Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нетрадиционные формы урока информатики
и 
их применение в учебном процессе

Забара Виктория Викторовна,
учитель математики ГБОУ
гимназия № 11 Санкт-Петербурга
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
Публикация данной статьи посвящена проблемам организации нестандартных форм урока информатики в учебном заведении. Рассматриваются такие понятия, как нетрадиционный урок, выявляются его характерные черты, а также свойства. В статье представлена таблица нестандартных уроков информатики для разных уровней подготовки учащихся, а также часть нестандартного урока.
Ключевые слова: урок информатики, нестандартные формы урока. 
В наше время стремительными темпами изменяется мир, люди живут в невероятном ритме, важным звеном общественного развития является институт образования. Перед школой появляется задача чрезмерной значимости: воспитать не только сильную личность, но и ответственного гражданина, способного на активную, продуктивную деятельность с креативным подходом.
Однако, для решения данного вопроса необходимо сделать учебный процесс более интересным, а это значит, что необходимо создать условия для внедрения таких форм и методов обучения, которые рассчитаны на формирование мыслительных способностей учащихся, а также формирование у них заинтересованности, мотивации и самостоятельности в процессе обучения. Увеличение объёма информации откладывает свой отпечаток на использование форм и методов обучения школьников. На сегодняшний день основной формой организации учебного процесса остается урок. Урок в учебной практике применяются уже несколько столетий, однако же, и он постоянно совершенствуется. Проблема поиска новых средств и форм обучения, обновления урочных занятий и стремление к использованию нестандартных методов обучения является актуальной и в наши дни.
 Целью данной работы является рассмотрение нетрадиционных форм урока информатики.
Термин урок имеет множество определений. Урок можно рассматривать, как один из способов организации учебного процесса, но с другой стороны – это форма организации коллективно-индивидуального обучения.
Урок информатики обладает определенной спецификой, которая подразумевает аппаратное и программное обеспечение, формирование информационной культуры, межпредметную связь и др.
На мой взгляд, урок информатики должен выполнять требования обязательного минимума образовательной программы по предмету «Информатика и ИКТ», то есть урок информатики должен представлять собой сложную дидактическую систему, которая соответствует требованиям содержания образования по предмету и способствует достижению целей курса, которые изложены в государственномстандарте общего образования [2]. Задачей учителя является не только формирование системы уроков, но и разработка каждого урока в отдельности, а также организация его проведения с использованием различных форм и методов работы. Важно обладать педагогической грамотностью для того, чтобы разделять такие понятия, как формы, методы и средства проведения уроков.
Руководствуясь требованиями новых образовательных стандартов, учителя чаще прибегают к использованию в своей деятельности активных методов обучения и чаще находится в поиске нестандартных форм организации урока.
В современной педагогике нет конкретного определения понятия нестандартный урок, зачастую такие уроки называют нетрадиционными или особенными и считают, что можно отказаться от этого понятия, так как на самом деле такие уроки не отличаются средствами и методами активизации познавательной деятельности школьников [1].
В данной статье нетрадиционный урок будем рассматривать, как способ организации процесса обучения, воспитания учащихся.
В педагогической литературе отношение к нетрадиционным формам урока колеблется от резкой негативного до положительного. Однако, нельзя поспорить эффективностью данных форм урока. Применение нетрадиционных форм позволяет оторвать ученика от реальности и усилить практическую направленность урока. С помощью таких форм легко решить проблему дифференциации обучения, коммуникативной и познавательной деятельности, что способствует формированию основных учебных действий согласно стандартам ФГОС. В таких методах гармонично впишется творческая деятельность учителя, его воображение и смекалка. Как известно, все хорошо в меру, нельзя часто использовать «нетрадиционные» уроки, так как ученик может потерять интерес к «традиционным» формам работы, что негативно скажется на успеваемости и мотивации к обучению.
С использованием нетрадиционных форм обучения возникают некоторые сложности:
  1. Разработка урока требует больше времени;
  2. Оценку работы каждого ученика дать сложно.
Для того, чтобы тратить меньше времени на подготовку урока можно заимствовать готовые игровые технологии из различных пособий. Решение второго вопроса подразумевает использование оценки учащимися друг друга или самооценки. Также учитель может разработать систему поощрения самых активных учащихся, например грамоты или медали. Также можно создать рейтинг учащихся, в котором будут отражаться баллы, полученные на таких уроках. Данный рейтинг будет отличной мотивацией для учащихся и ориентиром для учителя при выставлении итоговой или промежуточной отметки.
Рассмотрим формы уроков, которые можно использовать на уроках информатики, в зависимости от уровней образования (табл. 1) 
Нетрадиционные формы урока информатики
Начальная школа Средняя школа         Старшая школа
Урок – игра Урок – конкурс Уроки творчества
Урок - спектакль Урок – зачет Урок – пресс-конференция
Урок – концерт Урок – аукцион Урок – семинар
Урок – путешествие Урок – викторина Урок «Поле чудес»
Урок – телепередача Урок – ролевая игра Урок – зачет
  Урок – типа КВН Урок – проект
    Урок – кроссворд
 
            Несмотря на то, что каждый урок можно провести достаточно интересно, рассмотрим более подробно технологическую карту урок-путешествие по теме «Умножение натуральных чисел» в 5 классе. Начнем с постановки цели урока: развивать навык устных вычислений, совершенствовать навык умножения натуральных чисел по алгоритму, улучшить навык решения текстовых задач. Приведем примеры целеполагания для данного урока: 
 
                                                                                Таблица 2
Цели урока

 
Предметные Развивающие Воспитательные
Приобретенный навык
  1. Дать определение «умножения натуральных чисел».
  2. Вспомнить алгоритм «умножения натуральных чисел».
  3. Научиться применять данный алгоритм при решении текстовых задач.
  4. Изучить основные свойства умножения.
1)  Тренировать внимание, память.
2)  Развивать мышление, мотивацию к изучению предмета.

 
1)  Повышать уровень дисциплины.
2)  Развивать самостоятельность и ответственность.
Возможность приобрести навык
  1. Применять свойства сложения в вычислениях и текстовых задачах.
1) Научиться решать более сложные задачи 1)Повышать мотивацию к предмету. Приобретать  самостоятельность.
 
 
Литература:
  1. Бойко Г.М., Пак Н.И. Информационная среда школы открытого типа в области управления и построения учебного процесса ИПК. М.: Дидактика Плюс, 2020. 38 с.
  2. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики ИПК. М.: Дидактика Плюс, 2018. 115 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»