Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Системы счисления

Чеботарева Юлия Владимировна,
учитель информатики и ИКТ ГБОУ СОШ №692
Калининского района Санкт-Петербург

 

Цель: ввести понятие систем счисления

Задачи:

 

1.     Образовательные – актуализировать основной материал по системам счисления.

 

2.     Развивающие – развивать познавательный  интерес, наблюдательность, логическое мышление.

 

3.     Воспитательные – формировать информационную культуру, повышать мотивацию учащегося за счет  использования интерактивных средств обучения.

 

4.     Здоровьесберегающие – соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности.

 

Оборудование: доска, презентации, раздаточный материал с заданиями.

 

Ход урока

 

1.     Организационный момент.

 

Приветствие. Проверка отсутствующих.

 

2.     Проверка домашнего задания.

 

3.    Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний.

 

Работа с учащимися (вопрос-ответ)

                

 

Вопросы:

 

  1. Зачем людям цифры? Когда они впервые появились? (Возникновение десятичной системы счисления связывают со счетом на пальцах рук.)
  2. Каким количеством цифр мы с вами пользуемся на уроках математики и в обыденной жизни? (10 цифр : 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9)
  3. Из  каких разрядов состоит число 158 (100 – разряд сотен, 50 – разряд десятков, 8 – число единиц)
  4. Вам знакомы римские цифры. Вспомните, какому числу соответствует запись:

ХII-12, VII – 7, III – 3, C- 100, D – 500, M – 1000,XL-50,LX – 60.

 

 

4.     Изучение нового материала (Презентация)

 

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока «Системы счисления» и определение.

Система счисления – это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков (цифр).

 

Новый материал (можно дать заранее задание нескольким ученикам подготовить сообщение по данной теме)

 

            1 ученик: История наших привычных «арабских» чисел очень запутана. Нельзя сказать точно и достоверно как они произошли. Одно точно известно, что именно благодаря древним астрономам, их точным расчетам мы и имеем наши числа. Между II и VI веками н.э. индийские астрономы познакомились с греческой астрономией. Они переняли шестидесятеричную систему и круглый греческий нуль. Индийцы соединили принципы греческой нумерации с десятичной мультипликативной системой, взятой из Китая.

Так же они стали обозначать цифры одним знаком, как было принято в древнеиндийской нумерации брахми. Это и был завершающий шаг в создании позиционной десятичной системы счисления. Блестящая работа индийских математиков была воспринята арабскими математиками и Аль-Хорезми в IX веке написал книгу "Индийское искусство счета", в которой описывает десятичную позиционную систему счисления.

             В XII в. Хуан из Севильи перевел на латынь эту книгу, и индийская система счета широко распространилась по всей Европе. А так как труд Аль-Хорезми был написан на арабском языке, то за индийской нумерацией в Европе закрепилось неправильное название - "арабская".

2 ученик:  Мароканский историк Абделькари Боужибар считает, что арабским цифрам в их первоначальном варианте было значение в строгом соответствии с числом углов, которые образуют фигуры. Так, единица создает один угол, тройка - три, пятерка – 5 и т.д. Ноль не образует никакого угла, поэтому он не имеет никакого содержания. (На доске ученик рисует цифры от 0 до 9 и обозначает углы)

«Изобретение десятичной системы счисления относится к главным достижениям человеческой мысли. Без нее вряд ли могла существовать, а тем более возникнуть современная техника.

            Появилась десятичная система, вероятно, в Индии. Выбор графических изображений для цифр не принципиален. Современные изображения цифр – простая стилизация древних арабских цифр.

 

Записать в тетрадь:

Система счисления, в которой значение  цифры зависит от ее позиции в последовательности цифр, изображающих число, принято называть позиционными.

            Обычная система счисления, которой мы пользуемся – позиционная.

            Рассмотрим  число 3154782.

            Каждая из цифр в этом числе несет двойную информацию:

            1-свое собственное значение 3,1,5,4,7,8,2

            2- место (позицию), которое занимает в записи числа (т.е. разряды)

 

Далее предлагается ученикам записать число 3154782 и разложить это число

3х1000000+

1х100000+

5х10000+

4х1000+

7х100+

8х10+

2

 

Непозиционная система счисления – римская

 

I-1

II-2

III-3

IV-4

V-5

X-10

C-100

M-1000

XL-50

XC-90

 

 

Записать в тетрадь:

Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием.

Основаниепозиционной системы счисления – это количество различных знаков или символов, используемых для изображения цифр в данной системе счисления.

За основание системы счисления можно принять любое натуральное число – два, три, четыре и т.д.

В десятичной системе 10 цифр – система счисления десятичная.

В двоичной 2 цифры – система счисления двоичная.

 

Правила перевода в двоичную систему из десятичной:

 

1.Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное;

2.Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее.

3.Если частное равно 0, то записать все полученные остатки, начиная с первого, слева направо

На доске приводится пример перевода числа 567 из десятичной системы счисления в двоичную.

           

5.    Физкультминутка

 

http://videouroki.net (автор Дмитрий Тарасов )

 

6.     Обобщение и систематизация знаний

 

 (Раздаточный материал. Ученикам дается время на выполнение задания. Выполненные работы сдаются учителю. )

 

 

7.     Домашнее задание  

Проверь равенства:

110

1010

10010

111011

6

11

15

58

 

 

  1. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.

 

  1. Список литературы и Internet-ресурсов:

 

  1. Тур С.Н., Бокучава Т.П. Первые шаги в мире информатики. Опорные конспекты для 7 класса.

 

  1. Коляда М.Г. Окно в удивительный мир информатики

 

  1.  http://videouroki.net/

 

  1. http://rudocs.exdat.com/docs/index-160720.html

 

  1. http://misparim.at.ua/index/0-2

 

  1. http://ricos-td.at.ua/load/tovarnye_gruppy/kalkuljatory_nastolnye_ot_14_do_16_razrjadov_brilliant/133-1-0-801

 

  1. http://www.krugosvet.ru/node/41976?page=0,2

 

 

 

Скачать файл: sistsch.pptx

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»