Пути повышения мотивации учащихся к освоению
структурного программирования (из опыта работы).
Пономаренко Людмила Григорьевна
Учитель информатики и ИКТ
ГБОУ гимназии №586 г.Санкт-Петебвурга
Согласно новым стандартам в образовании необходимо использовать креативный подход в обучении учеников, который позволит им повысить компетентность и добиться личностных результатов.
Поэтому целью данного проекта мотивация на творческую активность в получении новых знаний и их креативное переосмысление.
По способу организации проект является интегрированным, что помогает формированию у учеников универсальных способностей.
Кроме того ученики приобретают умение работать в команде.
Работая над проектом ученики приучаются к самостоятельной деятельности.
Личностным результатом для каждого ученика станет расширение кругозора, умение свободно применять знания. Это повышает их эмоциональное состояние, оптимизм.
Данный проект является метапредметным и реализует приоритеты, заложенные в ФГОС.
Цель данной работы:
Повышение у учащихся мотивации к обучению предмета информатики
Методы:
- Постановка конкретной задачи.
- Организация условий (подбор материалов, пособий).
- Организация группы в рамках дополнительных занятий.
- Дети должны быть организаторами работы по созданию программ и их применения.
- Этим мы даем мотивацию ученикам
Чего мы добиваемся этим:
Ученики чувствуют свою значимость, видят результат своей работы. Как следствие, ученики удовлетворены своей работой.
Постановка конкретной задачи.
Разработка компьютерных программ для осуществления тренировки в устном счете и проведения турнира «Математический бой» на компьютерах между параллелями 5-х и 6-х классов.
Организация условий.
Выдача материала: примеров и ответов к ним; пособий по соответствующему языку программирования
Подбор материала. Файл примеров.
(примеры, предоставленные учителем математики Кругловой Ириной Викторовной):
1. 28/7+8*9-63
2. 20/(33-4*7)+47
3. (66-58+13)/7*10
4. 15/3+8*(31-26)
5. 30/(2+10*6-52)
6. 19+7*(13-10/2)
7. 14+30/5*10-47
8. 8*3/(71-67)+19
Остальные примеры в приложении
.Файл правильных ответов.
•Ученики 7-го класса на уроке информатики вычислили примеры с помощью программы Калькулятор.
•Ответы к примерам:
•1. 13
•2. 51
•3. 30
•4. 45
•5. 3
•6. 75
•7. 27
•8. 25
Продолжение файла правильных ответов в приложении.
Требования к задаче.
• На компьютере все эти задания должны предлагаться тестирующемуся с последующей выдачей сообщения о результате действий (после каждого решенного примера).
• В каждом примере четыре действия: умножение, деление, сложение и вычитание. Во всех 79-ти примерах расположение действий и скобок различны. Примеры строго подобраны, чтобы было деление только нацело, не было отрицательных чисел.
Пособия по языку программирования, которые использовали ученики:
1)З.П.Вострикова, О.Ю. Вострикова
Программирование на языке «Бейсик» для персональных ЭВМ, М.,Машиностроение,1999
2)Быля Т.И., Быля О.И. Изучаем информатику, программируя на Бейсике,Айрис Рольф Москва, 1999
3)Генц-Герд Райманс QBasic, BHV, 1999
Ход работы:
•Подготовительный этап
•Проведение математического боя
•Анализ результатов
Подготовительный этап(дети)
•Коллективная работа. Дети сами распределили роли (программа-учитель, программа-ученик)
•Создали программы, протестировали сами на себе
•Установили программы на каждый компьютер
•Тестирование программы на каждом компьютере, чтобы не было сбоя
•Подготовка к математическому бою (загрузка и запуск программы на всех ПК)
Распределение работы.
•Разработка программы для тестирующего –
ученики 10в класса Копцев Михаил, Перепёлкин Андрей.
•Разработка программы для тестируемого –
ученики 10в класса Шорина Вика, Сергеев Виталий.
Реализация проекта
Текст программы для тестирующего:
(составлена учениками 10в класса Копцевым Михаилом, Сергеевым Виталием)
•10 dim P$ (3): dim A(3),
•20 for i=0 to 3
•30 print "Введитепример(";i;")": input P$(i)
•40 print "Введитеответ(";i;")": input A(i)
•50 next
•60 for i=0 to 3 'выводмассивов'
•70 print P$(i),A(i)
Полный текст программы в заметках к слайду.
