Урок информатики в современной школе в условиях реализации ФГОС
Полозова Юлия Евгеньевна
С течением времени общество меняется. Во всех сферах нашей жизни мы наблюдаем прогресс. Наука и техника не стоит на месте. Возникает проблема кадров. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: анализировать любую информацию, самостоятельно принимать решения о реализации этой информации, прогнозировать возможные последствия своих поступков и решений; отличаться мобильностью; быть способными к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. В связи с чем, перед школьным образованием стоит задача – подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.Урок при этом был и остаётся основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. Современный урок требует: развитие личностных качеств учащихся, использование различных приёмов и методов обучения, в том числе различных подходов: проблемного, дидактического дифференцированного, компетентностного. [2]
Современный урок – это урок, когда учащийся под руководством учителя добывает и усваивает новые знания, путём постановки целей и задач, исследования проблемы, выводов. Современный урок должен иметь важное значение для настоящего времени. [1]
Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации.
Если говорить об уроках информатики, то есть некоторые особенности и проблемы: информатика в школе – «молодой» предмет, поэтому недостаточно разработаны методики преподавания, но это даёт широкий творческий спектр для учителя; информатика – наука, где широко развиты меж предметные связи, соответственно задачи, решаемые на уроке должны вызывать интерес у детей и показывать меж предметную связь и применение в социально – культурной среде. [5]
В связи с тем, что развитие информатики идёт высокими темпами, учителю постоянно приходится прослеживать новые тенденции и учиться самому.
При организации уроков информатики учитель должен учитывать, что компьютер представляет собой и объект изучения, и средство обучения. На уроках информатики учитель должен использовать различные формы и приёмы работы с детьми, потому что возникает проблема нехватки техники, ведь за одним компьютером должен работать один ребёнок, поэтому на уроках информатики я использую различные формы работы в небольших группах по 2 – 3 человека. [3]
Современный урок информатики должен быть, на мой взгляд, комбинированным, интегрированным: реализовывать индивидуальный подход в обучении, должен содержать обратную связь между учителем и учеником, что важно при оценивании на уроках информатики.
Современная информатика – это не только умение работать на компьютере, но и умение логически мыслить. В нашем лицее уроки информатики начинаются с 7 класса. В своей работе для более эффективного восприятия материала я часто использую презентации с включением интерактивных элементов: анимаций, видео роликов. В 9 классах для изучения языка программирования я использую игровые моменты в программах. Когда дети изучают язык программирования на примере создания ими компьютерных игр, интерес к уроку растёт. Мы рассматриваем принципы игр: пятнашки, шахматы, змейка и так далее. Создаём программы, имеющие непосредственное отношение к современной жизни, например, программа для записи к стоматологу. [4, 8]
Современные дети приходят в школу уже знакомые с компьютером. Это знакомство на 90% составляет, в основном, игровой опыт. Одна из задач школьных уроков информатики - приобщить учащихся к широкому спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, эстетическом развитии, профориентации и т. д.
Создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи.
И здесь не обойтись без проектной деятельности учащихся, которая требует огромной подготовки со стороны учителя и ученика. Часто в данный процесс вовлекаются родители.
На уроках создания Web-сайтов, учащиеся делают проекты. Например, сайт о природе родного края. Эта обширная тема, которая включает в себя различные виды деятельности: постановка целей и задач, изучение географических карт местности, построение маршрута для исследования. Учащиеся строят для себя маршрут, по которому потом делают красочные фото для сайта. Таким образом, получается, что помимо изучения природы родного края, добавляется связь с географией, экскурсия, которую дети для себя сами строят, изучение «Красной книги» края и так далее. Результат - защита проектов на уроке. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Ребёнок при этом учится правильно разговаривать, высказывать свою точку зрению по изучаемому вопросу. [6]
В 8 – ых классах дети готовят исследовательскую работу. Потом мы с детьми оформляем её в соответствии с основными правила оформления научной документации. Мы учимся печатать текст, форматировать, оформлять таблица, схемы, графики на основе исследовательской работы, причём исследовательская может быть связана не только с информатикой, но и с любым другим предметом. Здесь наблюдается уже не только совместная работа учащихся на уроках, но и совместная работа учителей, которые являются наставниками при написании исследовательской работы.
В старших классах я помимо создания программ мини – игр практикую создание вспомогательных программ для учёбы, например, программы: решение квадратных уравнений, моделирование физических процессов и решение физических задач, программа для составления розы ветров по географии. Программы с учащимися старших классов создаём в среде программирования, а с детьми 8-ых классов в таблицах Exel. [9]
При написании исследовательской работы, обязательно говорим о защите авторских прав, плагиате. На сегодняшний день изучение языка программирования на примере написания игры, создание веб – сайтов и создание исследовательских («научных работ») являются для учащихся самым интересным на уроках информатики. Таким образом у детей формируются не только знания и навыки по информатике, но и представление о месте информатики в жизни современного общества.
Интересными темами для учащихся стали проекты, выполненные в среде графического редактора Paint и 3D редактора SketchUp: «Открытка маме», «Дом моей мечты» и др. Нестандартные работы предлагают ученики по теме: «Времена года». Каждый ребёнок в своём проекте индивидуален, а обязательность применения определенных инструментов и функций приложения служат в качестве закрепления пройденного материала. [7]
Популярным среди учащихся является проект по составлению иерархической модели генеалогического древа семьи. Помимо навыков по информатике этот проект даёт детям возможность в рамках своей семьи более тесно пообщаться со старшим поколением.
Популярными в старших классах являются проекты: «Бизнес-план фирмы», «Экскурсия по стране, в которой хотел бы побывать».
В нашем лицее учащиеся активно принимают участие в интернет олимпиадах, веб- квестах. Среди моих учащихся создана инициативная группа, которая занимается их поиском. Это несколько учащихся, которые, работая в интернете, находят онлайн – олимпиады, квесты, небольшие конкурсы и рассказывают о них остальным детям, которые стараются принимать активное участие.
Сейчас идёт работа по созданию таких инициативных групп, учащихся для учителей. Ведь дети быстро осваивают навыки владения компьютером и работу с компьютерными программами, а учителям часто требуется помощь.
Учащиеся при этом очень радуются тому, что не только они могут узнать что-то от учителей, но и сами могут оказать учителям некоторую помощь при работе с компьютером.
В заключение хочется сказать, что учитель и ученик – творцы! Уроки информатики, как и другие уроки не только должны быть распланированы строго в соответствии со федеральными образовательными стандартами, но и должны представлять собой совместное творчество учащегося и учителя. Если ребёнок умеет творчески мыслить и подходить к решению проблемы, то в жизни он смело будет находить выходы из сложных нестандартных ситуаций и уметь пользоваться при этом теми знания и навыками, которые он получил в школе при совместной работе с учителем.
Список литературы
- Березина Е. В. Современный урок информатики условиях введения ФГОС // Молодой ученый. — 2017. — №15.2. — С. 23-25.
- Морозов В., Шафрин Ю. Курс компьютерной технологии в двух томах. М., 1998.
- Агапова, Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе[Текст]/Р.Агапова //Информатика и образование. –2004. -№2.- С.47.
- Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопросы психологии. – 2003. - №3.- С.32
- Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика – 2004. - №5.- С49
- Коджаспирова Г.М., Петров К.В.Технические средства обучения и методика их использования.- М., 2005-352с.
- Кржен Дж. Компьютер дома. –М., 1996.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.: Педагогика, 1972.
- Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 512 с.).