Урок по литературе в 10 классе
Базаров – герой своего времени.
Духовный конфликт героя
Чатоева Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
ГБОУ лицей №384
Кировского района Санкт-Петербурга
Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения. Использование на уроке компьютера, создание мультимедийных презентаций – все это позволяет расширить рамки урока, делает процесс обучения интересным, более эффективным и продуктивным. Урок подобного типа позволяет обобщить изученный материал по теме, создать мотивацию для диалога и монолога по проблемам, поднятым в классической литературе и актуальным на сегодняшний день, а также моделировать речевые ситуации, максимально приближённые к естественным ситуациям.
Цели урока:
1. Формирование критического отношения к герою, эпохе, читательскому восприятию;
2. Воспитание толерантности в восприятии различных точек зрения по поднятым проблемам;
3. Обсуждение вопросов, способствующих большему взаимопониманию детей и взрослых.
4. Развить навыки учащихся давать аргументированные ответы по данной проблематике.
Начать работу необходимо с большой предварительной подготовки: готовится оборудование, готовятся сами учащиеся, выполняются необходимые предварительные задания, накапливаются по поручению учителя нужные учебные материалы.Обязательно нужно включить всех учащихся в подготовку и проведение мероприятия.
Учитывать фактический уровень подготовленности класса и возможность успешного восприятия учащимися темы .
Предварительное задание:
- Тенденции отрицания материалистами 60-х годов, показанные И.С. Тургеневым в романе (с использованием материалов критической литературы по роману)
- Определение понятия нигилизма (разные определения нигилизма по разным источникам)
- Отношение автора к своему герою
Ход урока
1. Организационный момент
Организация пространства: столы, поставлены подковой. Все учащиеся класса – зрители; небольшая группа – эксперты; один ведущий
2. Начало урока
Выступление ведущего
Проблема отцовства – одна из важнейших , это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений – процесс всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовной опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» - необходимо творческое переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. В романе Тургенева показаны раздумья автора: кто они «новые люди», дети 60-х годов XIX в., можно ли с ними найти общий язык и связать своё прошлое с их будущим?
3. Краткое описание содержания основной части урока:
- Определение понятия нигилизма (лучше предложить разные определения нигилизма по разным источникам). Выделить общее: нигилизм – это идеология, основанная на отрицании всего предшествующего опыта человеческой мысли, на разрушении сложившихся традиций и общественных институтов. Прав ли И.С. Тургенев, называя Е. Базарова нигилистом?
- Выступают эксперты, представляя взгляды Е.Базарова ( А.Кирсанов, П.П.Кирсанов, Н.П.Кирсанов, Ситников, Кукшина, А.С.Одинцова) ( представление презентаций)
- Зрители задают экспертам вопросы:
- Искренен ли Базаров в своих высказываниях?
- Является ли Аркадий единомышленником Е.Базарова?
- Можно ли считать абсолютное отрицание Е.Базарова социально позитивным явлением?
4. Подведение итогов: Вывод о том, что подлинных единомышленников у нигилиста Е.Базарова нет; он одинок. Он не только вступает в спор со старшим поколением, но и сама жизнь вступает с ним в спор и противостоит ему.