Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Актуальность применения информационных технологий на уроках русского языка для обучающихся основной школы

Лумпова Татьяна Викторовна,
учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа №131 Санкт-Петербурга

Применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.
В современном мире делается акцент на информационные технологии. Каждому человеку доступен огромный поток информации, которую он может найти в интернете. Необходимо только научиться пользоваться компьютерными технологиями и выбирать необходимую информацию из множества вариантов.
Все члены общества испытывают необходимость в повышении уровня образования, обновления устаревших знаний и освоения новых видов деятельности.
На данный момент в образовании в учебную деятельность широко внедряются ИКТ (информационные компьютерные технологии). Их применение актуально для всех предметных областей.
В современном мире, преимуществом становится получение нового знания, приобретённого при помощи к доступу информации и наличию знаний, навыков и умений правильно её обрабатывать. С появлением информационных технологий качество жизни человека улучшилось. Поэтому появилась необходимость введения ИКТ в образовательный процесс школы с целью социализировать учащихся, помочь им освоиться в современном мире.
Нынешняя культура требует от современного ученика новых знаний и умений, креативности мышления, которые впоследствии смогут ему помочь занять достойное место в обществе, реализоваться профессионально, стать успешным.
Иногда обучающиеся не могут применить свои знания и навыки на практике. Из-за неправильно расставленных учеником приоритетов возникает противоречие между потребностями в приобретении знаний и личными интересами.  Таким образом, перед педагогом стоит актуальный вопрос, как же мотивировать ученика на изучение ИКТ? И как применить их на практике для собственной пользы?
Важно обозначить роль обучающихся — из пассивных слушателей превратить их в активных участников процесса обучения. Необходимость этого обусловлена тем, что в условиях современного информационного общества подростку было легче адаптироваться в социуме.
На мой взгляд, дистанционное обучение даёт возможность учащимся получать знания и навыки, совмещая "полезное с приятным".
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  • потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  • работа с детьми с ОВЗ;
  • выполнение проектов и исследовательских работ;
  • работа с одарёнными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня).
  • Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
  • расширение образовательного пространства;
  • формирование познавательной самостоятельности активности;
  • развитие критического мышления.

Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках, в методической работе), но и во внеурочной (внеклассной) работе: при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, творческим проектам.
Один из вариантов дистанционного обучения - интерактивные интернет-ресурсы с массовым участием и открытым доступом. Основными инструментами такого обучения являются видео, чтение и домашнее задание.
ИТ расширяют запас инструментов педагога, помогая организовать условия обучения, необходимые для решения определённых задач.
Преимущество дистанционных технологий в том, что им можно задать различные функции в зависимости от задачи обучения и предметной области.
Практика показывает, что включение компьютерных технологий в образовательный процесс вносит в развитие обучающегося различные изменения.  Эти изменения имеют влияние на личность человека. Наблюдаются положительные моменты, как проявление внезапного интереса, возникновение мотивации у обучающихся при работе с компьютером, появляется желание самостоятельно работать, заинтересованность в добывании информации.  В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и модульно-рефлексивного[1] мышления обучаемых, что компьютерная 
визуализация учебной информации оказывает существенное влияние на формирование представлений, занимающих центральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала
В настоящее время существует множество способов приложения цифровых достижений в области образования и обучения. Особо перспективны и интересны, интернет - технологии, программные обучающие продукты и коллективные виртуальные занятия в режиме online и offline (вебинары, семинары, дискуссии, конференции, возможности которых значительно расширились с развитием цифровой связи).[2]
Необходимым условием управления школой является его информационное обеспечение. Информационное обеспечение управления школой состоит в выборе и соответствующей обработке сведений, характеризующих состояние её образовательной системы.
Основные функции, которые выполняет система информационного обеспечения управления школой, заключаются в следующем:[3]

  1. Удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школы и её структурных подразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии.
  2. Информировать о состоянии образовательного пространства в школе, об обеспеченности средствами образования, об образованности учащихся, о профессиональной квалификации учителей.
  3. Передавать учащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы, адресно-направленные им.
  4. Систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического здоровья, образовательные потребности учащихся.
  5. Информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом.

Основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др.
Построение единого информационного пространства в образовании позволит добиться:

  • повышения эффективности и качества процесса обучения;
  • интенсификации процесса научных исследований в образовательных учреждениях;
  • сокращения времени и улучшения условий для дополнительного образования и образования взрослых;
  • повышения оперативности и эффективности управления отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом;
  • интеграции национальных информационных образовательных систем в мировую сеть, что значительно облегчит доступ к международным информационным ресурсам в области образования, науки, культуры и в других сферах.

Рассмотренные нами информационные технологии показывают, что по мере их развития удавалась ставить и решать все более сложные задачи педагогики и образования.
Информационные технологии начинают играть все более важную роль не только как инструмент автоматизации образовательного процесса, но и как отличный полигон для проверки получаемых и вновь добываемых знаний.[4] 
 
ЛИТЕРАТУРА

  1. Еремеева А. Научно-популярный журнал «Машины и механизмы» №10 (109) октябрь 2014г.
  2. Кукушкина О. И. «Дефектология» №5 2005 «Использование информационных технологий в области развития представлений о мире»

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. https://scienceforum.ru/2015/article/2015009091
[1] https://scienceforum.ru/2015/article/2015009091
 
[2] Кукушкина О. И. «Дефектология» №5 2005 «Использование информационных технологий в области развития представлений о мире»
[3] Еремеева А. Научно-популярный журнал «Машины и механизмы» №10 (109) октябрь 2014г.
[4] https://scienceforum.ru/2015/article/2015009091

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»