Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект урока (6 класс, УМК Босовой Л.Л.)

Умозаключение как форма мышления

Ефремова Мария Владиславовна,
учитель информатики ГБОУ СОШ №160
с углублённым изучением английского языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 


Предмет Информатика и ИКТ

Урок  № 24

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Базовый учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ:  Учебник для 6 класса

Деятельностная цель: развивать умение использовать универсальные логические законы в простейших рассуждениях с разным предметным содержанием; воспитывать культуру мышления обучающихся.

Образовательная цель: способствовать формированию у учащихся общего представления об умозаключении как форме мышления.

Формирование УУД:

Личностные действия: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь  в группе.

Регулятивные действия: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

Познавательные действия: получать и обрабатывать информацию;  ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные действия: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе,  формулировать собственное мнение и позицию.

 

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

(1 минута)

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний

(5 минут)

 

 

Предлагает ответить на вопросы:

Что такое суждение? Какие бывают суждения? Как образуются сложные суждения? (слайд 1). Даёт проверочную работу на определение вида суждений (слайд 2, приложение 1).

 

Отвечают на вводные вопросы. Пишут проверочную работу.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение  регулировать свои действия, взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Постановка учебной задачи

(3 минуты)

Подводит учащихся к теме урока «Умозаключение» на основе одного примера из проверочной работы (на основе двух суждений мы получаем новое суждение) и ставит задачи: научиться делать правильные умозаключения (слайды 3-5)

Воспринимают на слух, формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение  регулировать свои действия.

Познавательные: умение получать и обрабатывать информацию.

Открытие нового знания

(9 минут)

 

Приводит примеры новых умозаключений, полученных из суждений (слайды 6-7). Подводит учащихся к выводу, что не всегда из двух суждений можно получить правильное умозаключение (слайд 8), умозаключения выводятся по определенным правилам  (слайды 9-12), знакомит с примером оформления решения задачи в тетради.

Учащиеся знакомятся со схемами и описаниями форм получения умозаключений, определяют отношения  между понятиями на схеме, учатся оформлять решения в тетради.

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий,

осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение рационально использовать теоретическую информацию.

Первичное закрепление

(2 минуты)

 

Предлагает учащимся на основе двух суждений вывести умозаключение (Слайд 13), контролирует деятельность.

Определяют схему, на основе которой можно построить умозаключение для каждого примера, по схеме строят умозаключение, объясняют свой выбор.

Личностные: освоение новых видов деятельности, участие  в творческом, созидательном процессе;

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выполнять учебно-познавательные действия в умственной форме; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

(7 минут)

 

Предлагает учащимся разбиться на пары и самостоятельно получить умозаключение. Дается 3 пары суждений, одна из которых не соответствует изученным ранее схемам. Организует работу пар, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников (приложение 2).

 

Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции.

Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую  информацию; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций.

Компьютерный практикум

(15 минут)

Просит выполнить Практическую работу №11 «Знакомимся с векторной графикой» (задания 4 – 6) из учебника Л.Л. Босовой.

Садятся за компьютеры, выполняют  практическую работу в текстовом процессоре LibreOffice Writer.

Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; развитие усидчивости, трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.

Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий; умение осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую  информацию; умение планировать свою трудовую деятельность, формирование ИКТ-компетентности.

Рефлексия     деятельности. Итог урока (3 минуты)

 

Просит в текстовом процессоре LibreOffice Writer с помощью инструмента Смайл панели рисования отразить свое мнение о том, как ученик чувствовал себя на уроке.

Также просит ответить на вопросы: О чём вы узнали на этом уроке? С какими новыми понятиями познакомились? С какими понятиями предыдущих занятий встретились? Есть ли вопросы по теме? Задает домашнее задание.

Оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы по теме урока. Записывают домашнее задание.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в форме

 

 

Литература:

  1. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 215 с.

 

Презентация к уроку в формате ppt (скачать)

 

Приложение 1 (проверочная работа)

Определите вид суждения:

  1. «Некоторые змеи не имеют ядовитых зубов»
  2. «Ни один ученик не мечтает остаться на второй год»
  3. «Все спортсмены стремятся к победе»
  4. «Некоторые животные ведут ночной образ жизни»
  5. «Некоторые книги полезны»
  6. «Если много работать, то можно многого добиться»
  7. «Некоторые деревья зимой зелёные»
  8. «Ни один кит — не рыба»
  9. «Сверкнула молния, и загремел гром»
  10. «Все сосны являются хвойными деревьями»

 

Приложение 2 (задания для работы в группах)

1 группа

  1. Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» – имя существительное.
  2. Ни один слон не может летать.  Все птицы летают.
  3. Движение вечно. Хождение в школу – движение.

 

2 группа

  1. Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи. Санкт-Петербург не находится за полярным кругом.
  2. Ни один кит не дышит жабрами. Все рыбы дышат жабрами.
  3. Если число оканчивается на 0, то оно делится на 5. Данное число не делится на 5.

3 группа

  1. Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь – растение.
  2. Помидоры съедобны. Ни один огурец не является помидором.
  3. Ни один паук не является насекомым. Все тарантулы – пауки.

 

4 группа

  1. Если числитель меньше знаменателя, то дробь правильная. У дроби 3/8 числитель меньше знаменателя.
  2. Некоторые растения – ядовиты. Клюква – растение.
  3. Тем, кто не имеет волос, расчёска не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»