Реализация проекта(продолжение)
•Текст программы для тестируемого (разработали ученики 10в класса Перепёлкин Андрей, Шорина Вика).
cls
•color 14,1,0
•160 s=0 'счетчик баллов':n=0 'Счетчик решенных примеров'
•165 N=1 'Номер примера'
•170 open "primer" for input AS#1
•180 open "rezyltat" for input AS#2
•200 input #1,A$:print "решитепример№";N; ; A$
Полный текст программы в заметках к слайду.
Проведение турнира
•Подготовка: Загрузка программ на все компьютеры. Объяснение ученикам 5-х,6-х классов правил работы с программой на компьютере с использованием мультимедийных технологий (проектора).
•Организация помощи тестирующимся при непосредственном выполнении заданий.
•Обеспечение дисциплины.
•Помощь при сохранении результатов.
Правила для тестируемых
Обозначение арифметических действий на ПК:
Сложение +
вычитание –
умножение *
деление /
При решении очередного примера ввод результата с клавиатуры и нажатие клавиши Enter
Окончание работы – ввод числа 1000 и нажатие клавиши Enter
Рабочий экран тестируемого в приложении.
Анализ работы.
•(Подведение итогов). Заполнение ведомости по результатам каждого ученика.
•Анализ ошибок(какие примеры вызвали затруднения, чтобы учитель математики обратил на это внимание).
•Определение победителей.
Итог:
- Достигли ли цели? Да
- Мотивация повысилась, благодаря тому, что ученики почувствовали себя в роли учителя. Вырос авторитет детей в глазах учителей математики, одноклассников, учеников младших классов. Увидели реальную пользу от своей работы. Получили благодарность от школы.
- В процессе работы были вовлечены другие дети. (Захотели участвовать и стали помогать).
- Школьники старших классов освоили структурное программирование. Научились работать с массивами данных, с файлами данных.
- Ученики сами участвовали в апробировании проекта, проводили математический турнир.
- У ребят появились идеи как усовершенствовать программы (автоматический подсчет результатов). Ведомости ребята стали заполнять в электронной таблице Excel и подсчитывать результаты автоматически с помощью формул.
- Учителя математики и младшие школьники 5-х, 6-х классов получили возможность провести тренировку и математический турнир на компьютерах. Это облегчило труд учителей математики, а для детей послужило повышением мотивации к обучению
- Помощь старшей возрастной группы школьников(10-го класса) младшей возрастной группе(5-е, 6-е классы).
Таким образом была достигнута внешняя мотивация к обучению (престиж) и
Внутренняя (удовлетворение результатом).
Приложение
Файл примеров
(продолжение, начало см. выше)
9. 3*(12-12/2)+35
10. 14/(61-54)*3+28
11. 80/8-2*2+55
12. 59+24/(41-5*7)
13. 54/(17-5*2+2)
14. 16/(17+19-28)*9
15. 9*4+16/(11-9)
16. 56-18/3*5+17
17. (23+49-68)*10/5
18. 4*(12-6)/3+14
19. 9*10+36/6-27
20. 60/(59-56+3*1)
21. 49/7*6+(52-33)
22. 2*(46-42+2)/4
23. (2+3)*6-20/10
24. (9-12/3+3)*4
25. 3*9-24/(3+5)
26. 27/(9*5-36)+68
27. 10*2-42/7+58
28. 25/5*10-(18+19)
29. 8/(39+32-7*10)
30. 4*5/(35+24-57)
31. 24+63/(15-6)*8
32. (5+9/9)*2-9
33. 30/3-5+2*8
34. 59+(50/5-3)*3
35. (96-8*7)/(6+4)
36. (97-7*5+28)/9
37. 99-(3+2)*8/4
38. 19+(10*9-80)/5
39. 36/4+65-5*4
40. (7+9*7)/(53-46)
41. 16/4*(57+25-79)
