Учебно-методический проект
Формирование алгоритмического подхода при решении
прикладных задач по физике и математике в старшей школе
Цурикова Татьяна Борисовна
Идея :1.Рассмотреть различные подходы к решению физической задачи и произвести варианты её моделирования в различных прикладных средах: классическое решение в MS Word, графическое решение в MS Excel, создание алгоритма и программы на языке Qbasic и Pascal для решения данной задачи, тем самым рассмотрев многовариантность задачи при различных исходных данных.
2.Провести указанное выше моделирование силами групп учащихся с выполнением ими итоговой презентации, в которой должна быть представлена краткая информация по теме задачи, и произвести защиту проекта.
Миссия:
учебно-познавательная, путем триединства знаний , умений, навыков (ЗУН).Знания без умений позволяют лишь обсуждать задачи, но не решать их, а умения без навыков ведет к неэффективным затратам времени для их решения.
Цели и задачи:
- Образовательная – научить обучающихся разрабатывать и реализовывать проекты, сформировать у них навык самообразования как базисную способность саморазвития и самоизменения (умение выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание, эффективно применять информационные ресурсы и т.п.),научить применять различные способы информационного моделирования и работать в разных информационных средах для решения поставленной задачи, показать значение межпредметных связей и использовать их при решении поставленной задачи.
- Воспитательная – развитие познавательного интереса обучающихся, повышение мотивации к предмету, стимулирование творческой деятельности детей, формирование умения оценивать свою деятельность, развитие навыков взаимодействия и взаимопонимания при организованной работе в составе группы.
- Развивающая – развитие памяти, творческого и логического мышления учащихся, навыков практической и умственной деятельности, развитие коммуникабельности, сочетающейся с неординарным креативным мышлением, умение сформировать и изложить перед аудиторией доклад по подготовленной презентации.
- Работа в группах , что дает существенный учебно-воспитательный результат как за счет взаимодействия внутри группы, так и вследствие эффекта конкурентности между группами..
- Разработка пакета прикладных программ, обеспечивающих решение практических задач при различных вариантах исходных данных
- мультимедийная презентация по проекту
- защита проекта группой по определенным критериям:
- Доклад
3. Решение задачи в классической форме MSWord, а также посредством программных продуктов в Excel, Qbasic, Pascal
4. Оценка работы группы и вклада каждого из участников в достижение необходимых целей проекта.
Сильные стороны:
- Метод учебного проекта реализует деятельностный подход к обучению, поскольку развитие навыков и умений происходит в основном, в процессе самостоятельной работы на основе знаний, полученных от учителя в процессе обучения учащихся.
- Метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный.
- Метод обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности, развивает умение самовыражения, самопроявления, формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает целеустремленность, толерантность, коллективизм, разумное сочетание навыков индивидуальной и коллективной деятельности, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу.
- Работа-проект отражает тесные межпредметные связи различных разделов информатики и физики, информатики и математики.
Возможное неумение решать базовые задачи по разделам физики, отсутствие навыков работы в группах, трудности с логическим мышлением и, как следствие, возниконовение ошибок при программировании и в деловой графике MS Excel, трудности в структурировании при создании презентаций, а также в их защите.
Участники:
Учащиеся 10-х классов ГБОУ школа№601
Руководители проекта:
Учитель информатики ГБОУ школа№601 Цурикова Татьяна Борисовна
Этапы реализации проекта:
1 этап – Определение цели моделирования
2 этап – Системный анализ объекта моделирования ( задачи по физике или математике): результат – теоретическая информационная модель в прикладных программных средах.
3 этап – Реализация модели на компьютере: используется специальное программное обеспечение и языки высокого уровня (MS Word,MS Excel, MS Power Point, Qbasic, Pascal)
Текущее планирование:
Опыт использования (апробирование в других школах)
Нормативное обеспечение:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VII-XI классов)
- Способность самостоятельного поиска дополнительной информации, расширение кругозора, увеличение объема знаний и их творческое применение.
- Развитие навыков интеллектуальной деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений как по информатике и ИКТ, так и по физике и математике.
- Практическая отработка новых способов и методов решения задач, предусмотренных образовательной программой
- Освоение и практическая отработка обобщающих понятий, представлений , знаний, на получение которых нацелен результат проекта
- Развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, инструментами, технологиями, самостоятельного принятия решений; мыслительной деятельности при: проектировании, планировании, синтезе, анализе, структурировании
- Недостаточная подготовка некоторых учащихся по пройденным курсам обучения в рамках школьных программ по математике, физике, информатике и ИКТ, русскому языку
- Психологические проблемы общения с участниками группы
- Отсутствие навыков планирования деятельности в рамках ограничения времени, отводимого на реализацию проекта
- Низкое качество работы и результатов деятельности группы и ее участников
- Неэффективное использование ресурсов (знаний, опыта, технических средств).