Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка урока по литературе

Анализ рассказа Ю. Нагибина «Чистые пруды»

Киселева Вера Александровна,
преподаватель русского языка и литературы

Санкт-Петербургскго ГБПОУ
"Пожарно-спасательный колледж
"Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей""

Цель:

- развивать навыки комментирования основных положений ( толкование авторской мысли ; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы)
- формировать умение определять части рассказа
- дифференцировать языковые единицы; уметь различать лексическое значение слов и фразеологизмов, средства выразительной речи
- научить умение составлять отзыв на рассказ Ю. Нагибина «Чистые пруды»

 

 

 

 

Подготовила:                                                      
                                                                                 Киселёва В. А.


                                                      Ход урока
   1. Прочитайте рассказ. Проанализируйте его содержание. Обратите внимание на то, что писатель не только передаёт нам воспоминания о своей романтической юности, но и вскрывает истоки сознания целого поколения людей, чья юность оборвалась войной.
   Ю. Нагибин прослеживает в рассказе истоки любви к природе, к земле, к Родине, истоки преданности и мужества будущих бойцов-антифашистов. Знаменательно, что через весь рассказ проходит полемически заострённая тема чистоты этих истоков.
   1. Заметьте, что в соответствии с содержанием рассказ расчленён на 9 частей. Почти для всех этих частей характерно единое начало (полное или частичное):
   1. Чистые пруды… для иных это просто улица… (абзацы 1, 2);
   2. Чистые пруды – это чудо первого скольжения на коньках… (абзац 3);
   3. Чистые пруды – это целый мир чудесных неожиданностей (абзац 4);
   4. Чистые пруды – столбовая дорога нашего детства (абзац 5);
   5. Чистые пруды были для нас школой природы (абзацы 6, 7);
   6. Чистые пруды были для нас и школой мужества (абзацы 8, 9);
   7. Чистопрудный бульвар – свидетель и устроитель , увы, неудачной первой моей и единственной школьной любви… (абзацы 10 – 19);
   8. В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности (абзацы 20, 22)№
   9. Когда мы ловили рыбу на Чистых прудах, нас окружали зеваки (абзац 23).

Определите, какую роль играет такое членение в создании общего тона произведения.

   2. Прочитайте первую часть рассказа (абзацы 1 – 2), в которой автор вводит нас в прекрасную, романтическую страну своего детства. Скажите, какие лексические и синтаксические средства придают повествованию приподнятость, эмоциональность.

   3. Прочитайте 3-й абзац. Определите, какова общая тональность рассматриваемого отрывка. Какими языковыми средствами она выражена?

   4. Прочитайте 4-й абзац, в котором автор, говоря о милых, скромных чудесах своего детства, изображает наивную романтику детских фотографий, сделанных на фоне живописного панно с морским пейзажем.
   Обратите внимание на описание внешнего облика уличного фотографа, а также на описание его действий, движений:
   … Для этого нужно, чтобы маленький чернявый человек, одетый зимой в жеребковую куртку, кубанку и бурки, а летом цеголявший в тенниске, парусиновых брюках и сандалиях на босу ногу, усадил тебя под кипарисы, затем припал к аппарату, накрыл себя черной тряпкой, резко крикнул: «Спокойно, снимаю…»

   Какой экспрессивно-эмоциональный оттенок придают этому описанию слова щеголящий в тенниске, припал к аппарату, резко крикнул.

   Прочитайте отрывок, в котором автор аллегорически повествует о наивном детском ожидании чуда:

   Да, чуть не забыл: еще этот человек, прежде чем снять колпачок, говорил: «Смотрите сюда, сейчас вылетит птичка». Он говорил это, когда я, четырёхлетний, сидел перед глазком аппарата на коленях у отца и разрыдался оттого, что птичка не вылетела; он говорил это, когда я, дошкольником, снимался на лыжах под кипарисами и всё еще надеялся, что птичка вылетит; он говорил это, когда в канун окончания школы, в преддверии разлуки, я снимался у него с Ниной Варакиной и опять на миг поверил, что птичка наконец вылетит… «

   Определите, какова тональность этого отрывка и всего 4-го абзаца в целом.

    5. Прочитайте 5-й абзац. Объясните, чем мотивировано в нём употребление лексики разговорного характера (киношка, шмякаться, прогульщик, бузотёр), а так же лексики, связанной с деловой сферой общения (шефствовать, собираться бумажный утиль, вручать квитанции, ящик рационализаторских предложений рабочих и служащих почтамта и др.).
   Скажите, почему именно этот абзац начинается со слов : «Чистые пруды – столбовая дорога нашего детства…»?

