Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
с целью повышения познавательной активности учащихся

Голод Наталья Александровна
Введение
Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого информационного пространства. Трудно назвать область, которая к концу XIX – началу XXI  столетия  не была затронута идейной революцией наступающей постиндустриальной,  информационной эры.
Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий. 
XXI век  делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы. 
Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то”…развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является носителем  подобных объектов.” 
В своей преподавательской деятельности использую презентацию, работаю с интерактивной доской, использую электронные уроки, Интернет ресурсы.
  Использование презентации.
Уже третий учебный год я провожу уроки с использованием информационно – коммуникационных технологий. Первые презентации были самые примитивные: они состояли только из иллюстраций. Затем, постепенно, методом проб и ошибок я начала снабжать слайды текстовым материалом, картами, вопросами и др.
В настоящее время использую презентации на уроках истории, обществознания и МХК.
Приступая к созданию презентации обдумываю все этапы урока, в соответствии с этапами урока определяю содержание текстового и мультимедийного материала (тексты, иллюстрации, видеофрагменты). После этого создаю слайды в программе Power Point.
В презентацию включаю: 1. тему;
                                            2. план урока;
                                            3. проблемное задание;
                                            4. иллюстративный материал;
                                            5. новые понятия;
                                            6. карту;
а так же  таблицы, схемы, диаграммы, видеофрагменты, тесты, текстовый материал сопровождающий иллюстрации и даже музыку в качестве фона.
Т. е. экран заменяет все средства обучения и экономит время на уроке. Обычно такие уроки проходят быстро и эффективно.
В качестве примера: особенно ярко и эмоционально прошел один из первых уроков с использованием презентации в 6 классе “ Те, кто сражается.” Урок так понравился, что на следующем уроке, дети дословно, как губка, выдали то, что изучали на данном уроке. И не только сильные учащиеся, но и даже те, кто обычно не активен на уроке.
Принимая участие в зональном семинаре «Итоги и перспективы реализации инновационных проектов по информатизации образовательного пространства школы» в феврале 2008 г.  я  давала открытый урок по теме «Древнегреческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей» (Приложение1) 
Уроки МХК и некоторые уроки истории в старших классах организую в режиме двух технологий. Наряду с общей презентацией на уроке использую творческие работы(презентации) учащихся – групповые и индивидуальные. Подготовка таких фрагментов урока опирается на метод проектов.
 Электронные уроки.
В этом учебном году начала активно использовать электронный учебник по курсу «История России XX век» в 9-11 классах. Это трехуровневый учебник, который подходит и 9 и 11 классам.
В нем соединены педагогический, кинематографический и программистский опыт, в результате чего получилось самое большое российское учебное мультимедиа издание. В него заложена солидная информация: около 300 мультимедийных лекций, более 600 персоналий политических и общественных деятелей, деятелей науки и культуры, подробная хронология событий, терминологический словарь, более 700 документов и более 70 уникальных фонограмм - звуковых документов (речей политических деятелей, наиболее популярных для своих лет песен и т.п.)
Таким образом мультимедиа учебник по истории России ХХ века представляет собой большую часть традиционного учебно-методического комплекса по данному курсу, заложенного в компьютер. В него входит одновременно и собственно учебник, и рабочая тетрадь, и атлас, и подробная хронологическая таблица, и хрестоматия с достаточно полной подборкой документов, и видеофрагменты, и справочник  с современной поисковой системой. Его использование может значительно облегчить работу учителя, которому не придется перед каждым уроком разрываться в поисках интересной информации, иллюстративного материала, письменных и звуковых документов.
Важным обстоятельством для организации обучения истории, является то, что мультимедиа учебник как комплексное издание нацелен на сочетание информационных компьютерных возможностей с образным восприятием исторического материала. Это позволяет повысить эффективность обучения, поскольку эстетическое и эмоциональное воздействие на учащегося не менее важно, чем чисто информационное. Это особенно актуально при изучении истории.
Одна из главных особенностей учебника - его тотальная мультимедийность. Примерно 95 % основного учебного материала представлено не вредным для глаз гипертекстом, а в виде ярких, богато иллюстрированных, эмоционально насыщенных (там где это необходимо) мультимедийных лекций. Они являются центральным элементом курса и  представляют собой фрагменты “уроков”, смоделированные на основе звука, анимации, последовательного введения текстовых, фоно и фото документов, изменяющихся диаграмм, “оживающих” карт.
