Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дистанционное обучение в школе: первый опыт

Трапезникова Галина Альбертовна,
учитель информатики ГБОУ
школа № 38 Санкт-Петербурга
 
Жизненные обстоятельства в период пандемии потребовали от всех участников образовательного процесса нового взгляда на процесс обучения, умения быстро мобилизоваться и продолжить обучение в новых условиях.
Если обратиться к словарям определений и терминов, учебным пособиям, Википедии, то можно найти следующее объяснение, что такое дистанционное обучение: дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность; дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством.
С появлением регулярной  почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение» в Европе в конце 18 века. Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или писали научную работу. В России такой метод появился в конце XIX века. С появлением телевидения были разработаны и транслировались обучающие телепередачи, начиная примерно с 50-х годов. Люди с советским детством и юностью наверняка это помнят. Однако у телевидения и радио был существенный недостаток — у учащегося не было возможности получить быструю обратную связь. А система заочного обучения в нашей стране позволила многим получить образование дистанционно.
Речь о дистанционном образовании в нашей стране, например, ведется и в приказах Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2000 №1924 "Об эксперименте в области дистанционного образования " и в приказе № 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
На сегодняшний день, конечно, на первый план выходят цифровые информационные технологии для осуществления ДО и, в первую очередь,  это обучение через сеть Интернет, позволяющее получать консультации учителей по разным предметам, общаться с другими учащимися, сдавать домашние работы, тесты, контрольные работы и даже экзамены через Интернет, получать профессиональное образование, повышать свою квалификацию.
 На сайте министерства просвещения РФ перечислены около 20 интернет-платформ, которые  позволяют дистанционно обучаться по разным предметам: «Российская электронная школа» (РЭШ), «Московская электронная школа» (МЭШ), «Яндекс-Учебник», «ЯКласс», InternetUrok.ru, Skyeng и др.  РЭШ и МЭШ являются государственными.
На федеральный проект цифровизации образовательной среды в 2020 г. предусмотрено 16,4 млрд. руб., в прошлом году потратили 2,5 млрд. руб. (по данным РБК – ведущего мультимедийного холдинга России). Это позволяет надеяться на успешную реализацию внедрения цифрового образования граждан в нашей стране.
Активно в дистанционных обучающих технологиях (ДОТ) используются два  компонента:
  • Кейс технология — это набор учебно-методических комплексов (УМК) (сюда входят программа, материалы урока, методические указания к практическим, лабораторным, контрольным занятиям и заданиям и т.д.) в печатном виде, на оптических дисках, флэш-носителях или через электронную почту, которые используются учителем, могут им создаваться самостоятельно и передаются обучающимся.
  • Сетевые технологии подразумевают использование прикладного программного обеспечения установленного на компьютере-сервере или компьютерах обучающихся. Это, например, услуга Интернет – электронная почта, система дистанционного обучения и контроля «Электронный дневник», обучающая платформа do2.rcokoit.ru в нашем городе, «Якласс» и другие. Системы ДО позволяют управлять учебным процессом, разграничивать взаимодействие обучающихся и учителей, вести журнал активности обучающихся, планировать их индивидуальные задания, проводить обучение и проверку знаний в сети Интернет, кроме того, их можно использовать и как  дополнительное средство для традиционных форм обучения. Учитель в системе регистрируется сам и может зарегистрировать своих обучающихся по параллелям и классам, сообщить им логин и пароль.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) имеют следующие преимущества:
  1. «Удаленность». Обучающие и учителя  не ограничены расстоянием и могут взаимодействовать независимо от места своего нахождения. В период карантина многие учащиеся, и учителя находились, например, на своих дачных участках и это не останавливало обучающий процесс, конечно, при наличии хорошей связи.
  2. «Гибкость». Обучающиеся  не ограничены временем и учатся тогда, когда  это им удобно, в выбранном для себя темпе и при этом имеют точную дату сдачи работы на проверку. Это можно сказать и о работе учителя. Но рационально все-таки для школьников в период карантина было придерживаться текущего расписания уроков, чтобы не запутаться в количестве выполненных и невыполненных заданий по разным предметам.  Обучающиеся мотивировались к планированию своей деятельности и ее учету.
  3. «Параллельность». Обучающиеся и учителя могут совмещать учебу и отдых, занятия спортом, искусством и т.п. При этом, конечно, необходимо уметь управлять своим временем.
  4. «Личностный подход». Учителя находятся в постоянном интерактивном контакте с обучающимися: проверяют задания, контрольные работы и тесты, обсуждают с помощью электронной переписки, на видео-конференциях, форумах и в чатах, в социальных сетях различные вопросы, индивидуально объясняют отдельные темы. Чему мы увидели доказательство и во время карантина.
  5. «Массовость». Количество  участников образовательного процесса довольно велико.
