Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Деловая игра на уроке информатики на тему: "Устройство компьютера"

 Закупка компьютерной техники для класса информатики школы

 Филюшина Елена Владимировна,
ГБОУ средняя школа №339
Невского района Санкт-Петербурга
Тип урока: урок обобщения полученных знаний
Цели урока:
Дидактические: в игровой форме обобщить знания учащихся на тему: "Устройство компьютера"; работа в электронных таблицах, поиск информации в интернете, работа с презентациями.
Воспитательные: приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; привитие ученикам навыков самообразования и самовоспитания.
Развивающиеся: активизация их творческого мышления; усиление личностной заинтересованности учеников;
Педагогическая технология: игровая
Форма работы: фронтальная, групповая
Методы обучения: частично-поисковые
Время и место проведения: урок проводился в 11-1 классе ГБОУ №339 Невского района Санкт-Петербурга, обобщающий урок по теме: "Устройство компьютера".
       Демонстрация ресурсов с использованием ИКТ: проектор, компьютер, звуковые колонки.
Используемые ЦОР:  фрагмент фильма о выборе компьютера http://www.youtube.com/watch?v=SI04vc4WSkY
http://video.yandex.ru/users/zaazaa/view/22/
Видео курс "Устройство компьютера"
  1. http://www.youtube.com/watch?v=fUcawTZFJ0k
  2. http://www.youtube.com/watch?v=J00TXshVzTM&feature=related
  3. http://www.youtube.com/watch?v=XpeB9Wtlkic&feature=related
  4. http://www.youtube.com/watch?v=WPkVd-twlTw&feature=related
  5. http://www.youtube.com/watch?v=8eJk3q-km18
  6. http://www.youtube.com/watch?v=TT95RZX_qhw&feature=related
  7. http://www.youtube.com/watch?v=FbBoBUplyq0&feature=related
  8. http://www.youtube.com/watch?v=5YnBA-0633w&feature=related
  9. http://www.youtube.com/watch?v=9EFgZGpnShg&feature=related
Идея урока. Учащимся предлагается следующая ситуация деловой игры: «В городе Санкт-Петербург работают две крупных компьютерных фирмы – Кей и Компьютерный мир – по сборке компьютеров на заказ. Работа каждой из фирм в течение одного конкретного дня протекает следующим образом. Начинается рабочий день. С утра еще нет заказов и можно чем-нибудь заняться на досуге, например, поиграть в блиц-турнир с вопросами, которые используются в работе. Затем поступает заказ: заказчик, директор школы, хочет купить для школьного компьютерного класса: 12 компьютеров учащихся, 1 компьютер учителя, дополнительные устройства, но точно не знает, что именно и какой конфигурации  они должны быть. У него есть 300 тыс. руб. на всю покупку. Надо ему в этом помочь».
Имитационной моделью в данном случае выступает работа двух фирм по сборке и продаже компьютеров. Игровой моделью является рабочий день таких фирм.
Урок содержит два основных этапа, на каждом из которых выполняется определенное задание.
Задание 1. – Блиц - турнир.
Задание 2. – Сборка компьютера (определение конфигурации компьютера). Выполняя данное задание, учащиеся обобщают и закрепляют полученные ранее знания и новые понятия об устройстве компьютера, функциональные возможности составляющих частей компьютера, разновидности этих комплектующих. В конце выполнения задания ученики должны представить вариант технического задания по поставке компьютерной техники в школу, конфигурации компьютеров с обоснованием, почему они предлагают именно этот вариант.
 Организация урока
 Рабочая группа разбивается на несколько игровых групп по 4-6 человек в каждой. Один из членов группы выбирается на роль инженера (капитана команды), остальные выступают в роли техников. Необходимо заранее пригласить 3-4 эксперта из числа учителей, которые будут помогать как игрокам, так и ведущему, следить за правильностью ответа и оценивать работу групп. Ведущим является учитель информатики, организовавший игру и преподающий в данном классе.
 
Оснащение урока.
Каждая игровая группа должна иметь карточки или презентацию с изображением комплектующих и периферийных устройств, прайс-лист. Эксперты должны иметь листочки с системой оценивания. Изображения комплектующих и периферийных устройств можно скопировать из Интернета. Прайс-лист можно взять в любом магазине компьютерной техники.
 
 
Правила игры.
 
