Поиск информации. Компьютерный практикум «Ищем информацию в сети интернет»
учитель информатики,
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Цель урока:
научиться находить достоверную информацию в сети Интернет по интересующему вопросу, развивать критическое мышление;
формировать умение работать в группе.
Задачи урока:
закрепление представлений учащихся об обработке информации, не изменяющей еѐ содержания; сформировать представления учащихся о круге задач, связанных с поиском информации; сформировать у учащихся практические навыки поиска информации в сети Интернет и сохранения найденной информации.
Техническое оснащение урока: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, презентация; ПК учащихся, учебник, рабочая тетрадь.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: формирование представления о поиске информации как информационной задаче;
метапредметные: развитие навыков поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентности: поиска и организации хранения информации;
личностные: развитие способности анализа и критической оценки получаемой информации; ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов еѐ использования.
1. Вступление
Современный интернет настолько огромен и многообразен, что найти в нем нужную информацию порой совсем не просто. Особенно сложно приходится новичкам, поскольку они не знают, как правильно осуществлять поиск в интернете.
Наверняка вы сталкивались с ситуацией, когда никак не удается найти ответ на свой вопрос в сети Internet или вам нужно найти конкретный сайт, адрес которого вы потеряли, но помните примерную фразу в статье. Обычными способами иногда на это уходит много сил и времени. Решить данные проблемы можно грамотным составлением поисковых запросов и использованием возможностей предоставляемых операторами расширенного поиска.
Когда вам требуется что-либо найти в сети, у вас есть несколько вариантов. Воспользоваться каталогом сайтов, базой знаний (например, Википедия) или воспользоваться услугами одного из поисковиков. У каждого из этих способов есть свои достоинства и недостатки, но сейчас мы поговорим только об использовании поисковых систем.
2. Теоретический материал
Популярные поисковые системы
• Google - На сегодняшний, 2014-й год, крупнейшая поисковая система в мире. Вы можете искать в Google на 10 различных языках. Вы также можете настроить интерфейс на нужный вам язык. Например, если вы ищите немецкий сайт, то вы можете вводить запрос на немецком языке, и все вспомогательные надписи интерфейса будут на немецком языке.
Очень удобной функцией является "cache". Благодаря этой функцией пользователь может просмотреть проиндексированную страницу даже если эта страница удалена или сервер, на котором расположена страница недоступен.
С помощью Google можно найти страницы, которые не содержаться в его базе данных. Это возможно потому, что поисковый паук индексирует текст ссылок со страниц.
• Yandex.ru - Крупнейшая российская поисковая система. Компания Яндекс успешно отстояла у Google, и доминирует на рынке русскоязычного поиска, предоставляя не только лучшие, но и более интересные результаты поисков. После успешного выхода на финансовый рынок в 2011м годы, поисковик сейчас имеет достаточно финансов и открылся в англоязычном сегменте интернета на сайте Yandex.com
И главное нововведение этой поисковой системы, ранжирование по ссылкам. Другие нововведения относятся, главным образом, к переформулированию системой запросов пользователя: "что такое предмет" преобразуется в "предмет - это...", а если запрос начинается на слово "как", то в результатах в первую очередь пытаются выдать справочный документ.
Новый "Яндекс" стал "понимать" альтернативную лексику, которая входит в
В настоящее время "Яндекс" обладает самой полной базой документов среди русских поисковиков, а также самой узнаваемой маркой.
• Rambler.ru - Один из двух крупнейший российский интернет-порталов. Поисковая система Рамблер начала свое существование с 1996 года.
Поисковая система Рамблер при поиске учитывает морфологию русского языка, что дает больше возможностей для эффективного поиска информации. Реализована также система так называемых "перевязок", которая позволяет выдавать в результатах поиска не только страницы содержащие запрос, но и слова, которые являются синонимами запроса.
3. Презентация
1.Основные элементы поисковых систем.
Основные элементы поисковых систем это:
поле поиска, куда необходимо внести ключевую фразу, при помощи которой мы задаем условия поиска необходимой нам информацию;
кнопка “искать”, на которую надо нажать для начала поиска;
таблица найденных результатов, появляющаяся после того, как поисковая машина выполнила наш запрос.
2. Страница результатов поиска.
Поисковые машины не только находят страницы, но и сообщают о находках много ценной информации!
За время существования поисковых машин выработался стандарт выдачи пользователю страниц результатов поиска. Разобравшись в форме выдачи результатов одной поисковой машины, можно уверенно пользоваться остальными поисковиками.
Каждый результат поиска содержит:
• Заголовок найденной страницы.
• Отрывок из текста страницы, по которому видно, в каком окружении (контексте) используются нужные нам слова. Искомые слова в нем, как правило, выделены жирным шрифтом или отличаются по цвету от основного текста.
3. Операторы запроса.
При помощи языка запросов, можно искать текст на определенных участках страниц (в ссылках, в заголовках, в ключевых словах и др.). К сожалению, не существует общепринятого стандарта для операторов языка поисковых машин. Даже для основных операций разные поисковики имеют разные обозначения.
4.Страницы расширенного поиска.
