Урок-мастерская по произведениям А.Платонова ,,Неизвестный цветок"и ,,Цветок на земле" (деятельный подход к художественному тексту в соответствии ФГОС)
О самом главном на Земле
Ляпкало Ирина Петровна
Цели и задачи: -комментированное чтение -опыт сопоставительного анализа основных мотивов творчества писателя -развитие речевых умений и навыков аналитического чтения и творческого письма ХОД УРОКА Что объединяет заглавие этих рассказов? Подбери слова,обобщающие понятие ,,цветок" Цветок-это................ Нарисуй ,,неизвестный цветок" и ,,цветок на земле" Эти цветы одинаковые или разные? Чем эти словосочетания отличаются по смыслу? Прочитаем оба рассказа и попытаемся открыть для себя что-то новое Читаем отрывок............ Запиши своими словами,о чем спрашивает дедушку мальчик? Выпиши слова и словосочетания,характеризующие КАМЕНЬ ЦВЕТОК Что в мире самое главное,что может быть ,,всем"?Цветок может быть?......................... * * * Читаем отрывок ,,А маленький Афоня остался один в поле".................... Почему дед смотрит на внука,как на цветок,растущий на земле? Что общего между мальчиком и цветком?.................... Какой вопрос хочет задать Афоня цветам?...................... НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК (Сказка-быль) Читаем отрывок....,,Жил на свете маленький цветок........" Что здесь сказочного?............................... Что вполне правдоподобно?.................... Выпиши последовательно слова,объясняющие,легко ли было семечку прорастать в камне?....................................................... Зачем же цветок трудился день и ночь?........................... Но жизнь без радости-плохая жизнь!Были ли радости в жизни цветка и какие?.................................. Чем же завершился тяжелый труд и постоянная борьба цветка за жизнь? * * * Вспомни Афоню из предыдущего рассказа и подумай,какой вопрос он задал бы цветку?................. Чем же ответил цветок?Найди главное слово в его ответе и выдели в нем корень!....................................................... Ответ цветка очень прост. Цветок хочет жить,и он отдает все свои силы,чтобы жить! Он жил,трудился и поэтому расцвел,стал,.как звезда,и помог девочке,когда она грустила по маме,и украсил собой безобразный пустырь.Вот и получается,что смысл жизни- в самой жизни! Подчеркни в этом маленьком тексте самые главные для тебя слова Но может ли одна маленькая жизнь украсить собой весь мир,сделать его лучше и красивее?........................................................... дочитаем сказку- быль до конца * * * Мудрый дед Тит сказал Афоне:,,Цветок этот-самый святой труженик,он из смерти работает жизнь" Напиши слова-ассоциации к словам СМЕРТЬ ЖИЗНЬ Прочитайте два отрывка из двух рассказов Платонова. 1 отрывок: ,,Он сам,как цветок,тоже захотел делать из смерти жизнь;он думао о том,как рождаются из сыпучего скучного песка голубые,красные,желтые счастливые цветы,поднявшие к небу свои добрые лица,дышащие чистым духом в белый свет......Ты спи,дедушка,а когда умрешь,ты не бойся,я узнаю у цветов,как они из праха живут,и ты опять будешь жить из своего праха....."(Цветок на земле") 2 отрывок: ,,....Прошлогоднего цветка,жившего меж камней и глиной,уже не было.Должно быть,он умер в минувшую осень.Новые цветы были тоже очень хорошие;они были только немного хуже,чем тот первый цветок. И Даше стало грустно,что нету прежнего цветка. Она пошла обратно и вдруг остановилась. Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок-такой же точно,как тот старый цветок,только намного лучше его и еще прекраснее.Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый,как его отец,и еще сильнее отца,потому что он жил в камне"( Неизвестный цветок") ВЫПИШИ ИЗ ЭТИХ ДВУХ ФРАГМЕНТОВ РАССКАЗОВ ПЛАТОНОВА СЛОВА О ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЖИЗНЬ СМЕРТЬ КАК ПИСАТЕЛЬ ПОНИМАЕТ СЛОВА ,,ИЗ СМЕРТИ РАБОТАЕТ ЖИЗНЬ,,?В СВОЕМ ОТВЕТЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ СЛОВА,ВЫПИСАННЫЕ ИЗ ТЕКСТОВ А. ПЛАТОНОВА................ .............................................................................................................................. -О ЧЕМ ЖЕ РАССКАЗЫ А. ПЛАТОНОВА ,,НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК,, И ,,ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ,,?