Игра проходит  в форме соревнования между игровыми группами, задача которых – набрать максимальное количество баллов, которые начисляются за правильно выполненные задания и тактичное поведение во время игры.
Игроки могут обращаться за консультацией к экспертам.
Ведущий может влиять на ход игры, участвовать в дискуссии, подавая реплики и задавая вопросы.
По окончании игры подсчитываются общие баллы, набранные за игру.
 
Система оценивания.
Правильность выполнения заданий оценивается по следующим критериям:
  • Компактность презентации, рациональность, аккуратность,
  • Правильность создания и оформления товарной накладной.
  • Ориентация в материале
  • Культура речи
  • Краткость
  • Логичность и убедительность
  • Выделение существенного
  • Умение заинтересовать слушателей
 
Максимальное количество баллов за выполнение каждого задания – 5 баллов.
Поведение участников игры оценивается по следующим критериям:
  • Взаимопомощь в группе
  • Умение общаться с коллегами
  • Умение организовать работу в группе
  • Умение уложиться во времени при решении задач
  • Умение слушать выступления своего докладчика и докладчика другой группы
 
За нарушение дисциплины взимаются штрафы:
  • Каждое замечание ведущего или эксперта – 1 балл
  • Несоблюдение правил игры – 2 балла
  • Грубое нарушение – до 5 баллов

План урока 

  1. Организационный момент – 1 мин
  2. Актуализация опорных знаний (Блиц - турнир) – 10 минут
  3. Коллективное выполнение учащимися устных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно-понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений; Постановка задачи учителем учащимся: Сборка заказа – 15 минут (для каждой группы: подготовка сборки компьютера – 10 минут, разговор с заказчиком – 5 минут). Оформление презентации и товарной накладной (10 минут)
  4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) -  4 мин
  5. Подведение итогов урока – 5 минут

Ход урока

1. Организационный момент - 1 мин
 
Участники занимают места в зависимости от распределенных ранее ролей: игровые группы, эксперты- консультанты, ведущий.
 
2. Актуализация опорных знаний (Блиц - турнир) – 10 минут
Ведущий сообщает участникам дидактическую цель игры.
Ведущий: Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, мы попытаемся обобщить свои знания, полученные ранее на уроках информатики на тему: "Устройство компьютера" и продемонстрировать свои умения работать в электронных таблицах Excel, с презентацией Power Point, искать информацию в интернете. На предыдущем занятии вы распределились на 2 группы и получили домашнее задание, проанализировать политику цен в двух известных компьютерных магазинах Санкт-Петербурга: Кей и Компьютерный мир.  Представьте себе, что сегодня вы являетесь работниками этих фирм. Капитан команды - директор фирмы, все остальные ребята - техники и менеджеры. У вас начинается первый рабочий день. Пока заказы не поступили, можно провести свободное время с пользой - показать свои знания  об устройстве компьютера в блиц - турнире.
 
3. Коллективное выполнение учащимися устных заданий обобщающего и систематизирующего характера.
 
Вопросы для блиц - турнира:
1. Назовите характеристики материнской платы.
2. Что на ней находится?
3. Назовите характеристики процессора.
4. От характеристик каких устройств будет зависеть скорость работы компьютера?
5. Назовите виды плат расширения и виды разъёмов для них.
6. Что будете учитывать при выборе материнской платы и процессора к ней?
7.  Назовите характеристики оперативной памяти?
 
Во время блиц - турнира учащимся выдаются фишки за правильный ответ. Которые затем суммируются при выставлении баллов.
 
Во время блиц - турнира приглашенные на урок гости  заполняют бланки заказа.
Бланк заказа: (заполняется приглашенными гостями)
  • Сумма заказа:  300 тыс. руб..
  • Количество компьютеров: 12 для учащихся и 1 компьютер учителя.
  • На базе какого процессора желаете приобрести компьютер AMD или Intel?___________________________________________________
  • Нужны ли колонки? __________, дорогие, средние, дешевые?                            (подчеркните)
  • Нужен ли принтер? __________, какой?________________________
  • Нужен ли сканер?____________, какой?________________________
  • Желаете ли выходить в Internet?_______________________________
  •  Желаете ли смотреть телепередачи на компьютере?_____________
  • Нужен ли проектор? ____________ какой?______________________
 
Покупка компьютера рано или поздно предстоит практически всем и каждому. Даже если у вас уже есть свой компьютер, вы все равно когда-нибудь захотите его поменять или же купить новый, так как старый банально сгорит, и не будет подлежать ремонту или просто устареет. Так вот купить компьютер сейчас не так уж просто, точнее купить его легко, а вот подобрать то, что вам нужно сложно. На рынке великое множество разнообразных моделей комплектующих, сочетание которых приводит к разнообразным возможностям.
 Именно поэтому стоит четко знать, как выбрать компьютер. Начать отбор можно только после решения одного вопроса: «Для чего вам нужен компьютер?».
 