42. (4*8-27+43)/6
43. 36/(27-18)+3*3
44. 72/(5*5+19-36)
45. 8+18/2*(45-37)
46. 70-(8*2+4)/4
47. 5*3+75-45/5
48. 64/(2*4)-3+37
49. (51-6*7)/3+78
50. (75-19)/(2+3*2)
51. 6*8-25+14:2
52. 38+46-90/(2*5)
53. 97-(19+9)/4*2
54. (14-72/9)*(2+2)
55. 83-(6+15/5)*6
56. (47+6*6-27)/8
57. 8/2*9-17+48
58. 32-(9*3+8)/7
59. 61-40/(4*2)+17
60. 19+(10*5-42/6)
61. (74-65)*(2+70/10)
62. 5+6*3-81/9
63. 76-(8*8+30/6)
64. 7*(3+6)-50/10
65. (89-78+3*7)/4
66. (8+8/4)*(91-88)
67. 49+21/3-5*9
68. 37+(80-8*6)/8
69. 10*8+(83-48)/5
70. (9*2+72-17)/10
71. 57-7*7+56/7
72.(9*2+72-20):10
73. 102-(79+6/2*5)
74. 6*9-(36+48/8)
75. 2*(45-38)+45/9
76. 48-27/3+4*4
77. (54+24-3*8)/6
78. 10*4-(9+9)/6
79. 41-(3*4/6+21)
80. 27+37-18/9*10
Файл ответов (продолжение, начало см. выше)
9. 46
10. 34
11. 61
12. 63
13. 6
14. 18
15. 44
16. 43
17. 8
18. 22
19. 69
20. 10
21. 61
22. 3
23. 28
24. 32
25. 24
26. 71
27. 72
28. 13
29. 8
30. 10
31. 80
32. 3
33. 21
34. 80
35. 4
36. 10
37. 89
38. 21
39. 50
40. 10
41. 12
42. 8
43. 15
44. 9
45. 80
46. 65
47. 81
48. 42
49. 81
50. 7
51. 30
52. 75
53. 83
54. 24
55. 29
56. 7
57. 67
58. 27
59. 73
60. 62
61. 81
62. 14
63. 7
64. 58
65. 8
66. 30
67. 11
68. 41
69. 87
70. 7
71. 16
72.18
73. 8
74. 12
75. 19
76. 55
77. 9
78. 37
79. 18
80. 44
Текст программы для тестирующего:
(составлена учениками 10в класса Копцевым Михаилом , Сергеевым Виталием)
10 dimP$ (3): dimA(3),
20 for i=0 to 3
30 print "Введитепример(";i;")": input P$(i)
40 print "Введитеответ(";i;")": input A(i)
50 next
60 for i=0 to 3 'выводмассивов'
70 print P$(i),A(i)
80
90 next
120
130 S=0 'Счетчикбаллов'
140 for i=0 to 3
150 print P(i):print "введитеответ(";i;")":
160 print p(i): input OY
170 if OY=A(i) then print S=S+1: print "Правильно!"
180 for i=0 to 3
190
200 end
Текст программы для тестируемого (разработали ученики 10в класса Перепёлкин Андрей, Шорина Вика).
cls
color 14,1,0
160 s=0 'счетчик баллов':n=0 'Счетчик решенных примеров'
165 N=1 'Номерпримера'
170 open "primer" for input AS#1
180 open "rezyltat" for input AS#2
190 while not eof(1)
200 input #1,A$:print "решитепример№";N; ; A$
210 input "введите ответ: "; o
211 if o=1000 then PRINT"РАБОТА ОКОНЧЕНА,СПАСИБО,Ваши баллы "; s ;"Количество решенных примеров "; n-1 :goto 260
220 input #2,r
221 n=n+1
222
230 if o=r then s=s+1: PRINT "ПРАВИЛЬНО!"
240 print "Ваши баллы "; s ;"Количество решенных примеров "; n-1
250 wend
260 close#1,#2
270 end
Рабочий экран
тестируемого
решите пример № 1 28/7+8*9-63
введите ответ: ? 7
Ваши баллы 0 Количество решенных примеров 1
решите пример № 2 20/(33-4*7)+47
введите ответ: ? 51
ПРАВИЛЬНО!
Ваши баллы 1 Количество решенных примеров 2
решите пример № 3 (66-58+13)/7*10
введите ответ: ? 30
ПРАВИЛЬНО!
Ваши баллы 2 Количество решенных примеров 3
решите пример № 4 15/3+8*(31-26)
введите ответ: ? 69
Ваши баллы 2 Количество решенных примеров 4
решите пример № 5 30/(2+10*6-52)
введите ответ: ? 1000
РАБОТА ОКОНЧЕНА,СПАСИБО,Ваши баллы 2 Количество решенных примеров 4
Ведомость результатов
№ |
Фамилия Имя |
Класс |
Кол-во решенных примеров |
Кол-во баллов |
% качества |
Оценка за кол-во баллов |
Оценка за качество |
№ занятого места |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|