Конспект урока (6 класс, УМК Босовой Л.Л.)
Умозаключение как форма мышления
Ефремова Мария Владиславовна,
учитель информатики ГБОУ СОШ №160
с углублённым изучением английского языка
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Предмет Информатика и ИКТ
Урок № 24
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Базовый учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса
Деятельностная цель: развивать умение использовать универсальные логические законы в простейших рассуждениях с разным предметным содержанием; воспитывать культуру мышления обучающихся.
Образовательная цель: способствовать формированию у учащихся общего представления об умозаключении как форме мышления.
Формирование УУД:
Личностные действия: владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
Регулятивные действия: прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.
Познавательные действия: получать и обрабатывать информацию; ставить и формулировать проблемы.
Коммуникативные действия: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе, формулировать собственное мнение и позицию.
Этап урока |
Действия учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
Организационный момент (1 минута) |
Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих. |
Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. |
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
Актуализация знаний (5 минут)
|
Предлагает ответить на вопросы: Что такое суждение? Какие бывают суждения? Как образуются сложные суждения? (слайд 1). Даёт проверочную работу на определение вида суждений (слайд 2, приложение 1).
|
Отвечают на вводные вопросы. Пишут проверочную работу. |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. |
Постановка учебной задачи (3 минуты) |
Подводит учащихся к теме урока «Умозаключение» на основе одного примера из проверочной работы (на основе двух суждений мы получаем новое суждение) и ставит задачи: научиться делать правильные умозаключения (слайды 3-5) |
Воспринимают на слух, формулируют тему урока, записывают в тетрадь. |
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Познавательные: умение получать и обрабатывать информацию. |
Открытие нового знания (9 минут)
|
Приводит примеры новых умозаключений, полученных из суждений (слайды 6-7). Подводит учащихся к выводу, что не всегда из двух суждений можно получить правильное умозаключение (слайд 8), умозаключения выводятся по определенным правилам (слайды 9-12), знакомит с примером оформления решения задачи в тетради. |
Учащиеся знакомятся со схемами и описаниями форм получения умозаключений, определяют отношения между понятиями на схеме, учатся оформлять решения в тетради. |
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение рационально использовать теоретическую информацию. |
Первичное закрепление (2 минуты)
|
Предлагает учащимся на основе двух суждений вывести умозаключение (Слайд 13), контролирует деятельность. |
Определяют схему, на основе которой можно построить умозаключение для каждого примера, по схеме строят умозаключение, объясняют свой выбор. |
Личностные: освоение новых видов деятельности, участие в творческом, созидательном процессе; Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выполнять учебно-познавательные действия в умственной форме; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (7 минут)
|
Предлагает учащимся разбиться на пары и самостоятельно получить умозаключение. Дается 3 пары суждений, одна из которых не соответствует изученным ранее схемам. Организует работу пар, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия учеников (приложение 2).
|
Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль выполнения операции. |
Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных операций. |
Компьютерный практикум (15 минут) |
Просит выполнить Практическую работу №11 «Знакомимся с векторной графикой» (задания 4 – 6) из учебника Л.Л. Босовой. |
Садятся за компьютеры, выполняют практическую работу в текстовом процессоре LibreOffice Writer. |
Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда; развитие усидчивости, трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий; умение осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение планировать свою трудовую деятельность, формирование ИКТ-компетентности. |
Рефлексия деятельности. Итог урока (3 минуты)
|
Просит в текстовом процессоре LibreOffice Writer с помощью инструмента Смайл панели рисования отразить свое мнение о том, как ученик чувствовал себя на уроке. Также просит ответить на вопросы: О чём вы узнали на этом уроке? С какими новыми понятиями познакомились? С какими понятиями предыдущих занятий встретились? Есть ли вопросы по теме? Задает домашнее задание. |
Оценивают свою работу на уроке, отвечают на вопросы по теме урока. Записывают домашнее задание. |
Личностные: оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в форме |
Литература:
- Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 215 с.
Презентация к уроку в формате ppt (скачать)
Приложение 1 (проверочная работа)
Определите вид суждения:
- «Некоторые змеи не имеют ядовитых зубов»
- «Ни один ученик не мечтает остаться на второй год»
- «Все спортсмены стремятся к победе»
- «Некоторые животные ведут ночной образ жизни»
- «Некоторые книги полезны»
- «Если много работать, то можно многого добиться»
- «Некоторые деревья зимой зелёные»
- «Ни один кит — не рыба»
- «Сверкнула молния, и загремел гром»
- «Все сосны являются хвойными деревьями»
Приложение 2 (задания для работы в группах)
1 группа
- Все имена существительные изменяются по падежам и числам. Слово «урок» – имя существительное.
- Ни один слон не может летать. Все птицы летают.
- Движение вечно. Хождение в школу – движение.
2 группа
- Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи. Санкт-Петербург не находится за полярным кругом.
- Ни один кит не дышит жабрами. Все рыбы дышат жабрами.
-
Если число оканчивается на 0, то оно делится на 5. Данное число не делится на 5.
3 группа
- Все растения на свету поглощают углекислый газ. Тополь – растение.
- Помидоры съедобны. Ни один огурец не является помидором.
- Ни один паук не является насекомым. Все тарантулы – пауки.
4 группа
- Если числитель меньше знаменателя, то дробь правильная. У дроби 3/8 числитель меньше знаменателя.
- Некоторые растения – ядовиты. Клюква – растение.
- Тем, кто не имеет волос, расчёска не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос.