материалов к анализу текста (под руководством учителя); их анализ и обобщение.
Способ познавательной деятельности – обсуждение и интерпретация.
Материалы к заданию №1.

 
эпитеты:
•маленький (цветок)
•старые серые (камни)
•сухая мертвая (глина)
•голый каменный (пустырь)

 
роль глаголов, частиц:
•не играли
•не ходили
•не росла
•не знал
•не проникали
•лишь ветер гулял

 
роль отрицания в тексте:
•никто не знал
•нечем было питаться

 
 
 
3адание 2. Как живет цветок в этой мертвой пустыне?
1 этап коллективной работы
Алгоритм выполнения задания:
1). Подумай, подчиняется ли цветок обстоятельствам, найди соответствующее высказывание в тексте. Какой здесь прием использует автор? Какое слово в этой фразе ключевое? С помощью какого еще приема в этой фразе подчеркивается твердое стремление цветка выжить?
2). Сделай вывод, что выделяет в своем необыкновенном персонаже автор?
3). Найди и запиши в столбик выражения, из которых видно, из чего складывается каждый день жизни цветка. Подумай, как эту лексику можно разбить на 2 столбика, на основании чего. Запиши. Что за прием выразительности ты обнаружил?
4). Подытожь, что еще характерно для образа цветка.
 
2 этап коллективной работы
Систематизация материала.
прием контраста:
нечем питаться – цветок все жил и жил

 
прием повтора:
жил и жил

 
гипербола:
всю ночь сторожил росу
трудился день и ночь

 
литота:
собирал по каплям росу
лишь один раз в сутки радовался лучу солнца

 
К выводу: 1) жил = трудился,
                   2) жил = превозмогал терпением свою боль от голода и усталости,
                  3) жил = не хотел жить печально.
 
4). Самостоятельная письменная работа учащихся над анализом текста, которые теперь имеют в помощь:
•вопросы и задания к тексту,
•алгоритм их выполнения,
•систематизированные материалы по тексту,
•черновые обобщения и выводы, звучащие на уроке.
   Цель – интерпретация текста.
 

 
Этапы работы
над  стихотворением в прозе И.С.Тургенева «Голуби».
Наблюдения по тексту И.С.Тургенева «Голуби» производись на уроках русского языка при изучении тем:
«Употребление глаголов в речи»,
«Употребление прилагательных в речи»,
«Употребление существительных в речи».
Таким образом, к одному тексту ребята обращались на 3 уроках, каждый раз выявляя новые средства выразительности.
 
1часть работы над текстом.  К теме «Употребление  глаголов в речи»
Вопросы по тексту:

1. Определите основную мысль текста.
2. С помощью каких художественных средств автор передает состояние природы до грозы и во время грозы?
а). Сравните глаголы в описании состояния природы перед грозой и во время грозы, обратите внимание на их семантику.
б). Определите способ образования глаголов, с помощью которых автор передает динамику происходящего.
в). В какой форме используются глаголы, с помощью которых передается состояние лирического героя?
3. Определите тип текста.
 
 
2 часть работы над текстом. К теме «Употребление прилагательных в речи».
Вопросы по тексту:

1. Какие эпитеты использует автор, чтобы передать свое состояние и состояние природы перед грозой?
2. А во время грозы? (Как меняется значение прилагательных?)
3. Какие эпитеты помогают понять основную мысль текста (подчеркивают или разрушают мотив одиночества)?
4. Какие два цвета в этом плане являются основными?
 
3 часть работы над текстом.   К теме «Употребление существительных в речи».
Вопросы к тексту:

1. Найдите метафоры в тексте. Какова их роль?
2. Для чего автор использует повтор одной и той же метафоры?
 
Работа над текстом также организована поэтапно:
1 этап. Предварительная самостоятельная работа учащихся на основе первичного восприятия текста;
2 этап. Коллективная работа совместно с учителем во время обсуждения в классе: анализ и обобщение материалов из текста.
Далее в таблице представлены самостоятельные выводы учащихся и обобщения, к которым пришли в классе после анализа материалов, собранных учащимися.

 
Самостоятельная (домашняя) работа ученика
(без корректуры)
Результат
коллективной работы в классе
по обобщению материалов из текста
1. «В прилагательных во  время грозы появилась динамика, движение».       Эпитеты  в описании состояния природы перед грозой способствуют передаче ощущения враждебности предстоящих событий, потому и замерла природа от томительной неизвестности. Особенно велика роль эпитетов со значением цвета, яркого, без полутонов, контрастного.
     Силу, мощь стихии, её энергию автор изображает также при помощи эпитетов, многие из которых образованы от глаголов. Возникающая картина яркая, динамичная.
2. «Эпитет «белые» (голуби) помогает понять основную мысль текста, а также эпитеты «жестокая», «тоскливое». Два цвета основных: тёмно-синий и белый».     Такие эпитеты, как «тоскливый», «безмолвный», «одинокий» подчёркивают мотив одиночества. Эпитеты, разрушающие этот мотив, - прилагательные со значением цвета: «синий» и по контрасту с ним «белый», «снежный». Они помогают понять основную мысль текста: два белых голубя на фоне синего грозового неба заронили в душе автора надежду, его одиночество понемногу спадает.       
       
 
3 этап. Целостный анализ текста.
Только теперь, когда сделана большая подготовительная работа, настало время для целостного анализа. Учащимся даются общие вопросы к тексту, но они не повторяют прежних заданий – это вопросы общего плана, более сложные.
 
Вопросы к целостному анализу текста.
1. Определите тему текста.
2.  Как тема текста связана с состоянием лирического героя – сформулируйте основную мысль (найдите соответствующее предложение в тексте и прокомментируйте его).
3.  Какое описание в тексте подчёркивает одиночество лирического героя? Что ты находишь общего в состоянии природы и лирического героя стихотворения?
4.  Какие художественные средства использует автор, описывая состояние природы перед грозой и во время грозы:
     - какую роль играют глаголы,
     - эпитеты,
     - метафоры?
5.  Какие художественные средства помогают понять основную мысль текста (обрати внимание на эпитеты и метафоры, олицетворения).
 
Отвечая на эти вопросы, ученик должен проанализировать все имеющиеся у него материалы, синтезировать их и снова разложить в новой системе. Таким образом, деятельность ученика не может носить репродуктивного характера, даже если он активно использует всё, что заготовлено дома и на уроках. А были ребята, которые создали текст совершенно самостоятельно, не опираясь на подсказки.
 
В качестве выводов:
подобная система помогает учащимся определить для себя конкретные способы деятельности в работе над текстом, что позволяет им быть более успешными в понимании и интерпретации текстов.
Далее представлен сравнительный анализ результатов письменных работ учащихся после традиционной подготовки и после реализации представленной системы уроков.
 
Итоги письменных работ учащихся.
 

 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»