Облачные технологии – дополнительные возможности в образовании
Демина Татьяна Анатольевна
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Комплекс практических знаний и навыков в области информатики основан на знаниях об информационном пространстве, социальных механизмах, языке, истории развития информационных технологий и т.д. Человек должен не только свободно ориентироваться в потоке информации, он должен оперировать интегративным знанием, знанием, включающим технические и гуманитарные компоненты. Только в этом случае можно говорить об образовании человека, ведь информатизация образования, в конечном счете, преследует именно эти цели.
Задачи современной школы характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Задача современной школы может быть сформулирована как достижение новых образовательных результатов, понимаемых как изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем (А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков, О.Е. Лебедев и др.).
Информатика является теоретической платформой информатизации общества, перехода от постиндустриального типа общества к информационному. Информационные технологии являются прикладным следствием информатики как теоретической платформы. Знания в области информатики (“математической информатики”) фундаментальны, а компетенции в области ИКТ составляют алгоритмическую основу жизни современного гражданина, включая непрерывное электронное обучение (обучение, подготовку, повышение квалификации в электронной информационно-образовательной среде). В связи с этим чрезвычайно важно создать все условия для обеспечения непрерывного курса информатики и ИКТ от начальной школы до старшей в доступной электронной информационно-образовательной среде.
Эти положения закреплены стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. 2036-р) и Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497).
Наиболее значимыми изобретениями двух последних десятилетий, Интернет (WWW), сотовая телефония, персональные компьютеры. В повседневной реальности мобильные телефоны перестали быть только средством телефонной связи, эти аппараты используются для различных целей, в том числе для выхода в Интернет.
Глобальная сеть Интернет, послужила началом информационной революции в человеческой цивилизации. Стремительное развитие сетевых технологий и глобальной сети Интернет в последнее десятилетие дало возможность любому иметь доступ к информационным ресурсам всего человеческого сообщества.
Таким образом, новые интернет-технологии не только меняют окружающую нас жизнь, но и активно влияют на формы и содержание образования.
Примерами приложений, которые применяются или могут быть успешно применены в образовании и для которых необходим широкополосный Интернет-доступ, являются: потоковое медиа и видеоконференции; дистанционное обучение; онлайн-классы для поддержки профессионального развития; онлайн- оценивание и безопасное представление данных; мультимедийные приложения, позволяющие делать обучение интересным и релевантным. Интернет предоставляет разнообразные сервисы современному пользователю. Эти сервисы, в свою очередь, влияют на образование, открывая множество возможностей для улучшения и интенсификации образовательного процесса, стимулируя появление новых методик обучения.
Выделим следующие услуги и сервисы, используемые в образовании: Электронная почта, списки рассылки, форумы, блоги – позволяют участникам образовательного процесса обмениваться сообщениями, высказывать свое мнение, выполнять совместные проекты, и т.п.; FTP, файлообменные сети – позволяют хранить и пересылать файлы; Чаты – позволяют в режиме реального времени обмениваться текстовыми сообщениями.
Важная роль Интернет-технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, способствуют созданию новых форм образования.
Использование облачных технологий в образовании открывает дополнительные возможности для взаимодействия учащихся и учителей. Информатизация образования сегодня считается важным условием поступательного становления общества. Улучшение информационных технологий занимает главное место из числа бессчетных свежих направлений становления образования. Оно направлено на развитие школьной инфраструктуры, а конкретно информационной среды образовательного учреждения, собственно представляет введение и действенное применение новейших информационных сервисов. Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.
Облачные технологии стали возможны благодаря бурному развитию аппаратного обеспечения: мощность процессоров растут день ото дня, развивается многоядерная архитектура и объемы жестких дисков. Да и интернет-каналы стали намного шире и быстрее. Облако — это не сам Интернет, а весь тот набор аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает обработку информации. Такое простое действие, как запрос страницы сайта, представляет собой пример облачного вычисления. Если Вам надоело постоянно носить с собой флешку? На помощь приходят облачные технологии, ведь с их помощью теперь не обязательно повсюду носить с собой кучу флешек или кабель для подключения к смартфону. Сейчас свои файлы можно хранить удалённо в облачных хранилищах. Облачные технологии — это новая возможность хранение данных.
Удобство облачных технологий состоит в следующем: - Вы можете не иметь никаких программ на своём компьютере, а иметь только выход в Интернет. Облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования. Удаленный доступ к данным в облаке — работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет. Сравним традиционные и облачные технологии. Традиционные технологии Облачные технологии Электронная почта: Outlook. Письма скачиваются при запуске программы на компьютер пользователя и хранятся там. Браузерная почта: Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru и т. п. Содержимое писем можно читать, скачать вложения, но физически всё хранится на сервере. Можно прочитать любое из своих писем с любого компьютера, подключенного к сети. Музыка, кино, книги: скачали/купили и слушаете, смотрите, читайте. Смотрите фильмы онлайн это гораздо удобнее и не надо засорять устройство лишней информацией. Сейчас существует множество подобных сервисов, которые при достаточно высокой скорости передачи данных обеспечивают неплохое качество воспроизведения. При этом не надо ждать, пока фильм скачается.