  6. «Асинхронность». В процессе обучения учитель и обучаемые работают по удобному для каждого из них расписанию. Но, конечно, нужно было стараться придерживаться во время карантина текущего недельного расписания уроков, чтобы не образовывались завалы работы и невыполненные задания. Планирование деятельности играло большую роль, как для учителя, так и для обучающихся.
  7.  «Контроль». Учитель имеет возможность контролировать усвоение  материала с помощью интерактивных тестов, как готовых, так и созданных им самим, например, в рамках компьютерной обучающей программы. В некоторых тестах ведется и предоставляется учителю хорошая статистика по усвоению темы каждым учеником или классов в целом. Учитель сам может изменить систему оценивания.
На данном этапе развития информационного общества мы говорим о постоянном самообразовании человека, человек может менять профессии, повышать свою квалификацию и делать это с помощью современных цифровых технологий ДО. Эту тенденцию нужно прививать и школьникам, для расширения их кругозора, для освоения новых курсов внеурочной деятельности и их дополнительного образования, для подготовки к сдаче экзаменов, для семейного обучения. Ситуация с самоизоляцией во время карантина по противодействию короновирусной инфекции мотивировала к освоению и более активному использованию разнообразных цифровых образовательных ресурсов как учителей, так и учащихся и их родителей.
Более гибко повели себя  и производители обучающих ресурсов во время пандемии, так по сведениям РБК  «многие проекты на время пандемии открыли бесплатный доступ к своим ресурсам: так ранее поступила Coursera, в России — Skyeng, Geekbrains, Skillbox, онлайн-школа «Фоксфорд», «Физикон» и др. В «Учи.ру» разработали новые бесплатные проекты, связанные с переходом школ на дистанционный формат».
В нашей школе, например, было принято решение использовать всеми учителями систему видео-конференций Zoom для консультаций обучающихся и проведения педсоветов. Так же я ее использовала для общения с некоторыми родителями. А для классных руководителей подобные системы дали возможность провести классный час с учащимися или последний звонок для учащихся 9-х и 11-х классов в период пандемии.
Перед каждым учителем-предметником встал вопрос: какую же обучающую систему выбрать и рекомендовать своим учащимся? Систему еще нужно было изучить самому учителю. И как оказалось, для выбора, их нужно было проанализировать несколько вариантов и это в период дефицита времени.
Возможности систем оказались разными, не всегда предоставляемый предметный материал соответствовал темам изучаемой программы. Необходимый материал для 7 класса я, например, нашла в программных модулях для 9 класса на платформе do2.rcokoit.ru. Поиск и получение материала в режиме дефицита времени подготовки к уроку были весьма затратными. Многие учителя констатировали тот факт, что не все образовательные платформы выдержали натиск запросов в период карантина и висли. Я в этом тоже убедилась лично.
Еще одна проблема – это множество образовательных платформ, рекомендуемых обучаемым. Нет единой на сегодняшний день, которая удовлетворила бы многие запросы учителей. А ведь ресурсы одного ПК ограничены и их точно не хватит для использования разных образовательных платформ. Хотя вопрос создания единой образовательной платформы, на мой взгляд, тоже неоднозначен. 
Другая проблема, которая встала перед участниками образовательного процесса — это нелучшие технические возможности у учителей или обучающихся и их родителей для осуществления дистанционного обучения. У кого-то не было ПК вообще, не было личного ПК, у кого-то проблемы с подключением Интернета, у кого-то нет звуковой карты в ПК или видео-камеры. А кому-то из учащихся и родители не могли помочь из-за своего низкого уровня компьютерной грамотности. С этой проблемой я сталкнулась лично.
И, конечно, чтобы правильно проводить дистанционное обучение, учителю необходимо было самому овладеть приемами дистанционной технологии обучения, познакомиться с требованиями к её реализации с точки зрения здоровье сберегательных технологий. Что было непросто в условиях дифицита времени у учителя в этот период, когда шла напряженная работа по проверке работ, оформлению рекомендаций каждому учащемуся индивидуально по выполнению заданий урока, подготовке электронных пособий, проведению конференций.  
Из этих ситуаций выходили кто как мог: школьникам и учителям помогало наличие смартфона и  специальных приложений, которые можно скачать на мобильный телефон, конференции проводили  с видео-камерами, которые включали по очереди, кто-то использовал образовательные платформы, а кто-то нет, наиболее активно использовали электронную почту. Я прослушала вебинары  «Лекториум», «БИНОМ», «Просвещения», «МЭО» познакомилась с материалами проведения конференции на платформе Zoom и участия в ней, которые подготовили для учителей и учащихся авторы А. Аренберг и  К. Ситникова. Эти материалы также рекомендовала своим учащимся и их родителям. Для общения использовала социальную сеть, электронную почту и видео конференцию.
