Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирования рефлексивной культуры учащихся
как средства  развития внутренних мотивов
познавательной деятельности

Гусева Светлана Геннадьевна
Если физические органы чувств для человека – источник
его внешнего опыта, то рефлексия – источник опыта внутреннего,
способ самопознания, необходимый инструмент мышления»
Хуторской А.В.
Новые социально-экономические отношения, складывающиеся в стране, затронули важнейшие институты нашей жизни, в том числе и образование, которое на современном этапе рассматривается как путь развития личности. Следовательно,  в учебном процессе должны найти свое место изменения  в системах оценивания образовательных результатов учащихся.
Сложившаяся годами система оценки качества учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый санкциями, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Современная  система оценивания должна развивать у школьников умение  критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Данное положение нашло свое отражение в требованиях ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. ФГОС ставит сегодня перед школой задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных, личностных компетенций. К числу таковых, в частности,   относится владение учащимися основами  самооценки и самоконтроля, т.е. рефлексивными умениями.
Рефлексивные умения как один из компонентов деятельности более всего связаны с характеристикой процесса выполнения заданий, его плюсами и минусами и менее всего - с баллом. При самооценке учащийся  даёт  сам себе содержательную и развернутую характеристику собственных результатов, анализирует свои достоинства и недостатки, а также ищет пути устранения последних. В отличие от отметки, применяемой в массовой педагогической практике, и часто приводящей к подмене мотивов учения на добывание положительных отметок, главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Потребность в критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.
Умение оценивать объективно свою деятельность  не появляется сама по себе.   Перед учителем стоит не простая задача  – научить школьников  исследовать уже осуществленную деятельность с целью фиксации ее результатов и повышения ее эффективности в дальнейшем. Однако в современной методической литературе слабо представлена методика организации деятельности педагога по формированию рефлексивной культуры учащихся. Возможно, поэтому в практике школьного образования это направление деятельности недостаточно выражено в работе учителя, а если такая деятельность имеет место, то чаще всего носит непоследовательный характер. В связи с вышесказанным, я поставила перед  собой  задачу создать условия  на уроках информатики, способствующие формированию рефлексивной культуры учащихся.
 Анализ современных исследований позволяет определить условия  развития рефлексии как  особые требования к организации учебного материала и учебного процесса в целом, подтверждающие фундаментальные положения Л. С. Выготского о зависимости процесса развития от характера и содержания процесса обучения. В ходе изучения педагогических  исследований, посвященных  рефлексии в учебной деятельности,  я выделила следующие принципы, которые положила в основу образовательного процесса на своих уроках:
  1. Прежде всего, необходимо сформировать мотивационную готовность учащихся к развитию рефлексивных способностей. В ходе  взаимодействия с учащимся необходимо открыть  смысл  и значимость рефлексии, выработать осознанное желание к процессу рефлексии.
  2. Важно помочь ученику преодолеть поглощенность собственной деятельностью, обеспечить позиции анализа для выполнения дополнительных  мыслительных действий. Это реализуется через включение учащихся в диалоги, диспуты, противоречивые ситуации, диалоговый режим, метод беседы, переход в позицию новой деятельности через моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности, постановка обучаемого в роль обучающего, совмещение анализа предметного содержания деятельности с анализом собственных способов деятельности .
  3. Развитие осознаваемых действий рефлексии. Для реализации данного принципа необходимо разработать пособия, выполняющие организационно-контролирующие  и управляющую функции (специально сформулированные вопросы, алгоритмы самоконтроля, оценочные листы).  В учебном процессе должны использоваться разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика.
  4. Использование различных форм организации деятельности на уроке, соответствующих возрастным и иным особенностям детей, с целью формирования рефлексивных умений в различных ситуациях. Например, игровое обучение, групповая работа (навыки межличностного взаимодействия), диалоговые формы работы, задания на осознание следующих целей развития, постановка целей саморазвития, побуждение к выражению действий в слове.