   6. Прочитайте 6-й и 7-й абзацы, в которых изображаются Чистые пруды как школа природы.
    Обратите внимание на употребление прилагательных потайной, мраморный, палый. Какая особенность стилистической манеры писателя в них проявляется?
    Определите, какова тональность рассматриваемого отрывка. Какими лексико-грамматическими средствами она достигается?

   7. Прочитайте 8-й и 9-й абзацы, начиная со слов: «Чистые пруды были для нас и школой мужества» и кончая словами: « … со всеми высокими правами, какие давало это звание».
   Обратите внимание на следующий отрывок:

   И всё же никто из нас… не смирился с жестоким произволом чистопрудных захватчиков… Мы выступили против чистопрудных единым фронтом. Ребята Телеграфного, Лобковского, Мыльникова, поддержанные дружественными соседями с Потаповского, Сверчкова…, Златоустинского переулков, наголову разбили чистопрудных в решительной битве возле кинотеатра «Колизей».
   Определите, какова общая тональность этого отрывка ( нейстральная? лирическая? ироническая?). Какими лексико-грамматическими средствами она выражена?

8. Прочитайте абзацы 10-18-й, начиная со слов: «Чистопрудный бульвар – свидетель и устроитель …» и кончая словами: «Я могу сказать своей нынешней любви всё то же: « Ты самая красивая, я очень тебя люблю …». 
   Перескажите этот отрывок, повествующий о любви, которую автор пронёс сквозь детство, отрочество, юность. Используйте следующие слова, словосочетания, предложения:

 а) В начальных классах…
   Я «гоняюсь» за ней…
   Ведь на переменах я столько раз подбегал к ней, чтобы толкнуть, подставить ножку, дёрнуть за косу или шлёпнуть по спине.
   Мне показалось естественным, что после разлуки с Ниной всё портится в мире: тускнеет день, глохнут звуки, загнивает воздух…
   Сколько я натерпелся из-за этой девочки. Редкий день меня не били.

б) Когда мы стали старше, драки прекратились. Мы могли спокойной сидеть на скамейке Чистых прудов и в тысячный раз выяснять, почему я ей не нравлюсь, вернее, нравлюсь, но как-то не так. Не так, как Лемешев, как лётчик Громов, как Конрад Вейдт и Борис Бабочкин…
Величие и отдалённость этих моих соперников избавляли меня от ревности, но не от тоски…

в) И вот, наконец, что было мне ведомо многие годы, вдруг стало ясным всем ребятам:  в 326-й школе есть чудо, и чудо это – Нина Варакина.
Общее поклонение, как и всякий культ, непременно должно было обрести единую форму.Этой формой оказалась поэзия.
 
   Определите, какова эмоциональная окраска отрывка.

9. Прочитайте 20-22-1 абзацы рассказа, начиная со слов: « В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности» и кончая словами: « … по людному бульвару к тёмному, тихому пруду». Определите основную идею этой части, её место в структуре всего произведения.
   Обратите внимание на предложение:

Быть может, потому, что отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, что многие юноши носили республиканские зелёные пилотки с красным кантом и кисточкой, что на улицах то и дело вспыхивала «Бандера роха», самая популярная песня тех дней, что в разговорах поминутно звучали красивые и горькие слова: «Гвадалахара», «Овьедо», «Уэска», «Астурия», «Мадрид», что небо было озарено алым отблеском праздничных огней, в порой, в стороне Москвы-реки, ослепительно лопались в выси фейерверки, что вечер был душист и жарок и звенела музыка, - нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, её звуками и ароматами , её борьбой, её гневной непримиримостью.

   Определите, какие лексико-грамматические средства придают этому предложению по звучанию высокий пафос, оказывающий сильное эмоциональное воздействие на читателя.

   Прочитайте: Мы проглянули и приняли грядущее со всем, что оно возложит на наши плечи.
   Какой оттенок придаёт предложению употребление глагола проглянуть и существительное грядущее?

  10. В заключительной части рассказа Ю. Нагибин вновь возвращается к теме истоков.
   Прочитайте отрывок, в котором писатель даёт слово своим воображаемым оппонентам, сомневающимся в чистоте и щедрости Чистых прудов.

   Когда мы ловили рыбу на Чистых прудах, нас окружали зеваки. Брала рыба очень плохо, часами не было поклёвки, и , обозлённые отсутствием впечатлений, бездельники начинали поносить нас и Чистые пруды.
- Охота дурью мучиться, разве здесь может быть рыба?
- В такой грязи не то что рыба – лягушка сдохнет!
- Нашли где ловить – в сточной канаве!

   Определите отношение автора к говорящим. Какими лексико-грамматическими средствами это отношение выражено?
 