Очень удобно использовать офисные приложения, такие как текстовый редактор, электронные таблицы и презентации, предоставляющие возможности совместной работы. Конечно это усеченная версия, но все необходимое для создания документов там имеется. А как удобно если у одного человека нескольких компьютеров: на работе, дома, ноутбук, планшет. Между ними приходится постоянно переносить файлы, открывать и редактировать документы «на ходу» на различных устройствах придумывать новые имена хранить старые версии редактировать и переносить с одного устройства на все остальные. Иногда возникают проблемы с совместимостью программного обеспечения. Ограниченный объем жесткого диска компьютера. Для переноса файлов иногда все необходимые данные могут просто не поместиться на одну флешку. Причем, на разных устройствах могут стоять различные прикладные программы, имеющие непохожий интерфейс и работающие с файлами разных форматов. Необходимость работать над одним документом нескольким людям одновременно.
Например:
Совместная проектная работа учащихся. Схема деятельности такова. Учащиеся получают темы проектов и делятся на группы. В группе распределяются обязанности. Затем руководитель группы создает документ и предоставляет доступ к нему остальным участникам (с помощью ссылки или по адресам электронной почты). Учащиеся работают над проектом дома или в колледже, наполняя документы содержанием. Когда работа закончена, предоставляется доступ учителю. Учитель может прокомментировать какие-либо части документа, чтобы учащиеся могли скорректировать его содержание до защиты проекта. При оценивании участия в создании проекта важно то, что учитель может отследить хронологию изменений. По этой хронологии можно в какой-то степени определить, какой вклад внес каждый участник группы.
Дистанционное обучение. Учитель дает задание учащимся с помощью электронного дневника. Это могут быть любые письменные задания. Ученик должен будет либо создать документ, либо каким-то образом поработать с документом, созданным учителем (ответить на вопросы, решить задачи, заполнить таблицу). Учитель может посмотреть измененный документ, так как у него есть к нему доступ. Как начать? Для работы с сервисом надо иметь всего лишь компьютер, подключенный к сети Интернет, причем это может быть и мобильное устройство, такое как смартфон или планшет. Создавать документы на таких устройствах не очень удобно, но внести какие-либо изменения легко. Второе условие — иметь действующий адрес электронной почты. Он необходим для того, чтобы завершить процедуру регистрации в облачном сервисе, так как на электронный адрес отправляется письмо со ссылкой, перейдя по которой пользователь подтверждает регистрацию. После регистрации можно сразу же начинать работать.
Недостатки облачных технологий. Говоря о преимуществах облачных технологий, не стоит умалчивать и об опасностях, которые они могут принести. Во-первых, это зависимость от подключения к сети. Не стоит надеяться на Интернет, особенно, если вы, к примеру, отправляясь на конференцию, имеете единственную копию вашего выступления в облаке. Вообще, это одна из главных заповедей при работе с важной информацией — делать резервные копии- ВСЕГДА!!!. Надо сохранять копии документов и в локальных папках на компьютере, и на переносных носителях. В-третьих, это защита персональных данных. Не стоит хранить в облаке конфиденциальную информацию. Есть прекрасная поговорка, согласно которой давать в долг можно только ту сумму, которую вы готовы подарить. Аналогично и с облачными технологиями. Доверять им можно только те данные, с которыми вы без особого сожаления готовы расстаться.
Самая большая проблема на мой взгляд, это безопасность и поэтому в облаке нужно размещать только ту информацию которая получена при совместной работе и не несет ценной информации, но процесс создания является основным критерием активности учащихся и результат освоения материала. Анализ работы всех студентов и рассылка результатов или возможность просмотра рейтинга участников проекта формирует у учащихся ответственность, значимость, стимулирует к самостоятельной работе и освоению новых знаний.
Подведем итог. Облачные сервисы можно применять на уроках как информатики, так и других дисциплин, а также во внеурочной деятельности для:
·управления личной информацией, доступом к своим документам;
·поиска информации, перевода терминов;
·создания документов, хранения документов в защищенном хранилище;
·совместной работы с документами;
·сотрудничества с учащимися в режиме реального времени;
·обмена информацией, электронной почты;
Используемые источники
1. Облачные сервисы в образовании [Электронный ресурс]. – http://verapetrovna.ucoz.net/publ/oblachnye_servisy_v_obrazovanii/1-1-0-9.
2. Облачные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657242.