Преподаватель получил еще один источник информации и еще одну возможность
чередовать различные формы уроков и приемы обучения. Это сделает урок более динамичным, интересным и как следствие поможет ученикам быстрее и глубже освоить курс.
Использование всего урока эффекта не дает. Уже через 10 минут теряется внимание, ученики перестают воспринимать информацию. Поэтому данные фрагменты чередую с различными видами работ. Перед просмотром ставлю перед учащимися задачу. Во время просмотра ученики выполняют какую либо работу: составляют схему, заполняют таблицу или делают записи в тетради. Обычно использую на уроке не более двух фрагментов.
Для показа учащимся на уроке  отбираю в первую очередь:
  • наиболее ярко иллюстрированные лекции (в мультимедийном учебнике по истории России ХХ века таких материалов немало);
  • в наибольшей степени эмоционально воздействующие на учеников; так, например, лекция о казни Романовых почти полностью построена на фрагменте художественного фильма К. Шахназарова “Цареубийца”. Голос лектора звучит на фоне долгой зловещей сцены последнего прохода пленников по дому Ипатьева и как бы комментирует происходящее. Эпизод смонтирован так, что сразу после окончания последней фразы лектора звучит краткий монолог Юровского и показана сцена расстрела, восстановленная по мемуарам. Для усиления эмоционального эффекта учитель может заранее распечатать и раздать ученикам документ “Воспоминания Юровского”, предложив его для обсуждения. Такое сочетание просмотра видеофрагмента с анализом письменного источника даст максимальный педагогический и воспитательный эффект;
  • лекции, в которых использованы “анимированные” карты (например, описание военных действий Первой и, особенно, Второй мировых войн): они позволят в динамике представить изучаемые события. Учителю трудно воспроизвести подобное  на настенной карте, даже используя известный прием “оживления” карты. Педагогическое воздействие при использовании мультимедийного учебника безусловно будет большим;
  • лекции, в которых даны диаграммы, схемы, формирующиеся постепенно, по ходу изложения материала (практически каждая мультимедийная лекция включает подобные материалы). Это довольно эффектный наглядный материал, привлекающий внимание детей. Они могут демонстрироваться как с голосом диктора , так и в ходе рассказа учителя.
 
 На этих дисках хороший документальный материал, который распечатываю также для работы на уроке.
В мультимедийный учебник встроена фнк. – “Альбом”:схемы, выводы, диаграммы, которые так же использую на уроке.
 Использование Интернет ресурсов.
Интернет не просто входит в нашу жизнь, он врывается стремительно, требовательно. В прошлом учебном году в нашей школе  компьютеры подключили к Интернету и в единую локальную сеть школы. Наличие компьютера и подключение к Интернету не означает, что в школе резко повысится качество обучения (но мы к этому всегда стремимся), а учителя смогут воспользоваться всеми методическими новинками, которые предоставляет образовательная Сеть. Нужно учиться пользоваться этими возможностями! Интернет – это окно в мир.
Интернетом для поиска информации к урокам пользуются и учителя и ученики. Многие учащиеся  9 – 11 и даже 8-х  классов сами составляют презентации. (Приложение2)
Можно ли предоставить себе школу без обычной меловой доски? Сегодня – уже можно. Теперь в нашей школе мы работаем с электронными проекторами, которые позволяют отображать компьютерные файлы на обычных белых экранах. Интерактивная доска – такой же экран, только он подсоединен к компьютеру, и им можно управлять, не отходя от самого экрана. Достаточно всего лишь коснуться поверхности доски, чтобы открыть нужный файл, запустить Интернет или сделать запись. На уроках  использую и эту «волшебную» доску, мультимедийный проектор,  обучающие программы по истории, получаем услуги Интернета: книги, методическую литературу, газеты, журналы в электронном виде; обучающие компьютерные программы; электронные библиотеки.    
       Подведем  итог.
       Что дает учителю истории использование информационно-коммуникационных технологий?
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию. 
        В заключение хочется сказать, что   в ходе освоения информационно-коммуникационных технологий учитель повышает свой профессиональный уровень и овладевает (одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний, в результате чего,  отдыхая, работая, размышляя, сравнивая, радуясь, и учащиеся, и учитель получают удовольствие, наслаждение, которое может доставлять труд не только ума, но и души, сердца.
       Проведение уроков с использованием ИКТ показало, что самостоятельность учащихся, активность восприятия новой информации возрастают, успешно формируются необходимые учебные навыки. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»