   Прочитайте:
Однажды осенью пруд опустили, чтобы углубить и расчистить. И вот тогда-то по берегам выстроились огромные плетёные корзины, доверху полные живой рыбы… Как же чист и щедр был наш водоём, если в нём могла дышать и жить вся эта рыбья несметь! Да, он был чист и щедр, как наше детство, он поил нас свежей водой, старый московский пруд, сказочное озеро молодых, давних лет!

   Скажите как слова как же был чист и щедр наш водоём, сказочное озеро, старый московский пруд соотносятся с заглавием рассказа. 

                                                      Примерные ответы.

                                                                  I                                 
   Рассказ Ю. Нагибина «Чистые пруды» представляет собой яркий образец так называемой лирической прозы, близкой к стиху.
   Композиционно-смысловое членение рассказа на части, единое начало первых строк различных частей рассказа, многократное повторение этих начальных стереотипов создаёт определенную ритмическую организацию текста, которая придаёт ему приподнятость, поэтичность.

                                                                   II   
   Эмоциональная приподнятость вступительной части рассказа (абзацы 1 – 2) создаётся:
   а) ритмической организацией первого предложения, которая достигается повторением однородных членов предложения (самого прекрасного…, самого радостного…, самого печального);
   б) использованием сугубо книжной, устаревшей лексики (средоточие, исполнено).

                                                                   III  
   В 3-м абзаце писатель рассказывает о своих первых, робких, самостоятельных шагах по Чистым прудам. Приподнятость, лиричность повествования создается в этом абзаце, как и в отрывке, разобранном выше, ритмической организацией текста (Чистые пруды – это первая горушка…,  Чистые пруды – это первая снежная баба…),  употреблением сугубо книжной , «высокой» лексики (ваятель, зодчий, творец), которая соседствует со словами, обозначающими предметы и действия, характерные для детской речи (горушка, снежная баба, дом из глины, хватать, рвать, рушить).

                                                                    IV
   1. Употребление глагола щеголять (ходить одетым во что-нибудь нарядное, щегольское) в сочетании со словами, обозначающими такую скромную одежду, как тенниска, сандалии на босу ногу, придаёт этому отрывку иронический оттенок.
   Глагол припасть, часто употребляемый в значении приникнуть с  чувством ( припасть к материнской груди, припасть к стопам… ) в сочетании со словом аппарат ( припал к аппарату) придаёт предложению комический оттенок. Глаголы припасть, крикнуть ( резко крикнул: «Спокойно, снимаю!»)  подчёркивают комичную экспрессивность действия маленького фотографа, не соответствующую тому скромному нехитрому делу, которое он делает.
   2. В звучании отрывка тонко переплетаются различные оттенки.
   Эмоциональную приподнятость, лиричность придаёт ему своеобразная ритмическая организация текста , близкая к стиху ( Он говорил это, когда я, четырёхлетний,… он говорил это, когда я, дошкольником…  и т. д.).
   Мягкая, доброжелательная ироничность писателя, который изображает наивные радости и мечты юности с высоты своего большого и трудного жизненного опыта, проявляется, в частности, в предложении: когда я … снимался на лыжах под кипарисами…

                                                                 V
   1. В 5-м абзаце Набигин повествует об отроческих заботах чистопрудных мальчишек. Писатель использует разговорные слова и жаргонные словечки, характерные для речи городских подростков довоенных лет (киношка, шмякать, прогульщик…).
   Автор довольно подробно и серьезно описывает опыт пионерской общественной деятельности своих сверстников. Лексика, используемая в отрывке, отражает круг деловых общественных обязанностей пионеров. Большинство слов здесь употреблено в своём основном, непереносном значении (собирать бумажный утиль, утиль мы сдавали… весовщику, мы сколачивали ящики для рационализаторских предложений рабочих и служащих почтамта…).
   2. В этом отрывке Нагибин говорит о становлении общественного, гражданского самосознания чистопрудных ребят:
   На Чистых прудах находилась наша библиотека – наш тир, наш клуб без стен, где решались наши пионерские дела, и наш райвоенкомат, откуда в сорок первом мы уходили на войду.
   Поэтому именно в этом отрывке Чистые пруды названы «столбовой дорогой детства».

                                                            VI
   1. Для Нагибина характерно обращение к словообразованию в поисках дополнительной экспрессивности, выразительности (палый, мрамористый).
   2. Поэтичность, лиричность рассматриваемых отрывков (абзацы 6,7) достигается:
   а) ритмической организацией текста (А плавание…, а смелые броски…, а теплота…, а потаённая жизнь…);
   б) метафорическим употреблением слов: Нежности и бережности учили нас… непрочные шарики( одуванчика), верности – двухцветное сродство Иван-да-Марьи…, бульвар тонул в опавшей листве…, не менее щедра была и наша чистопрудная осень.