  5. Процедура рефлексии  должна предшествовать учительской оценке. В противном случае самооценка будет построена  на фундаменте мнения учителя. 
  6. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
  7. Рефлексивный процесс должен осуществляться системно, не на одном, а на различных этапах урока.
  8. Вышеуказанные принципы стали фундаментом для построения системы рефлексивной деятельности учащихся на моих уроках, в основу которой легли формы рефлексии, выделенные в исследованиях Г.П. Щедровицкого [6]:
  • коллективная – кооперативная и коммуникативная;
  • индивидуальная – личностная и интеллектуальная.
На их основании определены умения, составляющие рефлексивную культуру ученика, необходимую для эффективной  реализации образовательной деятельности:
  1. Кооперативные – самоопределение в учебной ситуации, умение удерживать коллективную задачу, умение принимать ответственность за происходящее в группе, умение осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить результаты с целью деятельности.
  2. Интеллектуальные – определение основания деятельности, оценка собственной позиций, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана.
  3. Личностные – умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки.
  4. Коммуникативные – умение «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития.
Предлагаемые далее приёмы организации рефлексии учащихся выделены из круга технологий, предполагающих активную учебную деятельность на разных этапах обучения.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния учащихся на начальном и конечном этапах урока целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом.  В данном случае возможно применение следующих методик:
  1. «Острова». На доске представлена  карта «океана настроения». Учащиеся ставят определенный знак на остров, на котором он  сегодня пребывает: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Тревоги, Радости и т.д.
  2. "Ассоциация". Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.
  3. “Дом, в котором я живу…”. В начале урока на дополнительных стендах крепятся изображение дома с окошками. В начале урока ребятам предлагается вставить в окошко смайлик  с эмоцией, соответствующей их эмоциональному настрою.  Учитель подводит итоги, каких жителей в нашем доме больше живет. Аналогичную процедуру можно провести в конце урока, анализируя изменение настроя ребят.
В процессе обучения, важным этапам – является этап совместного определения цели. На данном этапе можно применить методику  «Мои цели», которая  используется на уроках любого типа. В течение урока учащиеся обращаются к ней дважды, в начале урока и в конце, при подведении итогов. Работа с таблицами такого вида учит детей ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. Цели как запрограммированный конечный результат в педагогическом процессе позволяют концентрировать внимание учащихся на главном.  
Цели урока:
1.Пообщаться   с учителем
2.Пообщаться с товарищем
3.Показать свои знания
4.Получить новые знания
5.Научиться решать задачи
6.Подготовиться к проверочной  работе
7.Свои цели
Какую цель я выбрал?
Достиг ли я своей цели?
На этапе обобщения изученного материала используется методика «Знать и уметь». Учащимся предлагается внести в таблицу перечень знаний и умений, которые позволят им успешно справиться с тестом или контрольной работой по изучаемой теме. Графы "знать" и "уметь" заполняются в ходе фронтального обсуждения. Затем учащиеся индивидуально оценивают свои знания и умения по теме (например, по пятибалльной системе), вносят оценку в таблицу. Результаты самооценки на этом этапе урока не обсуждаются. Результаты самооценки сравниваются с итогами теста или контрольной работы.
ЗНАТЬ_________________________
САМООЦЕНКА__________________
УМЕТЬ_________________________
САМООЦЕНКА__________________
 Существует ряд методик, которые используются не на конкретном этапе, а на протяжении всего урока. Такие методики могут применяться на уроках любого типа.  Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний и умений. Так, например, методика «Оцени себя».  Правила работы с рабочей картой:
  • В начале урока учитель озвучивает основные этапы данного урока, на которых учащийся должен оценить свою работу, а также количество баллов за деятельность на этапе.
  • В течение всего урока учащиеся анализируют и оценивают свою работу, заполняя рабочую карту самостоятельно.
  • При подведении итогов урока учитель выставляет оценки, с учётом общего количества баллов, заработанных на уроке.
 Оцени себя
Название этапа урока__________________Количество баллов_____________

