Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Google формы как инструмент диагностики
и контроля при обучении русскому
языку и литературе

Мировская Наталья Аркадьевна
Организация дистанционного обучения в общем и профессиональном образовании стала сегодня не просто соответствующей духу времени технологией, а необходимостью, возникшей как ответ на тот вызов, перед которым оказался весь мир в 2020 году.  Ситуация быстрого перехода на  дистанционные образовательные технологии на всех ступенях и уровнях  общего и профессионального образования стала причиной не только активного освоения педагогами новых интернет-сервисов и платформ, но и более действенного и системного применения уже освоенных электронных ресурсов. К числу последних относятся инструменты облачных хранилищ, в частности, Google Диска. Почему именно этот сервис выбрали многие учителя? Ни для кого не секрет, что интернет-приложения Google характеризуются понятным интерфейсом, лёгким началом работы с любым инструментом и удобным ее продолжением,  простотой совместной деятельности, если подобное веб-приложение  выбрано, и публикаций результатов на любом ресурсе.[1]
Анализируя свой опыт использования информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы, отмечу, что до 2020 года наиболее активно задействовала в работе с учащимися такие инструменты Google Диска, как Google Документы и  Google Презентации. Значительно реже обращалась к Google Форме. Новый формат обучения потребовал в сжатые сроки отбора наиболее удобных и эффективных онлайн-инструментов, которые давали бы возможность отрабатывать учебный материал и контролировать уровень его усвоения, ускоряя процесс проверки результатов и их обработки. И таким инструментом стали Google Формы.
Возможности Google Формы таковы, что они позволяют разработать образовательные продукты, которые помогут преподавателям и учащимся организовать не только свою работу, но и деятельность большого круга лиц, обеспечить совместное участие.[3]  Ценность используемого инструмента в том, что учитель может сам создавать и формулировать задания. В условиях онлайн-обучения, когда учащиеся имели возможность любой вопрос и ответ на него найти в интернете, значимость             самостоятельно составленных педагогом заданий возросла. Учитель-разработчик заданий  определяет, что будет проверять тест - теоретический материал и/или практические умения обучающихся, какой уровень будут охватывать предлагаемые им задания: базовый, повышенный, углублённый.
Тестовые работы по русскому языку, которые были созданы с помощью Google Формы, условно можно разделить на два вида:
- тестовые задания, обеспечивающие отработку изученного учебного материала и выявляющие пробелы в знаниях;
- тесты контролирующего характера, направленные на получение оперативной и достоверной информации об уровне усвоения обучающимися проверяемых тем.
С целью закрепления и отработки изучаемого учебного материала по русскому языку в период дистанционного обучения были созданы тестовые задания в Google Форме по темам «Средства связи предложений в тексте» (10-11 класс), «Слитное и раздельное написание разных частей речи» (7, 10 класс), «Правописание НЕ-НИ с разными частями речи» (7, 10 кл.), «Н и НН в словах разных частей речи» (7, 10 кл.); «Комплексный анализ текста» (10-11 кл.),  «Подготовка к ВПР по русскому языку» (5 кл.). Тесты на отработку и закрепление учебного материала не имели жёсткой временной регламентации, они были доступны для выполнения в течение всего учебного дня. Ребята могли обратиться при выполнении заданий за помощью к родителям, одноклассникам, использовать учебники и пособия, электронные ресурсы, задать вопросы учителю.
Тесты контролирующего характера были ограничены по времени выполнения и рассчитаны в основном на один урок. По истечении времени, которое было определено учителем и доведено до сведения учащихся и их родителей, доступ к  тесту закрывался. В случае, если ученик по каким-то причинам не мог в указанное время выполнить контрольную работу, этот вопрос решался в индивидуальном порядке и доступ к работе предоставлялся такому ученику отдельно, так же с соблюдением требования установленного регламента.
С помощью Google Формы в период онлайн-обучения были разработаны и проведены контрольные работы по темам «Корни с чередующейся гласной. Вид глагола» (5 кл.), «Безударные личные окончания глаголов» (5 кл.), «Итоговый годовой тест» (5 кл.).
