Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа курса
Компьютер-мой друг
Копытова Людмила Викторовна
Пояснительная записка Актуальность программы определяется тем, что в настоящее время значительно повышается значимость и роль владения учащимися базовыми компетенциями в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Это обусловлено, с одной стороны, развитием информационного общества, предполагающего трансформацию практически всех видов деятельности, включая образование, в деятельность с широким использованием ИКТ, и, с другой стороны, требованиями сегодняшнего дня, когда в силу объективных обстоятельств образовательный процесс активно осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий (онлайн-обучение) на базе различных информационно- технологических платформ.
Анализ реальной практики реализации онлайн-обучения выявил ряд сложностей, с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса. Одна из основных проблем – недостаточное владение школьниками, особенно младшего возраста, знаниями, умениями и практическими навыками эффективной работы со средствами ИКТ. Например, трудности вызывают: подготовка документов различных форматов; набор текста, сохранение и передача файлов различными способами; запись аудио- и видеофайлов различными способами и т.д. Основные затруднения учащихся, связанные с переходом на онлайн-обучение:
- работать с клавиатурой и мышью;
- создавать, сохранять, перемещать файлы на компьютере, на флешке и в «облаках».
- устанавливать программы на компьютере;
- работать в текстовых редакторах;
- групповая работа учеников;
Задачи программы:
- Формирование навыков эффективной работы с различными технологическими устройствами .
- Формирование умений работы с типовым, базовым программным обеспечением и способности применять его в процессе учебной деятельности.
- Формирование представлений о представлении и использовании информации в различных видах.
- Формирование умений использования ресурсов Интернет для решения учебных задач.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:- формирование ответственного отношения к учению, способность довести до конца начатое дело на примере завершения творческих учебных заданий;
- формированию способности к саморазвитию и самообразованию средствами информационных технологий на основе приобретенных знаний при изучении программных сред;
- повышение уровня самооценки за счет реализованных творческих, практических заданий;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими возрастными группами учащихся в процессе образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, участия в конкурсах и конференциях различного уровня;
- формирование осознанного позитивного отношения к другому человеку, его мнению, результату его деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить и формулировать новые для себя задачи, развивать мотивы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути решения поставленной проблемы для получения требуемого результата;
- умение оценивать правильность решения учебно-познавательной задачи;
- владение основами самоконтроля, принятия решений;
- умение создавать, применять, преобразовывать знаки и символы, модели и схемы при выполнении учебно-исследовательских, творческих, проектных работ;
- владение основами ИКТ;
- умение сотрудничать и вести совместную деятельность с учащимися в процессе проектной, учебно-исследовательской деятельности;
Предметные результаты:
- основные приёмы ввода и редактирования текста;
- приемы форматирования текста;
- вставка объектов в текст (рисунков, формул);
- знакомство со встроенными шаблонами и стилями
- работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
- практические основы по сканированию и распознаванию текста,
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод и редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; выполнять основные операции над текстом; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
Адресат программы:
Возраст детей участвующих в реализации программ 12-13 лет (обучающиеся 5 класса)Сроки реализации программы:
На изучение курса отводится 34 часа. По 1 часу в неделю.Система контроля знаний:
- тестовый контроль;
- практические работы;
- итоговый проект.
Учебный план
Тема занятия | Теория | Практика | Всего | |
«Пишу доклад» (Текстовый редактор Word) |
||||
1 | Текстовые редакторы | 0,5 | 2,5 | 3 |
2 | Набор и оформление текста. | 1 | 4 | 5 |
3 | Форматирование и редактирование текста | 1 | 3 | 4 |
4 | Заголовки, списки и надписи | 1 | 3 | 4 |
5 | Рисуем в Word | 1,5 | 4,5 | 6 |
6 | Таблицы, диаграммы, объекты | 1 | 5 | 6 |
7 | Оформление доклада | 0,5 | 2,5 | 3 |
8 | Проект «Компьютерные технологии и интернет в нашей жизни» | 0,5 | 2,5 | 3 |
Всего | 7 | 27 | 34 |
Пишу доклад
(Текстовый редактор WORD)
1.Текстовые редакторы (3 часа)
Общие сведения о текстовом редакторе Microsoft Word. Технология ввода текста. Практикум «Клавиатурный тренажер».2.Набор и оформление текста. (5 часов)
Набор и редактирование текста. Правила набора текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение. Практикум «Клавиатурный тренажер». Проект «Мой режим дня».3.Форматирование и редактирование текста (4 часа)
Параметры текста: шрифт, размер, цвет, выравнивание. Параметры абзаца: выравнивание, отступы, интервалы. Действие с фрагментом текста: изменение параметров текста и абзаца. Практикум «Клавиатурныйтренажер». Практическая работа «Письмо другу» (напечатать письмо другу, отредактировать и сохранит егов заданной папке).4.Заголовки, списки и надписи (4 часа)
Нумерованные и маркированные списки. Изменение параметров списка (маркер, формат номера). Многоуровневые списки. Практикум «Клавиатурный тренажер». Практическая работа «Создаем нумерованные и маркированные списки» (напечатать текст по образцу и сохранить в заданной папке).5.Рисуем в Word (6 часов)
Графические вставки в текстовый документ, заливка цветом. Оформление текста с графическими вставками. Создание схем с помощью фигур. Вставка рисунков и объектов WordArt. Рисуем в Word. Практическая работа «Мини-плакат» (создание и оформление текстового документа с добавлением схемы).6.Таблицы, диаграммы, объекты (6 часов)
Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Изменение параметров таблицы (границы, заливки, заголовки). Объединение и разделение ячеек. Настройка ширины столбцов и высоты строк. Включение в текстовый документ диаграмм. Практическая работа «Создаем таблицы» (напечатать текст по образцу и сохранить в заданной папке). Практическая работа«Создаем диаграммы» (напечатать текст по образцу и сохранить в заданной папке).