При использовании электронной почты, к сожалению, не все родители, учителя и учащиеся понимали тот факт, что длинные адреса ящиков и ники вызовут трудности в общении. А в письмах родители и учащиеся писали, например, мне пояснения также, почему поздно высылали задания или только к концу четверти смогли выйти на связь и выполнять учебные задания. В начале 4 четверти я всем своим ученикам составила и разослала несколько документов: рекомендации по работе с электронной почтой, по этике общения в сети Интернет, как сделать скриншот экрана монитора, алгоритмы выполнения контрольных работ, а как классный руководитель еще давала рекомендации по организации процесса обучения при дистанционном варианте обучения.  Учащихся 8-х классов я старалась мотивировать применять изученный в этом году материал по использованию электронной почты, знания русского языка, чтобы правильно составить и оформить письма учителям. У учащихся 9-х классов этот опыт уже имелся. А 7-классникам пришлось осваивать новые навыки.  Не у всех это получалось хорошо. И каждый раз в следующем письме учащемуся я обращала его внимание на допущенные ошибки. К сожалению, многие наши дети забывают здороваться  при входе в школу, на улице и при оформлении электронного письма.
 Некоторые родители работали дома в период карантина, а если  компьютер общий, то это еще одна проблема, которую вынуждены были все преодолевать.
Нестабильный Интернет на дачных участках, куда вывезли родители детей в начале карантина, тоже тормозил обучающий процесс. Родительский контроль при этом был ослаблен. Многие учащиеся не смогли качественно освоить программу 4 четверти по всем предметам.
Большую роль в дистанционном обучении играет качество визуальной информации передаваемой и получаемой учителями и обучаемыми. Постоянно приходилось обращать внимание учеников на это. Свои рекомендации по оформлению визуальной информации в работах я, также, давала учащимся в электронных письмах. Со своей стороны, понимая, что дети испытывают опреденный стресс в новых условиях обучения, я старалась в письмах использовать позитивные цвета шрифта и выделения,  разные виды начертания шрифта, подчеркивания, смайлики и, конечно, слово «молодец». Приходилось использовать шаблон письма, но в него я дописывала и индивидуальные пожелания учащемуся, хвалила за интересные идеи, качественно выполненное задание.
На примере  разрешения различных ситуаций учащиеся развивали свои предметные, метапредметные и личностные УУД. Особенно активно развивались коммуникационные навыки с родителями, учителями-предметниками, классным руководителем и сверстниками, многие осознали необходимость реагировать быстро на возникающие ситуации, что, безусловно, оказалось полезным навыком в жизни.
Всех волновал вопрос и о качестве дистанционного обучения. Нужно отметить, что задания учащимся давались несколько более легкие, чем это происходило бы на уроке в школе. Количество заданий было меньше. Труднее учителю было контролировать факт самостоятельной работы обучаемыми. В присланных на проверку работах несколько раз я замечала работы списанные. Приходилось их возвращать с просьбой: переделать работу. А в случае отказа, настаивать на этом. Некоторые задания выполняли вместо детей родители. Об этих фактах я, например, узнала от своих коллег. Конечно, и оценивать работу обучаемых было непросто по разным причинам.
Контроль за ходом дистанционного обучения со стороны родителей присутствовал, но не могу сказать, что он был регулярным и качественным. В конце четверти, мне, как классному руководителю, например, пришлось разбираться с долгами по невыполненным учащимися заданиям по различным предметам. И выяснилось, что не все родители лично контролировали, какой материал их ребенок отправил учителю на проверку и отправил ли вообще. Хотя, в течение всего этого сложного периода я была постоянно с родителями на связи и периодически высылала списки должников, полученные от учителей. Пожалуй, в этот период поговорка «Доверяй, но проверяй» была очень актуальна для родителей.
Все констатировали тот факт, что общее время работы увеличилось и работать за компьютером приходилось дольше. Я также составила памятку обучающимся по безопасной работе за компьютером и организации работы и предоставила им в начале нашей работы в 4 четверти. К сожалению, от напряженной и длительной работы в этот период снизилось зрение и, по отзывам коллег, не у меня одной. В период самоизоляции и возникающих в этот период различных проблем родители жаловались на раздражительность детей. Большую помощь оказывала психолог школы своими рекомендациями и консультациями.
Все мы получили большой опыт работы в непривычных условиях, лучше узнали своих близких, себя, сделали выводы для дальнейшей работы в условиях дистанционного обучения. И вполне разделяю мысль американского футуролога Элвина Тоффлера «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
 
Литература:
  1. Практический словарь ИНСТО по дистанционному образованию: 270 слов и словосочетаний / Сост.: Р.Ф. Габидуллин, К.Н. Исмагилов, Н.Ю. Смоляр. – Уфа: Восточный университет, 2006.
  2.  Приказ Министерства образования Российской Федерации от 27.06.2000 №1924 "Об эксперименте в области дистанционного образования ".
  3. Приказ 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» 
  4. А. Аренберг, К. Ситникова «Дистанционное обучение. Zoom для учителей», 2020.
  5. Википедия. Свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki
  6. https://www.rbc.ru/trends/education/5eb9cc339a79471380ca55f9

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»