Конспект урока информатики в 8 классе
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления
Хасанов Рифкат Анварович,
учитель ГБОУ гимназия № 540
Приморского района Санкт-Петербурга
учитель ГБОУ гимназия № 540
Приморского района Санкт-Петербурга
Урок № 4
Цель урока: Формировать практические навыки перевода целых чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную СС и наоборот, а также изучить алгоритм перевода целых чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и наоборот.
Задачи урока:
- Образовательная – отработать практические навыки перевода целых чисел из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления (СС) в десятичную и двоичную и обратно.
- Развивающая – развивать познавательный интерес к предмету и самостоятельность учащихся.
- Воспитательная – воспитать устойчивый интерес к изучаемому предмету.
Метод обучения: словесный, наглядный, практический.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, компьютеры для учащихся.
Электронно-образовательные ресурсы: Презентация «Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления», интерактивные средства для самостоятельной работы учащихся «Преобразование чисел между системами 2,8,16», раздаточный материал.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, то есть установление учащимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Предметные: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
- Личностные: умение слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, анализировать свои возможности в достижении планируемых результатов. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-нибудь сообща.
- Метапредметные: умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему, понимание пути решения проблемы в зависимости от выбранного направления решения; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
- Межпредметные связи: математика.
- Организационный этап. (1 мин)
- Проверка ранее изученного. (3 мин)
- Постановка цели занятия. (1 мин)
- Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков. (20 мин)
- Закрепление, решение заданий. (12 мин)
- Подведение итогов урока. (1 мин)
- Информация о домашнем задании. (1 мин)
- Рефлексия. (1 мин)
- Организационный момент (1 мин).
- Проверка ранее изученного (3 мин).
- Что такое система счисления?(знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами)
- Какие существуют системы счисления?(позиционные и непозиционные)
- Что является основанием позиционной сс? (целое число, которое равно количеству цифр, используемых для изображения чисел в данной системе сч.)
- Как представляется любая информация в компьютере? (Информация в компьютере представлена в двоичном коде, алфавит которого состоит из двух цифр: 0 и 1)
- Назовите алфавит (цифры) восьмеричной системы счисления (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).
- Назовите алфавит (цифры) шестнадцатеричной системы счисления (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F).
- Постановка цели занятия (1 мин).
Сейчас мы рассмотрим еще две системы счисления, которые, как и двоичная, часто используются в информатике – это восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Вы уже знаете, что компьютер «знает» только двоичную систему счисления. Тогда зачем же нужны системы, отличные от двоичной?
Дело в том, что в двоичной системе счисления числа записываются с большим количеством разрядов, т. е. число получается очень длинным. И записывать такие числа на бумаге или читать их на экране монитора довольно неудобно.
Поэтому кроме двоичной в информатике используют еще две вспомогательные системы счисления – восьмеричную и шестнадцатеричную. Они позволяют более компактно записывать числа.
Выбор систем счисления с основаниями 8 и 16 обусловлен тем, что числа 8 и 16 являются степенями числа 2: 8 = 23, 16 = 24. Поэтому мы с легкостью сможем преобразовывать числа из двоичной системы в восьмеричную или шестнадцатеричную систему счисления и наоборот.
IV. Изучение нового материала, формирование знаний, умений и навыков (20 мин.)
- Вспомним правило перевода двоичных чисел в десятичную. (При переводе числа из двоичной системы в десятичную надо это число представить в виде суммы степеней основания его системы счисления(р)).
- Перевод чисел из 8-ной и 16-ной позиционных систем счисления в десятичную аналогичен переводу двоичных чисел в 10-ую СС, т.е. необходимо записать 8-ное или 16-ное число в развернутой форме и произвести указанные вычисления.
- Задание № 1. Самостоятельно переведите числа из 8-ной и 16-ной систем счисления в десятичную (с последующей проверкой).
- Пожалуйста, ответьте на вопрос: «А как же теперь перевести целое десятичное число соответственно в 8-ную и 16-ную системы счисления?»
(Последовательно выполнять деление исходного числа и получаемых частных на р (основание) до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя. Полученные при таком делении остатки – цифры числа в системе счисления р – записать в обратном порядке (снизу вверх)).
- Совершенно правильно, т.е. нужно вспомнить правило перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления. Перевод в 8-ную и 16-ную системы выполняется аналогично.
- Выполните задание № 2 самостоятельно (с последующей проверкой):
- Скажите, пожалуйста, а как полученные числа 16518 и 3А916 перевести в двоичную систему счисления? (так как этим числам соответствует число 93710 , то его необходимо перевести в двоичную систему счисления путем деления на основание 2).
- Да, правильно. Но существует ещё один способ перевода. Для того, чтобы познакомиться с этим способом, объединимся в группы и поработаем с электронными образовательными ресурсами Единой коллекции ЦОР на компьютерах. (ТБ при работе за компьютером).
«Преобразование чисел между системами 2,8,16»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/21854672-a155-4879-b433-bae02a2d1bd8/%5BINF_030%5D_%5BAM_01%5D.swf
- По итогам работы с ЭОР сформулируйте и запишите в тетради алгоритм перевода чисел.
Физминутка.
Закрепление, решение заданий. (12 мин)- Для того чтобы выполнять задания Вам понадобится таблица перевода чисел, которую можно записать самим. Но, чтобы не терять время на уроке, мы воспользуемся уже готовой таблицей.
Десятичная система счисления | Двоичная система счисления | Восьмеричная система счисления | Шестнадцатеричная система счисления | |
Триады (0-7) | Тетрады (0-15) | |||
0 | 000 | 0000 | 00 | 0 |
1 | 001 | 0001 | 01 | 1 |
2 | 010 | 0010 | 02 | 2 |
3 | 011 | 0011 | 03 | 3 |
4 | 100 | 0100 | 04 | 4 |
5 | 101 | 0101 | 05 | 5 |
6 | 110 | 0110 | 06 | 6 |
7 | 111 | 0111 | 07 | 7 |
8 | 1000 | 10 | 8 | |
9 | 1001 | 11 | 9 | |
10 | 1010 | 12 | A | |
11 | 1011 | 13 | B | |
12 | 1100 | 14 | C | |
13 | 1101 | 15 | D | |
14 | 1110 | 16 | E | |
15 | 1111 | 17 | F | |
16 | 10000 | 20 | 10 |
Задание № 3:
Перевести числа 16518 , 3А916 в двоичную систему счисления. (с последующей проверкой)
Задания по вариантам (учащиеся выбирают карточки-задания по желанию по своим способностям):
I вариант
- Переведите десятичное число 743 в восьмеричную систему счисления
- Переведите число 15FC из шестнадцатеричной системы счисления в
Ответ: 15FC16 = 5628 10
- Докажите, что:
- 225338 = 100101010110112
- 10010101111002 = 12BC16
- Поставьте вместо знака ? знак <, > или =.
1111112 ? 11118 (Ответ: 6310 < 58510 )
6С16 ? 1010012 (Ответ: 10810 > 4110 )
5516 ? 1258 (Ответ: 8510 = 8510 )
- Докажите, что:
- 101010100111002 = 252348
- 1C6316 = 11100011000112
- Итак, ребята, сегодня на уроке мы научились выполнять перевод десятичных чисел в 8-ную и 16-ную системы счисления, а также перевод восьмеричных и шестнадцатеричных в двоичную и наоборот.
Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание:
Параграф 2.2.,
карточка с заданием