7.Оформление доклада (3 часа)
Структура документа: титульный лист, заголовки, размещение текста и таблиц, оглавление. Оформление текста по заданным параметрам. Практическая работа «Создаем доклад» (оформить текст с заданной структурой и сохранить вуказанной папке).8.Проект «Компьютерные технологии и интернет в нашей жизни» (3 ч)
Выполнение проекта, создание и оформление документа с заданной структурой. Зашита проекта.В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
- общую информацию о структуре экрана Word;
- общую информацию о настройках параметров Word;
- общую информацию о панели инструментов Word;
- правила создания простых документов;
- правила использования инструментов рисования;
- правила использования инструментов меню Вставка;
- понятия: рабочий стол, окно, значок, папка, меню, панель управления.
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
- пользоваться мышью;
- правильно включать и выключать ПК;
- работать с программой;
- выполнять команды Создать, Открыть, Закрыть, Сохранить, Печать;
- создавать папки;
- работать с файлами: удаление, переименование, копирование, перемещение, отправка, поиск, сохранение;
- пользоваться принтером;
- выбирать шрифты;
- уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
- создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста, таблиц и диаграмм.
Учебно - методическое обеспечение программы
При организации учебного процесса учитываются условия жизни, интересы, увлечения ребенка, его интеллектуальные и материальные возможности. Для реализации поставленных задач используются следующие методы и формы организации образовательной деятельности:- Словесные - беседа, объяснение, рассказ.
- Исследовательские - данные методы предполагают постановку и решение проблемных ситуаций, в этих случаях новые знания и умения открываются учащимся непосредственно в ходе решения практических задач.
- Наглядные - (демонстрационные пособия, макеты) - фото-, видеоматериалы, используются технические средства обучения.
- Практические - практическая работа.
Использованные источники
- Златопольский Д.М. Занимательная информатика: учебное пособие, М., БИНОМ. ЛабораторияЗнаний, 2016 г - https://clck.ru/ZKhib
- Информатика: Учебник для 5 класс/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 - https://clck.ru/ZKhdn
- Поурочные разработки по информатике: 5 класс/ Югова Н.Л., Хлобыстова И.Ю. - М.: ВАКО, 2018. - https://clck.ru/ZKhQw
- Знакомство с текстовым редактором - https://cuti.cc/5da11
- Создание текстовых документов - https://cuti.cc/KjwmM
- Как оформить доклад правильно – коротко о главном - https://clck.ru/ZJ53k
- Правильное оформление текста в программе Word - https://clck.ru/ZJ5E7
- Вставка диаграммы в Microsoft Word 2010 - https://clck.ru/ZJ5Ht
- Как рисовать в MS Word – https://clck.ru/ZJ5Mn
Календарно-тематическое планирование
«Пишу доклад»(Текстовый редактор Word)
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Текстовые редакторы (3 часа) | ||
1 | Общие сведения о текстовом редакторе Microsoft Word. | 1 |
2 | Технология ввода текста. | 1 |
3 | Практикум «Клавиатурный тренажер». | 1 |
Набор и оформление текста. (5 часов) | ||
4 | Набор и редактирование текста. Правила набора текста. | 1 |
5 | Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. | 1 |
6 | Действие с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение. | 1 |
7 | Практикум «Клавиатурный тренажер». | 1 |
8 | Проект «Мой режим дня». | 1 |
Форматирование и редактирование текста (4 часа) | ||
9 | Параметры текста: шрифт, размер, цвет, выравнивание. Параметры абзаца: выравнивание, отступы, интервалы. | 1 |
10 | Действие с фрагментом текста: изменение параметров текста и абзаца. | 1 |
11 | Практикум «Клавиатурный тренажер». | 1 |
12 | Практическая работа «Письмо другу» . | 1 |
Заголовки, списки и надписи (4 часа.) | ||
13 | Нумерованные и маркированные списки. Изменение параметров списка (маркер, формат номера). |
1 |
14 | Многоуровневые списки. | 1 |
15 | Практикум «Клавиатурный тренажер». | 1 |
16 | Практическая работа «Создаем нумерованные и маркированные списки». | 1 |
Рисуем в Word (6 часов) | ||
17 | Графические вставки в текстовый документ, заливка цветом. | 1 |
18 | Оформление текста с графическими вставками. | 1 |
19 | Создание схем с помощью фигур. | 1 |
20 | Вставка рисунков и объектов WordArt. | 1 |
21 | Рисуем в Word. | 1 |
22 | Практическая работа «Мини-плакат». | 1 |
Таблицы, диаграммы, объекты (6 часов) | ||
23 | Оформление текста в виде таблицы и печать документа. | 1 |
24 | Изменение параметров таблицы (границы, заливки, заголовки). | 1 |
25 | Объединение и разделение ячеек. Настройка ширины столбцов и высоты строк. | 1 |
26 | Практическая работа «Создаем таблицы». | 1 |
27 | Включение в текстовый документ диаграмм. | 1 |
28 | Практическая работа «Создаем диаграммы». | 1 |
Оформление доклада (3 часа) | ||
29 | Структура документа: титульный лист, заголовки, размещение текста и таблиц, оглавление. | 1 |
30 | Оформление текста по заданным параметрам. | 1 |
31 | Практическая работа «Создаем доклад». | 1 |
Проект «Компьютерные технологии и интернет в нашей жизни» (3 часа) |
||
32 | Выполнение проекта, создание и оформление документа с заданной структурой. | 2 |
33 | Зашита проекта. | 1 |
Всего часов | 34 |