Страницы расширенного поиска
Хотя языки поисковых запросов не очень сложны, большинство людей ими не пользуется... Поэтому существуют расширенные формы запросов при заполнении которых формируется сложный запрос даже без знаний о синтаксисе языка поисковой машины.
Использование языка запросов очень сокращает время поиска.
Так, например, практически все поисковики дают возможность искать только в заголовках сайтов. Грамотно составленный издателем заголовок полно и кратко описывает содержание страницы.
4. Правила поиска информации в Интернете
1). Не забываем о том, что писать поисковый запрос нужно грамотно. От этого также зависит качество выданной нам информации.
2). Поисковый запрос пишем только маленьким буквами. Если мы используем в запросе большие буквы, то не сможем увидеть ответы, где данное слово пишется с маленькой буквы. Используйте заглавные буквы только в именах собственных.
3). Использовать операторы запросов
4). Сохранять в избранном или в закладках браузера нужную информацию.
Поэтому найденную информацию, если она вам действительно важна, лучше всего сохранять в избранном или в закладках браузера. Используйте систему хранения информации в своем браузере с помощью папок, их можно создавать прямо на панели, нажав правой кнопкой мыши и выбрав «добавить папку».
5). Используйте функции расширенного поиска поисковых систем, если вам нужны уточнения по датам, географии, языку, формату файла.
6). Не пренебрегайте поиском на 2-й и последующих страницах. Часто бывает, что свежая и новая информация еще не успела попасть в ТОП 10, поэтому ее необходимо поискать. Иногда, ответы можно найти на пятой, или даже десятой странице.
Вывод:
Вы убедились, что поиск информации в Интернете, довольно простое занятие. Главное при этом, знать некоторые правила, которые смогут ее фильтровать. И тогда ваш поиск не будет занимать много времени и у вас не наступит разочарования от потерянного драгоценного времени.
5. Практическая часть
Группу обучающихся делим на 3 подгруппы, 1 группа будет работать в поисковой системе Google, 2 группа в Yandex.ru, 3 группа Rambler.ru
1. Сформулируйте несколько запросов по вашему вопросу. Учитывайте при этом, что если вам надо найти реферат о кошке, то по слову кошка вы найдете много всего того, что может и не может относиться к слову кот. Это могут быть книги со словом кошка в заголовке, это могут быть сайты, статьи, анекдоты, сказки, в общем все то, что к вашему настоящему запросу не имеет никакого отношения.
Поэтому пишем коротко и ясно: рефераты о кошках.
Сравниваем: Яндекс нам выдал 2 млн ответов, Гугл оценил, что нам будут полезны 466 000 страниц, Rambler.ru 2 млн ответов.
2. Сузим область поиска. Для этого заключим в кавычки наш запрос, и он будет выглядеть так: «рефераты о кошках».
Теперь мы видим, что на этих страницах, которые нам выдали поисковики, будет информация, связанная с рефератами о слонах.
Сравниваем: Яндекс нам выдал 419 ответов, Гугл оценил, что нам будут полезны 1 180 страниц, Rambler.ru 49 000 ответов.
3. С помощью знаков + и — можно указать какие слова мы хотим или не хотим видеть.
Например, при запросе «рефераты о кошках» можно отметить знаком (-) слово сиамские. В этом случае, можете рассчитывать на то, что информацию о сиамских кошках вы не увидите.
4. Знак | сможет дать понять поисковым системам, что вы хотите найти «или-или».
Если вы спросите «как написать реферат|оформить реферат», то в ответах у вас будут и как написать реферат и как его оформить.
5. Знаком ! мы указываем, что хотим знать точную информацию по конкретному слову.
Например, при поиске запроса !кошка, мы увидим точное соответствие данному слову без словоформ. То есть, в поиске не будут отображены различные формы слова «кашка» — кошки, кошкам, кошками, о кошках и т.д.
6. Принимайте во внимание, что через какое-то время поиск может выдать вам совершенно другую информацию.
Поэтому найденную информацию, если она вам действительно важна, лучше всего сохранять в избранном или в закладках браузера. Используйте систему хранения информации в своем браузере с помощью папок, их можно создавать прямо на панели, нажав правой кнопкой мыши и выбрав «добавить папку».
6. Методические рекомендации к проведению:
Необходимо наличие компьютеров, подключенных к интернету.
Используем доступ в интернет для теоретической части.
Разделить группу слушателей на 3 группы 1 группа будет работать в поисковой системе Google, 2 группа в Yandex, 3 группа Rambler.
Используем таблицу «язык запросов». Приложение 1.
Для наглядной демонстрации используем мультимедиа проектор, работаем в интернете и показываем на экране.
Литература
1. «Информатика» для 5 класса (ФГОС). Босова Л. Л., Босова А. Ю. 2013 г.
2. Методическое пособие по информатике для 5 класса ФГОС. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/mp-5kl-fgos.pdf
3. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде», Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.В.Чернобай. – М.: Просвещение, 2012.
4. Копилка эффективных советов http://kopilkasovetov.com/internet-uroki-soveti/effektivnyie-sovetyi-po-poisku-informatsii-v-internete