3. Портал Интернет-обучения E-education.ru [Электронный ресурс]. – http://www.eeducation.ru.
2. Облачные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657242.Задачи современной школы характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Задача современной школы может быть сформулирована как достижение новых образовательных результатов, понимаемых как изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности и общества проблем (А.Г. Асмолов, А.М. Кондаков, О.Е. Лебедев и др.).
Информатика является теоретической платформой информатизации общества, перехода от постиндустриального типа общества к информационному. Информационные технологии являются прикладным следствием информатики как теоретической платформы. Знания в области информатики (“математической информатики”) фундаментальны, а компетенции в области ИКТ составляют алгоритмическую основу жизни современного гражданина, включая непрерывное электронное обучение (обучение, подготовку, повышение квалификации в электронной информационно-образовательной среде). В связи с этим чрезвычайно важно создать все условия для обеспечения непрерывного курса информатики и ИКТ от начальной школы до старшей в доступной электронной информационно-образовательной среде.
Эти положения закреплены стратегией развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. 2036-р) и Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497).
Наиболее значимыми изобретениями двух последних десятилетий, Интернет (WWW), сотовая телефония, персональные компьютеры. В повседневной реальности мобильные телефоны перестали быть только средством телефонной связи, эти аппараты используются для различных целей, в том числе для выхода в Интернет.
Глобальная сеть Интернет, послужила началом информационной революции в человеческой цивилизации. Стремительное развитие сетевых технологий и глобальной сети Интернет в последнее десятилетие дало возможность любому иметь доступ к информационным ресурсам всего человеческого сообщества.
Таким образом, новые интернет-технологии не только меняют окружающую нас жизнь, но и активно влияют на формы и содержание образования.
Примерами приложений, которые применяются или могут быть успешно применены в образовании и для которых необходим широкополосный Интернет-доступ, являются: потоковое медиа и видеоконференции; дистанционное обучение; онлайн-классы для поддержки профессионального развития; онлайн- оценивание и безопасное представление данных; мультимедийные приложения, позволяющие делать обучение интересным и релевантным. Интернет предоставляет разнообразные сервисы современному пользователю. Эти сервисы, в свою очередь, влияют на образование, открывая множество возможностей для улучшения и интенсификации образовательного процесса, стимулируя появление новых методик обучения.
Выделим следующие услуги и сервисы, используемые в образовании: Электронная почта, списки рассылки, форумы, блоги – позволяют участникам образовательного процесса обмениваться сообщениями, высказывать свое мнение, выполнять совместные проекты, и т.п.; FTP, файлообменные сети – позволяют хранить и пересылать файлы; Чаты – позволяют в режиме реального времени обмениваться текстовыми сообщениями.
Важная роль Интернет-технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, способствуют созданию новых форм образования.
Использование облачных технологий в образовании открывает дополнительные возможности для взаимодействия учащихся и учителей. Информатизация образования сегодня считается важным условием поступательного становления общества. Улучшение информационных технологий занимает главное место из числа бессчетных свежих направлений становления образования. Оно направлено на развитие школьной инфраструктуры, а конкретно информационной среды образовательного учреждения, собственно представляет введение и действенное применение новейших информационных сервисов. Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.
Облачные технологии стали возможны благодаря бурному развитию аппаратного обеспечения: мощность процессоров растут день ото дня, развивается многоядерная архитектура и объемы жестких дисков. Да и интернет-каналы стали намного шире и быстрее. Облако — это не сам Интернет, а весь тот набор аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает обработку информации. Такое простое действие, как запрос страницы сайта, представляет собой пример облачного вычисления. Если Вам надоело постоянно носить с собой флешку? На помощь приходят облачные технологии, ведь с их помощью теперь не обязательно повсюду носить с собой кучу флешек или кабель для подключения к смартфону. Сейчас свои файлы можно хранить удалённо в облачных хранилищах. Облачные технологии — это новая возможность хранение данных.
Удобство облачных технологий состоит в следующем: - Вы можете не иметь никаких программ на своём компьютере, а иметь только выход в Интернет. Облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования. Удаленный доступ к данным в облаке — работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет. Сравним традиционные и облачные технологии. Традиционные технологии Облачные технологии Электронная почта: Outlook. Письма скачиваются при запуске программы на компьютер пользователя и хранятся там. Браузерная почта: Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru и т. п. Содержимое писем можно читать, скачать вложения, но физически всё хранится на сервере. Можно прочитать любое из своих писем с любого компьютера, подключенного к сети. Музыка, кино, книги: скачали/купили и слушаете, смотрите, читайте. Смотрите фильмы онлайн это гораздо удобнее и не надо засорять устройство лишней информацией. Сейчас существует множество подобных сервисов, которые при достаточно высокой скорости передачи данных обеспечивают неплохое качество воспроизведения. При этом не надо ждать, пока фильм скачается.