 Методика «График». Учитель предлагает учащимся карточки, на которых изображена координатная плоскость, по оси Х указаны этапы урока, по оси У шкала оценки. Учащимся предлагается начертить в течение урока графики изменения их познавательного интереса (сплошная линия), личной активности (штрих-пунктир). В конце урока проводится анализ графиков.
На этапе изучения нового материала и первичного закрепления полученных знаний можно использовать методику  «Оценивание по заданной инструкции». После самостоятельного выполнения задания детям предлагается проверить и оценить свою работу, используя ранее известные методики оценивания (цветовые сигналы, знаковые символы и т. д.) При подведении итога данной работы учащиеся сравнивают свою работу с образцом по инструкции учителя. На этом же этапе можно использовать методику  «Желаемая отметка».  Ученик выполнил работу и, прежде чем сдать ее на проверку учителю, предварительно сам себе ставит отметку, такую, какую он, по его мнению, заслуживает. Или другой вариант, сообщает устно какую бы отметку он поставил себе за работу на уроке. Это позволяет оценить уровень объективности самооценки учащихся, оценить уровень их притязаний и спланировать дальнейшую с ними индивидуальную работу.
На этапе закрепления учебного материала используется методика  «Мы – вместе». Перед уроком детям выдается карточка, в верхней строке которой указаны номера заданий, выносимых учителем на контроль. Во 2 строке – самооценка ученика выполненного задания, в 3 – оценка учителя. При использовании данной методики особое внимание уделяется выбору заданий, выносимых на контроль, ребенок должен видеть результат: совпадает ли его оценка с оценкой учителя, если не совпадает – требуется разъяснение.
Очень важна для формирования рефлексивной культуры учащихся грамотное подведение итогов  групповой работы, которая предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. При подведении итогов  работы в группе можно использовать методику  "Благодарю…". Учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Методика "Рецензирование" чаще используется мной по завершению групповой проектной работы, которая предполагает защиту результатов выполненного задания. Ученикам предлагается оценить работу одноклассников.  При оценивании ответа учащиеся могут обмениваться вопросами, уточняющими или раскрывающими суть задачи (такие вопросы обычно начинаются со слов почему, как или зачем). Умение правильно найти проблему и поставить вопрос также оценивается учителем.
Методика «Рефлексивное домашнее задание». В начале или после изучения темы учащимся предлагается в любой удобной и интересной им форме ответить на вопрос: "Что я знаю о … ". Это может быть мини-сочинение, опорная схема, компьютерная презентация. Важно организовать обсуждение получившихся работ.
Несомненно, одним из самых важных этапов рефлексивной деятельности является завершающий этап урока. Существуют разнообразные методики, которые позволяют   каждому ученику оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы на уроке. Так, например, методика «Рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ. Методика «Чемодан, мясорубка, корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Методика «Беседа о наболевшем…». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…,  я выполнял задания…,  я понял, что…, теперь я могу…,  я почувствовал, что…,  я приобрел…,  я научился…,  у меня получилось …,  я смог…,  я попробую…,  меня удивило…, урок дал мне для жизни…,  мне захотелось…
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов методики «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Итак,  именно рефлексивная культура учащегося, т.е. способность к взаимооценке, самооценке и самокоррекции может позволить учащемуся правильно оценить степень своего знания и незнания, умения и неумения, а потому стать одним из главных способов формирования внутренних мотивов познавательной деятельности.  Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня.
 
 
Список литературы
  1. Вартазарян К.А. Способы формирования рефлексии // Известия РГПУ. Аспирантские тетради. 2008. №29 (65). С. 364-368.
  2. Головкина Е.В. Подведение итогов урока. Рефлексия Режим доступа: // http://www.ezhva-licey.ru/  teachers / nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
  3. Захарченко М.В. Рефлексия в педагогике. СПб, АППО. 2003. С.47
  4. Карпова Т.Л. Педагогические диагностики учебной мотивации  школьников.- Екатеринбург,2002
  5. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб, 2001
  6. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. — М., 2005. — 800 с.
  7. Яковлев А.А. Рефлексия и игра // Проблемы методологии. М. 1984.- С. 12-21

     

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»