Задания, разработанные  на основе Google Формы, стали эффективным  инструментом в обучении учащихся литературе в период онлайн-образования. Google Форма содержит разные типы вопросов, которые могут быть предложены пользователю: текст-строка, текст-абзац, вопрос с одним ответом из списка или с несколькими, вопрос с раскрывающимся списком ответов, вопрос с кратким или развёрнутым ответом. И этот ресурс оказался очень ценным при создании тестов, проверяющих полноту и внимательность прочтения художественного произведения, оценивающих глубину и полноту осмысления содержания и побуждающих к повторному погружению в литературный текст. Нужно отметить, что при формулировании вопросов со свободно конструируемым ответом может быть использована функция проверки данных, которая уже на этапе заполнения формы позволяет исключить ответы, составленные с нарушением предъявляемых требований. [2]
В течение одной учебной четверти были созданы комплексные работы по темам «Образ главного героя в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (5 кл.), «Писатели улыбаются: рассказы С.Чёрного» (5 кл.), «Тема униженных и оскорблённых в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (10 кл.), «Путь исканий Пьера Безухова (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» (10 кл.), «Итог духовных исканий Андрея Болконского (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» (10 кл.).
Помимо заданий, которые проверяют освоение учеником содержания литературного произведения и предполагают выбор ответа/ответов из числа предложенных, в работу были включены вопросы на сравнение художественных образов или произведений. Так, тестовая работа по теме «Писатели улыбаются» (5 кл.) содержала задание на сопоставление двух рассказов Саши Чёрного: «Игорь-Робинзон» и «Кавказский пленник». При проверке качества самостоятельной работы учащихся 10 кл. с главами 1-4 части первой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в тестовую работу был включен вопрос на сопоставление: что общего в поведении Сонечки Мармеладовой и Дуни Раскольниковой?
Обязательной частью тестов, составленных для десятиклассников, были задания, мотивирующие на осмысленное погружение в художественный текст и выявляющие мнение ученика по поводу прочитанного произведения русского классика. Так, в тест, проверяющий глубину постижения учениками 10 кл. образа Пьера Безухова, оказавшегося свидетелем Бородинского сражения (роман Л.Н.Толстого «Война и мир»), входили вопросы с ручной проверкой, например: почему автор смотрит на главное сражение русской и французской армий глазами Пьера, человека гражданского? Включение заданий на сравнение художественных образов, литературных эпизодов, произведений и на выявление личного восприятия литературного материала каждым учащимся увеличивало время на проверку работ. Но с учетом основной задачи литературы – формирование умения понимать прочитанное и строить полное монологическое высказывание, раскрывающее это понимание, -  такое усложнение для учителя предлагаемой учащимся тестовой работы было вполне оправданно.
Большим достоинством Google Формы является автоматически формируемая статистика выполнения созданной и предоставленной пользователям работы. Благодаря заложенным в инструменте функциям учителю доступна общая сводная таблица ответов учащихся, статистика по каждому вопросу и ответы отдельного ученика. Эта информация позволяет учителю оперативно реагировать на процесс освоения учебного материала, выстраивая работу по закреплению плохо освоенных тем, ликвидации пробелов, организуя индивидуальное взаимодействие с учеником с целью достижения его успешности.
Резюмируя сказанное выше, отмечу, что Google Формы в условиях  дистанционного обучения могут стать эффективным инструментом диагностики и контроля знаний и умений учащихся. Они позволяют создавать оригинальные тестовые работы, учитывающие все необходимые условия и образовательные задачи. Этот сервис даёт возможность получать результаты проводимой работы в режиме реального времени и осуществляет их автоматическую обработку, что обеспечивает быстрое реагирование учителя и своевременную коррекцию процесса обучения.
 
Список литературы
1. Балуев Д.И. Секреты приложений Google. – Альпина Паблишер, 2010. – 288.
2.Электронный научный журнал. Царскосельские чтения. – 2017, статья «Применение сервисов Google при проведении опросов». Лебедева И.А. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка – научная электронная библиотека. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-servisov-google-pri-provedenii-oprosov/viewer (дата обращения: 20.03.2021).
3.Электронный научный журнал. Наука и перспективы. – 2017 - №3, статья «Возможности использования GOOGLE-сервисов в образовании». Шмотьев А.Ю. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка – научная электронная библиотека. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-google-servisov-v-obrazovanii/viewer  (дата обращения: 20.03.2021).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»