Технологическая карта урока
Данные в компьютере
Ловягина Елена Владимировна,
учитель математики и информатики
МОУ СОШ № 11 п. Дружба
Название предмета: Информатикаучитель математики и информатики
МОУ СОШ № 11 п. Дружба
Класс: 7
УМК: Информатика: учебник для 7 класса / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Данные в компьютере
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час
Место урока в системе уроков по теме: 2 урок из 4 по теме « Введение в информатику ».
Цель урока: Формирование представления об основных изучаемых понятиях кодирование, двоичный код, измерение информации.
Задачи урока:
- Систематизировать знания обучающихся об основных свойствах персонального компьютера;
- Рассмотреть основные понятия кодирования и двоичной системы;
- Развивать представления о измерении информации и возможности перевода информации в другие единицы .
Предметные:
- Познакомить учащихся с основами кодирования информации.
- Сформировать умение самостоятельно ставить цель, планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- Понимание роли информационного процесса «кодирование» в современном мире, интерес к изучению информатики.
Техническое обеспечение урока: Ноутбуки, мультимедийный проектор, экран.
Содержание урока
Этап урока/занятия | Цель | Содер жание учеб ного материала |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности | Создать благоприятную обстановку и условия для успешной работы. | Вступительное слово учителя. Оценка и коррективы в готовность рабочих мест учащихся. Создаем атмосферу погружения. |
Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. | |||||||||||||||||||||
Проверка домашнего задания | Определе ние уровня подготовленности обучающих ся к уроку и восприятию нового материала. Научиться выделять наиболее значимую для себя информацию. |
-Прежде чем начнем работать, давайте оговорим критерии оценивания каждого этапа. У вас на партах лежат оценочные листы. Вы будете заполнять их в ходе урока. Выполнил безошибочно- 5, выполнил с 1-2 ошибками – 4, выполнил с 3-4 ошибками- 3, испытывал большие затруднения – . -Начинаем урок с проверки домашнего задания Предлагаю поработать в парах за одно «освежите» знания по теме «Компьютеры и программы». Для этого мы поиграем в своего рода домино. - Переходим к игре в «домино». У вас лежит на парте по 9 определений и понятий. Ваша задача правильно соотнести понятие и его определение. - Вы справились? - Отлично, давайте проверим. Я буду называть слово, а вы его определение. 1)Программа 2)Пользователь 3) Программист 4) Данные 5) компьютер 6)процессор 7) память 8) устройства ввода 9) устройства вывода |
Работают в парах. Проверяют, объясняют решение да 1) инструкция для компьютера. Состоит из отдельных команд и должна быть записана на языке понятном компьютеру. 2) Люди работающие с прикладными программами 3)Занимается разработкой программ для компьютера. 4) записанная (зафиксированная) информация. 5) универсальное устройство для хранения, обработки и передачи данных 6)выполняет вычисления и управляет работой всех устройств 7) устройство для хранения программ и данных 8)устройства через которые человек вводит данные в компьютер 9)устройства которые преобразуют результаты работы компьютера в форму понятную для человека |
|||||||||||||||||||||
Выявление места и причины затрудне ния. Построение проекта выхода из затрудне ния |
Оценить стремление каждого обучающегося преодолеть трудности и готовность к активной деятельности на уроке. Первичное осмысление урока. | Слайд № 1 Слайд № 2 |
-Ребята, в чем нам помогает компьютер? Вокруг нас существуют преимущественно два сигнала, например: - Светофор: красный - зеленый; - Вопрос: да - нет; - Лампа: горит - не горит; - Можно - нельзя; - Хорошо - плохо; - Истина - ложь; - Вперед - назад; - Есть - нет; - 1 - 0. Всё это сигналы, обозначающие количество информации в 1 бит. 1 бит - это такое количество информации, которое позволяет нам выбрать один вариант из двух возможных. |
Отвечают на вопросы учителя., Тема урока – Данные в компьютере Записывают тему урока в тетради |
||||||||||||||||||||
Открытие нового знания | |
Компьютер- это машина, работающая на электронных схемах. Чтобы компьютер распознал и понял вводимую информацию, ее надо перевести на компьютерный (машинный) язык. Алгоритм, предназначенный для исполнителя, должен быть записан, то есть закодирован, на языке, понятном компьютеру. Это электрические сигналы: проходит ток или не проходит ток. Машинный двоичный язык - последовательность "0" и "1". Каждое двоичное число может принимать значение 0 или 1. Каждая цифра двоичного кода несет количество информации, равное 1 бит. Двоичное число, которое представляет наименьшую единицу информации, называется бит. Бит может принимать значение либо 0, либо 1. Наличие магнитного или электронного сигнала в компьютере означает 1, отсутствие 0. Строка из 8 битов называется байт. Эту строку компьютер обрабатывает как отдельный символ (число, букву). |
Открывают новые знания, по мере поступления информации делают записи |
|||||||||||||||||||||
Физкульт минутка | Жмурки. Ребенок с усилием зажмуривает глаза в течении 3-4 секунд. После чего открывает их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом при этом укрепляет мышцы. Моргание. Без напряжения ребенок быстро моргает, легко, не напрягая мышцы век. Длительность до 1 минуты. Улучшается кровообращение и кровоснабжение. Маятник. Взгляд не спеша переводится слева на право и обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения. Далеко-близко. Упражнение делать можно в комнате, на улице или у окна. Выбирается самый удалённый предмет и ребенку предлагается внимательно его рассмотреть в течении 10-15 секунд, после чего перевести взгляд на очень близкий предмет: палец, игрушку, стол, находящиеся на расстоянии 30 см от глаз. |
Выполняют гимнастику для глаз | ||||||||||||||||||||||
Открытие нового знания (продолжение) | - Дополнительный вопрос: - В каких единицах измеряется информация Кроме бита и байта, существуют и другие единицы измерения информации.
|
Читают материал учебника, находят ответ на вопрос Отвечают на вопрос |
||||||||||||||||||||||
Примене ние новых знаний (самостоя тельная работа, практичес кая работа) |
Развитие способности правильно планировать свою работу. | Ребята, рассаживайтесь за компьютеры - Напоминаю правила поведения при работе за компьютером. (краткий инструктаж) - Приступайте к практикуму используя полученные знания ответьте на вопросы в он-лайн тесте |
Проходят за рабочие места Слушают инструктаж Выполняют практическую работу |
|||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Создание условий, позволяющие каждому обучающемуся испытать успех при выполнении задания. | Учебник стр. 17-23 |
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. На дом §2 выполнить задания вопросы 1-5 . Дополнительно (по выбору) подготовить сообщения на тему «Что такое датацентр» или «Кодирование цвета в компьютерах" |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Задают вопросы. | ||||||||||||||||||||
Рефлексия учебной деятельности | Обозначение связи данного урока со следующим. Комментирование и анализ конечного результата каждого обучающегося. Умение вести диалог | - Итак, наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к задачам урока и ответим решили ли их? А в этом вам помогут незаконченные фразы: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д. Выберите понравившиеся и закончите их Возьмите оценочные листы и посчитайте «+» в каждой графе, оцените себя (Выставление оценок, комментирование) - Благодарю за плодотворную работу! |
Ученики выражают свое мнение о занятии. Оценивают свою работу на уроке. |