Очень удобно использовать офисные приложения, такие как текстовый редактор, электронные таблицы и презентации, предоставляющие возможности совместной работы. Конечно это усеченная версия, но все необходимое для создания документов там имеется. А как удобно если у одного человека нескольких компьютеров: на работе, дома, ноутбук, планшет. Между ними приходится постоянно переносить файлы, открывать и редактировать документы «на ходу» на различных устройствах придумывать новые имена хранить старые версии редактировать и переносить с одного устройства на все остальные. Иногда возникают проблемы с совместимостью программного обеспечения. Ограниченный объем жесткого диска компьютера. Для переноса файлов иногда все необходимые данные могут просто не поместиться на одну флешку. Причем, на разных устройствах могут стоять различные прикладные программы, имеющие непохожий интерфейс и работающие с файлами разных форматов. Необходимость работать над одним документом нескольким людям одновременно.
Например:
Совместная проектная работа учащихся. Схема деятельности такова. Учащиеся получают темы проектов и делятся на группы. В группе распределяются обязанности. Затем руководитель группы создает документ и предоставляет доступ к нему остальным участникам (с помощью ссылки или по адресам электронной почты). Учащиеся работают над проектом дома или в колледже, наполняя документы содержанием. Когда работа закончена, предоставляется доступ учителю. Учитель может прокомментировать какие-либо части документа, чтобы учащиеся могли скорректировать его содержание до защиты проекта. При оценивании участия в создании проекта важно то, что учитель может отследить хронологию изменений. По этой хронологии можно в какой-то степени определить, какой вклад внес каждый участник группы.
Дистанционное обучение. Учитель дает задание учащимся с помощью электронного дневника. Это могут быть любые письменные задания. Ученик должен будет либо создать документ, либо каким-то образом поработать с документом, созданным учителем (ответить на вопросы, решить задачи, заполнить таблицу). Учитель может посмотреть измененный документ, так как у него есть к нему доступ. Как начать? Для работы с сервисом надо иметь всего лишь компьютер, подключенный к сети Интернет, причем это может быть и мобильное устройство, такое как смартфон или планшет. Создавать документы на таких устройствах не очень удобно, но внести какие-либо изменения легко. Второе условие — иметь действующий адрес электронной почты. Он необходим для того, чтобы завершить процедуру регистрации в облачном сервисе, так как на электронный адрес отправляется письмо со ссылкой, перейдя по которой пользователь подтверждает регистрацию. После регистрации можно сразу же начинать работать.
Недостатки облачных технологий. Говоря о преимуществах облачных технологий, не стоит умалчивать и об опасностях, которые они могут принести. Во-первых, это зависимость от подключения к сети. Не стоит надеяться на Интернет, особенно, если вы, к примеру, отправляясь на конференцию, имеете единственную копию вашего выступления в облаке. Вообще, это одна из главных заповедей при работе с важной информацией — делать резервные копии- ВСЕГДА!!!. Надо сохранять копии документов и в локальных папках на компьютере, и на переносных носителях. В-третьих, это защита персональных данных. Не стоит хранить в облаке конфиденциальную информацию. Есть прекрасная поговорка, согласно которой давать в долг можно только ту сумму, которую вы готовы подарить. Аналогично и с облачными технологиями. Доверять им можно только те данные, с которыми вы без особого сожаления готовы расстаться.
Самая большая проблема на мой взгляд, это безопасность и поэтому в облаке нужно размещать только ту информацию которая получена при совместной работе и не несет ценной информации, но процесс создания является основным критерием активности учащихся и результат освоения материала. Анализ работы всех студентов и рассылка результатов или возможность просмотра рейтинга участников проекта формирует у учащихся ответственность, значимость, стимулирует к самостоятельной работе и освоению новых знаний.
Подведем итог. Облачные сервисы можно применять на уроках как информатики, так и других дисциплин, а также во внеурочной деятельности для:
·управления личной информацией, доступом к своим документам;
·поиска информации, перевода терминов;
·создания документов, хранения документов в защищенном хранилище;
·совместной работы с документами;
·сотрудничества с учащимися в режиме реального времени;
·обмена информацией, электронной почты;
Используемые источники
1. Облачные сервисы в образовании [Электронный ресурс]. – http://verapetrovna.ucoz.net/publ/oblachnye_servisy_v_obrazovanii/1-1-0-9.
2. Облачные технологии в образовании [Электронный ресурс]. – http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657242.
3. Портал Интернет-обучения E-education.ru [Электронный ресурс]. – http://www.eeducation.ru.
3. Портал Интернет-обучения E-education.ru [Электронный ресурс]. – http://www.eeducation.ru.
4. Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании // Молодой ученый. — 2014. — №3.