Сборка заказа
Ведущий: В ваши фирмы поступил заказ. Заказчик, директор школы, Кузьмичёв Олег Вадимович, хочет купить для школьного компьютерного класса: 12 компьютеров учащихся, 1 компьютер учителя, плюс дополнительные устройства, но точно не знает, что именно и какой конфигурации  они  должны  быть. У него есть 300 тыс. руб. на всю покупку.
Ваша задача помочь заказчику в определении конфигурации компьютеров, т.е. помочь определить мощность компьютера, объем жесткого диска, оперативной памяти, видеокарты, тип и размер монитора, тип CD дисковода, вид мыши и клавиатуры, тип принтера, сканера, наличие колонок и т.п.
Условия выполнения заказа следующие: с одной стороны, заказчик не должен приобрести ненужную вещь, т.е. если работник фирмы считает, что сам заказчик выбрал какой то предмет, который ему на самом деле не пригодится, то работник должен толково и убедительно это доказать; с другой стороны, надо столь же толково и убедительно доказать, что ему понадобится именно этот предмет.
 
Каждая команда получает заказ. Игроки, пользуясь интернетом, должны подготовиться к тому, чтобы вразумительно рассказать о  том, что необходимо закупить директору школы, в электронных таблицах Excel составить товарную накладную, подготовить презентацию Power Point и убедить заказчика - директора, экспертов и ведущего, что необходимо закупить товар именно в вашем магазине. Разговоры представителей фирм с заказчиками происходит по очереди, друг за другом. У заказчика есть памятка о том, как себя вести, о чем спрашивать и для каких целей требовать компьютер. Заказчик должен общаться со всеми членами игровой группы, каждый должен что то ему объяснить. В конце каждого этапа заказчик объявляет, удовлетворен ли он сервисом данной фирмы.
 
Счет от ________ 
(дата)
Наименование товара Кол-во Цена
       
       
       
       
       
       
       
       
 
                                                                                                                           Итого:
Счет выписал:_______________________( Фамилия И.О.)
Пример памятки для работника фирмы.
"На всю сумму, которой располагает покупатель, вам нужно предложить  товар. У вас в наличии остались только процессоры Celeron 2400. Пришла большая партия струйных принтеров Epson, и вам нужно их срочно продать. У вас нет в наличии колонок, есть только наушники. Оперативной памяти у вас осталось только на 512 Mb".
 
Пример памятки для заказчика
« Вам известно, что последняя марка компьютера – Pentium 4. Вы хотите печатать фотографии, используя компьютер, и слушать музыку через колонки. А мышку вы хотите с большим шаром вверху.
Вы спрашиваете:
  • Pentium – это название фирмы, выпускающей компьютеры?
  • Что такое память и для чего она нужна?
  • Какая разница между CD ROM и DVD ROM?
  • Чем отличаются большие мониторы, похожие на куб, от тонких мониторов?
  • На чем можно распечатать плакаты больших размеров?
Вы постоянно интересуетесь, почему вам предлагают именно этот предмет, а не другой».

4. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) Ведущий дает общую оценку всем участникам игры и каждому а отдельности; разбирает весь ход игры, акцентируя внимание на удачных и неудачных решениях; оценивает общую манеру поведения участников игры – интерес, взаимопомощь, нестандартность мышления, дисциплину и т.д.
Кроме того, желательно, чтобы сами игроки высказали свое мнение об игре.
 
5. Подведение итогов урока. Таким образом, мы рассмотрели, какие нужны компьютеры для вас, как выбрать такой компьютер и даже узнали конкретные примеры деталей компьютера, что позволит легче ориентироваться продавцу в магазине при совместном выборе той или иной модели компьютера. Вам осталось только пойти в магазин и выбрать то, что вам действительно нужно, в чем искренне желаю вам успеха.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»