                                                            VII
   В 8-м и 9-м абзацах рассказа изображаются мальчишеские драки за высокое звание «чистопрудных».
   Мягкая ироничность повествования достигается использованием стереотипов газетно-публицистического стиля речи в чуждой им сфере употребления: жестокий произвол чистопрудных захватчиков…, мы выступили против чистопрудных единым фронтом, … наголову разбили чистопрудных в решительной битве возле кинотеатра «Колизей».

                                                            VIII
   Лиризм в изображении первой, «увы, неудачной» любви автора сочетается в рассказе с характерной для Нагибина доброй, мягкой ироничностью.
   Наряду со строками, исполненными подлинного лиризма (Мне казалось естественным, что после разлуки с Ниной всё портится в мире: тускнеет день, глохнут звуки, загнивает воздух),встречаются и такие строки, которые содержат легкий оттенок ироничности. Например: Общее поклонение, как и всякий культ, … должно было обрести единую форму. Употребление слова культ в этом предложении создаёт комический эффект (Ср: культ личности – культ Нины Варакиной).
   Особенно явственно слышны иронические нотки при изображении страданий безответно влюблённого юноши:
   Мы могли спокойно сидеть на скамейке Чистых прудов и в тысячный раз выяснять, почему я ей не нравлюсь, вернее, нравлюсь, но как-то не так, как Лемешев, не так, как лётчик Громов, не так, как Конрад Вейдт и Борис Бабочкин…

Перечисление длинного списка Нининых «влюбленностей» делает комичной мечту автора об ответном чувстве безраздельной любви.

                                                             IX
   1. Рассматриваемая часть занимает центральное место в системе всего произведения как по своему содержанию, так и по силе экспрессивного воздействия на читателя.
   В этой части рассказа автор говорит о высокой исторической миссии своего поколения, которое в полной мере разделило с отцами тяжесть борьбы с фашизмом и радость победы над ним. Повествование проникнуто высоким гражданским пафосом.
   2. В рассматриваемом предложении говорится о причинах огромного воздействия героической борьбы испанского народа на сознание довоенного юношества.
   Приподнятость, эмоциональность данному предложению придает прежде всего своеобразная синтаксическая и ритмическая его организация.
   Шестикратное повторение однородных придаточных предложений причины ритмически организует текст, создавая эффект постепенного нарастания эмоциональной напряженности:
  
    Быть может, потому,
 что отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррули…,
 что многие… носили республиканские пилотки…,
 что на улицах то и дело вспыхивала «Бандера роха»…,
 что в разговорах поминутно звучали… слова: «Гвадалахара», «Овьедо»…,
 что небо было озарено алым отблеском… огней…,
 что вечер этот был душист и жарок и звенела музыка…

   Эмоциональная напряженность достигает своей кульминации при переходе ко второй части предложения: …нам, казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, её звуками и ароматами, её борьбой, её гневной непримиримостью.
   Эмоциональную приподнятость предложению придает также развёрнутая система тропов: прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, красивые и горькие слова, вечер… душист и жарок, вспыхивала «Бандера роха», воздух насыщен Испанией и проч., а также само романтически волнующее звучание испанских слов: «Гвадалахара», «Овьедо», «Уэска», «Астурия», «Мадрид».
   3. Глагол проглянуть (показать ,обнаружиться)  не имеет форм 1-го и 2-го лица. Нагибин, в поисках дополнительной экспрессивности, нарушает существующие формообразовательные ограничения и употребляет этот глагол в 1-м лице множественного лица.
   Необычное употребление глагола проглянуть в сочетании с сугубо книжным, «высоким» словом грядущее придает предложению эмоциональную приподнятость, торжественность звучания:
   Мы проглянули и приняли грядущее во всем, что оно возложит на наши плечи.

                                                                   X
   1. В заключительной части рассказа писатель полемически заостряет тему чистоты истоков.
   Образ Чистых прудов приобретает в этой связи аллегорический смысл (Чистые пруды – истоки юности, начало начал).
   Изображая своих оппонентов, приводя их аргументы, писатель не скрывает своего резко отрицательного отношения к ним. Он называет их зеваками, обозленными бездельниками. Их грубой брани он противопоставляет своеобразный поэтический дифирамб Чистым прудам.
   2. Называя Чистые пруды озером, водоёмом, употребляя краткую форму прилагательного чист, писатель как бы сознательно разрушает устойчивое словосочетание название пруда, оживляет первичное значение главного его компонента. Пруды не только называются «Чистыми прудами», но и действительно являются таковыми.
   Это подтверждается и образом рыбьей несмети, которая могла жить и дышать только в водоёме с чистыми истоками.


  

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»