Актуальность применения информационных технологий на уроках русского языка для обучающихся основной школы
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа №131 Санкт-Петербурга
Применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.
В современном мире делается акцент на информационные технологии. Каждому человеку доступен огромный поток информации, которую он может найти в интернете. Необходимо только научиться пользоваться компьютерными технологиями и выбирать необходимую информацию из множества вариантов.
Все члены общества испытывают необходимость в повышении уровня образования, обновления устаревших знаний и освоения новых видов деятельности.
На данный момент в образовании в учебную деятельность широко внедряются ИКТ (информационные компьютерные технологии). Их применение актуально для всех предметных областей.
В современном мире, преимуществом становится получение нового знания, приобретённого при помощи к доступу информации и наличию знаний, навыков и умений правильно её обрабатывать. С появлением информационных технологий качество жизни человека улучшилось. Поэтому появилась необходимость введения ИКТ в образовательный процесс школы с целью социализировать учащихся, помочь им освоиться в современном мире.
Нынешняя культура требует от современного ученика новых знаний и умений, креативности мышления, которые впоследствии смогут ему помочь занять достойное место в обществе, реализоваться профессионально, стать успешным.
Иногда обучающиеся не могут применить свои знания и навыки на практике. Из-за неправильно расставленных учеником приоритетов возникает противоречие между потребностями в приобретении знаний и личными интересами. Таким образом, перед педагогом стоит актуальный вопрос, как же мотивировать ученика на изучение ИКТ? И как применить их на практике для собственной пользы?
Важно обозначить роль обучающихся — из пассивных слушателей превратить их в активных участников процесса обучения. Необходимость этого обусловлена тем, что в условиях современного информационного общества подростку было легче адаптироваться в социуме.
На мой взгляд, дистанционное обучение даёт возможность учащимся получать знания и навыки, совмещая "полезное с приятным".
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
- потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
- работа с детьми с ОВЗ;
- выполнение проектов и исследовательских работ;
- работа с одарёнными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня).
- Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
- расширение образовательного пространства;
- формирование познавательной самостоятельности активности;
- развитие критического мышления.
Информационные технологии имеют большое значение не только в учебном процессе (на уроках, в методической работе), но и во внеурочной (внеклассной) работе: при подготовке учащихся к олимпиадам, конкурсам, творческим проектам.
Один из вариантов дистанционного обучения - интерактивные интернет-ресурсы с массовым участием и открытым доступом. Основными инструментами такого обучения являются видео, чтение и домашнее задание.
ИТ расширяют запас инструментов педагога, помогая организовать условия обучения, необходимые для решения определённых задач.
Преимущество дистанционных технологий в том, что им можно задать различные функции в зависимости от задачи обучения и предметной области.
Практика показывает, что включение компьютерных технологий в образовательный процесс вносит в развитие обучающегося различные изменения. Эти изменения имеют влияние на личность человека. Наблюдаются положительные моменты, как проявление внезапного интереса, возникновение мотивации у обучающихся при работе с компьютером, появляется желание самостоятельно работать, заинтересованность в добывании информации. В психологических исследованиях отмечается, что ИКТ влияют на формирование теоретического, творческого и модульно-рефлексивного[1] мышления обучаемых, что компьютерная
визуализация учебной информации оказывает существенное влияние на формирование представлений, занимающих центральное место в образном мышлении, а образность представлений тех или иных явлений и процессов в памяти обучаемого обогащает восприятие учебного материала
В настоящее время существует множество способов приложения цифровых достижений в области образования и обучения. Особо перспективны и интересны, интернет - технологии, программные обучающие продукты и коллективные виртуальные занятия в режиме online и offline (вебинары, семинары, дискуссии, конференции, возможности которых значительно расширились с развитием цифровой связи).[2]
Необходимым условием управления школой является его информационное обеспечение. Информационное обеспечение управления школой состоит в выборе и соответствующей обработке сведений, характеризующих состояние её образовательной системы.
Основные функции, которые выполняет система информационного обеспечения управления школой, заключаются в следующем:[3]
- Удовлетворять потребности учащихся, учителей, руководителей школы и её структурных подразделений в сведениях, необходимых в их деятельности и во взаимодействии.
- Информировать о состоянии образовательного пространства в школе, об обеспеченности средствами образования, об образованности учащихся, о профессиональной квалификации учителей.
- Передавать учащимся, учителям, руководителям школы сведения и документы, адресно-направленные им.
- Систематически выявлять уровни развития интеллекта, эмоционально-психического и физического здоровья, образовательные потребности учащихся.
- Информировать педагогических работников о вовлеченности родителей в процесс воспитания и обучения своих детей, затруднениях, которые они испытывают при этом.
Основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятельности человека. Это может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др.
Построение единого информационного пространства в образовании позволит добиться:
- повышения эффективности и качества процесса обучения;
- интенсификации процесса научных исследований в образовательных учреждениях;
- сокращения времени и улучшения условий для дополнительного образования и образования взрослых;
- повышения оперативности и эффективности управления отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом;
- интеграции национальных информационных образовательных систем в мировую сеть, что значительно облегчит доступ к международным информационным ресурсам в области образования, науки, культуры и в других сферах.
Рассмотренные нами информационные технологии показывают, что по мере их развития удавалась ставить и решать все более сложные задачи педагогики и образования.
Информационные технологии начинают играть все более важную роль не только как инструмент автоматизации образовательного процесса, но и как отличный полигон для проверки получаемых и вновь добываемых знаний.[4]
ЛИТЕРАТУРА
- Еремеева А. Научно-популярный журнал «Машины и механизмы» №10 (109) октябрь 2014г.
- Кукушкина О. И. «Дефектология» №5 2005 «Использование информационных технологий в области развития представлений о мире»
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- https://scienceforum.ru/2015/article/2015009091