Нетрадиционные формы урока информатики
и их применение в учебном процессе
Забара Виктория Викторовна,
учитель математики ГБОУ
гимназия № 11 Санкт-Петербурга
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Публикация данной статьи посвящена проблемам организации нестандартных форм урока информатики в учебном заведении. Рассматриваются такие понятия, как нетрадиционный урок, выявляются его характерные черты, а также свойства. В статье представлена таблица нестандартных уроков информатики для разных уровней подготовки учащихся, а также часть нестандартного урока.учитель математики ГБОУ
гимназия № 11 Санкт-Петербурга
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Ключевые слова: урок информатики, нестандартные формы урока.
В наше время стремительными темпами изменяется мир, люди живут в невероятном ритме, важным звеном общественного развития является институт образования. Перед школой появляется задача чрезмерной значимости: воспитать не только сильную личность, но и ответственного гражданина, способного на активную, продуктивную деятельность с креативным подходом.
Однако, для решения данного вопроса необходимо сделать учебный процесс более интересным, а это значит, что необходимо создать условия для внедрения таких форм и методов обучения, которые рассчитаны на формирование мыслительных способностей учащихся, а также формирование у них заинтересованности, мотивации и самостоятельности в процессе обучения. Увеличение объёма информации откладывает свой отпечаток на использование форм и методов обучения школьников. На сегодняшний день основной формой организации учебного процесса остается урок. Урок в учебной практике применяются уже несколько столетий, однако же, и он постоянно совершенствуется. Проблема поиска новых средств и форм обучения, обновления урочных занятий и стремление к использованию нестандартных методов обучения является актуальной и в наши дни.
Целью данной работы является рассмотрение нетрадиционных форм урока информатики.
Термин урок имеет множество определений. Урок можно рассматривать, как один из способов организации учебного процесса, но с другой стороны – это форма организации коллективно-индивидуального обучения.
Урок информатики обладает определенной спецификой, которая подразумевает аппаратное и программное обеспечение, формирование информационной культуры, межпредметную связь и др.
На мой взгляд, урок информатики должен выполнять требования обязательного минимума образовательной программы по предмету «Информатика и ИКТ», то есть урок информатики должен представлять собой сложную дидактическую систему, которая соответствует требованиям содержания образования по предмету и способствует достижению целей курса, которые изложены в государственномстандарте общего образования [2]. Задачей учителя является не только формирование системы уроков, но и разработка каждого урока в отдельности, а также организация его проведения с использованием различных форм и методов работы. Важно обладать педагогической грамотностью для того, чтобы разделять такие понятия, как формы, методы и средства проведения уроков.
Руководствуясь требованиями новых образовательных стандартов, учителя чаще прибегают к использованию в своей деятельности активных методов обучения и чаще находится в поиске нестандартных форм организации урока.
В современной педагогике нет конкретного определения понятия нестандартный урок, зачастую такие уроки называют нетрадиционными или особенными и считают, что можно отказаться от этого понятия, так как на самом деле такие уроки не отличаются средствами и методами активизации познавательной деятельности школьников [1].
В данной статье нетрадиционный урок будем рассматривать, как способ организации процесса обучения, воспитания учащихся.
В педагогической литературе отношение к нетрадиционным формам урока колеблется от резкой негативного до положительного. Однако, нельзя поспорить эффективностью данных форм урока. Применение нетрадиционных форм позволяет оторвать ученика от реальности и усилить практическую направленность урока. С помощью таких форм легко решить проблему дифференциации обучения, коммуникативной и познавательной деятельности, что способствует формированию основных учебных действий согласно стандартам ФГОС. В таких методах гармонично впишется творческая деятельность учителя, его воображение и смекалка. Как известно, все хорошо в меру, нельзя часто использовать «нетрадиционные» уроки, так как ученик может потерять интерес к «традиционным» формам работы, что негативно скажется на успеваемости и мотивации к обучению.
С использованием нетрадиционных форм обучения возникают некоторые сложности:
- Разработка урока требует больше времени;
- Оценку работы каждого ученика дать сложно.
Рассмотрим формы уроков, которые можно использовать на уроках информатики, в зависимости от уровней образования (табл. 1)
Нетрадиционные формы урока информатики
Начальная школа | Средняя школа | Старшая школа |
Урок – игра | Урок – конкурс | Уроки творчества |
Урок - спектакль | Урок – зачет | Урок – пресс-конференция |
Урок – концерт | Урок – аукцион | Урок – семинар |
Урок – путешествие | Урок – викторина | Урок «Поле чудес» |
Урок – телепередача | Урок – ролевая игра | Урок – зачет |
Урок – типа КВН | Урок – проект | |
Урок – кроссворд |
Несмотря на то, что каждый урок можно провести достаточно интересно, рассмотрим более подробно технологическую карту урок-путешествие по теме «Умножение натуральных чисел» в 5 классе. Начнем с постановки цели урока: развивать навык устных вычислений, совершенствовать навык умножения натуральных чисел по алгоритму, улучшить навык решения текстовых задач. Приведем примеры целеполагания для данного урока:
Таблица 2
Цели урока
Предметные | Развивающие | Воспитательные |
Приобретенный навык | ||
|
1) Тренировать внимание, память. 2) Развивать мышление, мотивацию к изучению предмета. |
1) Повышать уровень дисциплины. 2) Развивать самостоятельность и ответственность. |
Возможность приобрести навык | ||
|
1) Научиться решать более сложные задачи | 1)Повышать мотивацию к предмету. Приобретать самостоятельность. |
Литература:
- Бойко Г.М., Пак Н.И. Информационная среда школы открытого типа в области управления и построения учебного процесса ИПК. М.: Дидактика Плюс, 2020. 38 с.
- Бочкин А.И. Методика преподавания информатики ИПК. М.: Дидактика Плюс, 2018. 115 с.