Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Элементы формирующего оценивание
на уроках информатики
 

Тимофеева Светлана Сергеевна,
учитель информатики ГБОУ гимназии № 540
Приморского района Санкт-Петербурга
 
Формирующее оценивание – это педагогическая технология, основанная на обратной связи от учителя и использовании учащимся самооценки для того, чтобы ученик сам определял свои  дальнейшие  действия для  улучшения собственных результатов.
Применение формирующего оценивания отражает все образовательные достижения обучающихся, позволяет обеспечить мотивацию  обучающихся, понимание ими целей и критериев обучения,  способствует улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика, а также помогает понять способы улучшения своих результатов, развивает способность к самооценке и взаимооценке. Обучающиеся получают возможность не бояться своих ошибок, а учиться на них,  понимать, что именно у них получается,  а также осознавать, что у них еще не получается, какие действия они еще не умеют выполнять.
Для учителя формирующее оценивание является ключевым профессиональным навыком и  должно быть постоянным элементом урока. Использование учителем формирующего оценивания позволяет сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности, избежать  снижения мотивации и самооценки учащихся при оценивании посредством неудовлетворительной (для каждого конкретного обучающегося)  отметки.
Можно выделить следующие  принципы формирующего оценивания
  1. Регулярное обеспечивание учителем обратной связи (комментарии, уточнения  для учащихся по поводу их деятельности)
  2. Активное участие учащихся в организации процесса собственного обучения.
  3. Применение учителем разных техник и технологий обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
  4. Понимание учителем необходимости научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Формирующее оценивание основывается на применении  системы критериального оценивания, которая  позволяет определить, насколько успешно усвоен определенный учебный материал, сформирован конкретный практический навык, а также определить достигнутый учащимся уровень.
При  разработке системы критериальной оценки надо учитывать, что критерии должны направлены на оценку работы учащегося и известны учащимся заранее, работа учащегося оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников. Необходимо создать четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.
Элементы формирующего оценивания на уроках информатики
Таблица «знаю, интересуюсь, могу» (дается на всю тему).
«ЗНАЮ» - заполняется на первом уроке по теме. «ИНТЕРЕСУЮСЬ» - в конце урока указывают информацию, которая наиболее заинтересовала их в ходе урока. «МОГУ» - заполняют после выполнения определенных заданий, должен быть заполнен к концу темы
В рамках формирующего оценивания могут применяться «обучающие» тесты, за которые не выставляются отметки,  а сам тест является неким указателем как для учителя, так и для учащегося,  показывающим на каком уровне ученик находится в настоящий момент. На такие  тесты можно не делать  ограничений ни в количестве попыток, ни во времени для его прохождения. Выполнять их можно в том числе и дома, анализируя допущенные ошибки, прорабатывая нужные темы  и многократно выполнять данный тест .
Ментальные карты – это особый способ систематизации знаний при помощи схем. Данные карты можно выполняться как вручную на листах бумаги формата А3 или А4, так и при помощи специальных компьютерных программ или сервисов.
Ментальные карты могут использоваться  для представления в сжатой форме большого количества информации, для того, чтобы разобраться в новой теме, для генерации идей,  в самостоятельном обучении.
При создании ментальных карт надо придерживаться следующих правил:
  1. Центральная картинка (идея, задача) должна быть больше остальных и располагаться по центру.
  2. При создании используйте более 3 разных цветов.
  3. Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов, чтобы получить определенную иерархию.
  4. Используйте стрелки для соединения картинок (мыслей).
Лист обратной связи - документ, который использует учитель для формирования качественной и количественной оценки промежуточных и итоговых результатов деятельности учащихся по освоению определенных результатов образования.
Рефлексия - отношение к различным вопросам, к различным темам, которое ученик может оперативно высказать, а учитель – оперативно проанализировать полученную информацию.
При проведении уроков информатики, проводимых в компьютерном или мобильном классе, для применения перечисленных элементов формирующего оценивания можно регулярно использовать разнообразные  интерактивные технологии и WEB-инструменты, которые позволяют обеспечить оперативную обратную связь с учащимися в режиме «обучающих» тестов.
LearningApps – онлайн-сервис для создания интерактивных упражнений для проверки знаний. С его помощью  можно использовать готовые или создать свои собственные интерактивные задания различного типа (игры на развитие памяти, кроссворды, викторины с выбором правильного ответа, тесты, кроссворды, найти пару и установить соответствие,  классификация, заполни пропуски и т.д).
Kahoot —интерактивная обучающая платформа на основе игр-викторин. Учащиеся могут использовать любое устройство (настольный компьютер, ноутбук, планшет или смартфон) для входа в систему и прохождения викторины (в том числе и групповых). Сервис рассчитан на применение в классе - учитель показывает материал на главном экране. А в это время учащиеся отвечают на вопросы и обсуждают информацию. Сервис позволяет узнать, как отвечал на вопросы каждый ученик или построить диаграммы результатов класса. Ученики могут следить за своими результатами в специальных таблицах.
Похожим возможностями обладают сервисы Quizizz  и GoFormative 
Plickers — это инструмент для использования которого учителю потребуется смартфон. Необходимо  распечатать набор штрих-кодов,  добавить свои задания и  каждому ученику выдать пронумерованный штрих-код. Далее надо задать вопрос, на который ученикам надо ответить, поднимая  штрих-код, а затем с помощью камеры и приложения Plickers начать запись ответов учеников.
Похожим возможностями обладает сервис Quickkey (на бланках учащиеся закрашивают кружочки с ответом, которые также  сканируются  с помощью мобильного приложения)
Mentimeter — данный сервис имеет множество типов вопросов для создания интерактивного контента.
Flippity — включает около двадцати различных инструментов.
Onlinetestpad – многофункциональный онлайн конструктор тестов, включающий 17 типов вопросов и 4 типа результатов, возможности для управления внешним видом тестов
Google  / Яндекс формы –  один из самых быстрых и простых способов создать свой опрос или тест. Необходимо написать задания, выбирать тип ответа (из нескольких вариантов, написание собственного варианта), указать правильный вариант. Получившийся тест можно отправить учащимся по электронной почте или встроить на свой сайт с помощью специального кода.
Padlet — виртуальная доска для онлайн-уроков, инструмент дистанционного обучения. Удобство сервиса в том, что обсуждать задания можно в режиме реального времени: ученик вывесил свою работу на доску, а учитель её сразу увидел и смог оценить и прокомментировать. Для повторения изученного можно  подготовить доску, поместить на неё необходимые материалы и попросить учеников их просмотреть в начале урока  и задать вопрос, если что-то непонятно в материале.  Можно выстроить алгоритм решения задачи или организовать на уроке  коллективный мозговой штурм - каждый участник может предложить свои идеи, а остальные увидят их и смогут оставить комментарий или поставить лайк, в результате получается общий документ, которым можно пользоваться.
Tricider – еще один инструмент для проведения мозгового штурма и принятия решений. Необходимо создать вопрос для обсуждения, кто имеет право оставлять комментарии и голосовать. Можно использовать и для рефлексии.
 
Источники:
  1. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей
  2. Крылова О.Н. Бойцова Е.Г. Приемы формирующего оценивания. Методический конструктор. – М.: Русское слово, 2016
  3. Бурдина Л.Н. Веб инструменты формирующего оценивания. 
    Вестник научных конференций. 2018. № 12-3 (40). С. 27-29.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»