Использование мобильных технологий на уроках информатики
Сечко Ксения Викторовна
В современном развитии общества имеет большое влияние активное развитие информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуют глобальное информационное пространство. Именно поэтому важной и неотъемлемой частью информатизации общества является информатизация образования.Сейчас в мире насчитывается около 1,5 миллиарда мобильных телефонов, это в три раза больше, чем традиционных компьютеров. По мере технического прогресса мобильные устройства получают новые технические возможности, растет скорость и надежность при передаче данных в каналах беспроводной связи. Мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры становятся основной частью цифровой жизни человека. Но в тоже время в большинстве школ действует запрет на использование гаджетов на уроке или на территории школы. Многие учителя считают, что играть в игры, смотреть видео, слушать музыку и общаться в чатах ученики могут во внеурочное время. Но в тоже время смартфоны и планшеты могут стать настоящими помощниками в получения знаний. Давайте рассмотрим, как мобильные устройства можно использовать на уроках информатики.
Урок информатики является традиционным уроком передачи информации. Учебники, к сожалению, отстают от реалий жизни, поэтому основным передатчиком информации на уроке выступает учитель. Но учитель не может быть одинаково опытен во всех областях информатики, ввиду непрерывного развития информационных технологий. А потребности детей, в свою очередь, требуют активных форм работы. Необходимо отметить, что на уроках преобладают практические работы, которые учат не технологиям, а отдельным операциям, действиям, приемам. Использование современных информационных средств особенно актуально для информатики.
В науке разработаны и используются методики, как использовать мобильные устройства, а в информатике до сих пор таких методик нет. Причина состоит в том, что информатика – это достаточно молодая наука и, по мнению большинства, и так оснащена большим количеством различных устройств. На любом из предметов учитель информатики выступает консультантом по использованию устройств, однако сам это не всегда использует.
Термин «мобильное обучение» предполагает использование мобильных и портативных ИТ - устройств, таких, как смартфоны и мобильные телефоны, ноутбуки и планшетные ПК в преподавании и обучении. Так как компьютеры и Интернет стали необходимыми образовательными инструментами, технологии стали более доступными, портативными, эффективными и простыми в использовании, что и открывает широкие возможности для расширения участия и доступа к ИКТ, в частности в Интернете.
А как же всё-таки к применять мобильные технологии на уроках. Данный вопрос требует изменение формы проведения урока. В рамках системно-деятельностного подхода форма урока должна содержать в себе исследовательский, познавательный и развивающий компонент. В рамках ФГОС на уроке должна быть использована работа в группах и использование интерактивных средств обучения. Данным требованиям удовлетворяет такая форма проведения урока, как веб-квест. Веб-квест – это вид Интернет-проекта, который дает обучающимся возможность эффективно использовать информацию, найденную в сети.
Веб-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, но в также существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников. Для создания дополнительной мотивации при выполнении Веб-квеста можно предложить учащимся выбрать роли (например, журналист, ученый, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с выбранной ролью.
В Веб-квестах формы их проведения могут быть разными , например:
- Все ученики создают базу данных по выбранной проблеме
- Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.
- Написание интерактивной истории, когда ученики могут выбрать варианты только как будет продолжаться работа. Для этого при написании истории пишется несколько вариантов . Это будет напоминать выбор дороги, как в русских былинах.
- Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.
- Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность. Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.
Можно выделить 5 основных этапов создания веб-квеста.
1. Выбор темы
2. Выбор формы заданий для учеников и создание самих заданий
3. Создается система оценивания
4. Поиск источников информации, которыми будут пользоваться ученики для нахождения ответов.
5. Получив на листе приблизительный план и основную информацию, приступайте к созданию Веб-квеста.