Методическая разработка урока
Рисование с натуры осенней ветки
Александрова Лариса Ивановна,
учитель черчения и изобразительного искусства
ГБОУ СОШ №667 Невского района Санкт-Петербурга
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и в золото одетые леса…»
Цель урока: Научиться рисовать ветку с натуры.
Задачи
образовательные:
-знакомство с одним из основных жанров изобразительного искусства – натюрмортом;
-знакомство с прекрасным красочным миром;
-учиться смотреть и видеть;
-видеть прекрасное в жизни и в искусстве;
-познакомить со схемой рисования ветки березы;
-познакомить с особенностями листьев разных деревьев;
-дать понятие холодных и теплых цветов;
-дать понятие основных и дополнительных цветов;
развивающие:
-развивать навыки работы с акварелью, предварительно выполнив схему рисунка карандашом;
-способствовать дальнейшему развитию графических навыков в изображении растительного мира (наклон, светотень и т.д.);
- развития эмоционального, бережного отношения к миру природы;
воспитательные:
-формирование культуры общения и воспитания художественного вкуса, любви к природе;
-привить учащимся аккуратность, усидчивость, трудолюбие.
Тип урока: Рисование с натуры
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: словестно-наглядные, ТСО (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска).
Оборудование к уроку для учителя: пособия для рисования ветки, листьев, раздаточный материал, осенний букет из живых веток кустарников и деревьев, гербарии листьев простых и сложных, предмет натурной постановки – ветка березы.
Оборудование к уроку для учащихся: бумага, акварель, карандаши, кисти, палитра, баночка для воды, бумажные салфетки, резинка.
План урока
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и задачи урока.
3. Объяснение темы с показом презентации.
Погружение учащихся в атмосферу и настроение осени:
показ фотографий пейзажей осеннего леса;
прослушивание классических произведений великих композиторов - П.И. Чайковский «Осенняя песнь» (Октябрь), А.Л. Вивальди «Осень» (Сентябрь);
чтение стихотворений А.С.Пушкина «Унылая пора», М.Ю. Лермонтова «Когда с дубравы лист слетает пожелтелый», «Осень», «Солнце осени», М.Волошина «Осенью»);
вспоминание учащимися поговорок и загадок про осень.
Комментарии по слайдам репродукций картин художников: И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», С. Жуковский «Осень. Веранда» и «Ясный день. Бабье лето», И. Бродский «Золотая осень», «Летний сад осенью», Е. Зверьков «Золотая осень». Закрепление знаний о рисовании ветки с показом схемы рисования ветки и листиков. Использование раздаточного материала, пособий, интерактивной доски.
4. Объяснение учебного задания рисования ветки с натуры с передачей характерных особенностей ветки, формы и цвета листьев. Передача разноцветия осенней листвы методом вливания цвета в цвет. Холодные, теплые цвета. Смешанные, дополнительные цвета.
5. Самостоятельная работа учащихся.
6. Коллективный анализ детских рисунков.
7. Выставка детских работ в классе на магнитной доске или на стенде.
Ход урока
Приветствие детей. Подготовка учащимися рабочих мест.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Приготовьте свои рабочие места. Какое сейчас время года?
- Осень.
- Сегодня на уроке мы будем говорить об осени. Скажите, какие Вы знаете осенние месяцы.
- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
-1 сентября вы приходите в школу и это первый день осени. Еще ярко светит и ласково греет солнце. Листва на деревьях зеленая, но уже начинают желтеть листья на некоторых видах деревьях. В нашей стране очень много лесов. Мы ходим в лес на прогулки, за грибами и ягодами, на пикники. Листва деревьев выделяет кислород полезный для здоровья. Леса нужно оберегать, не засорять, убирать за собой мусор после пикников, не ломать бессмысленно ветки и цветы. Какие деревья растут у нас в лесах?
Ответы детей
- А какие самые распространенные?
- Береза и ель.
-Вспомним, какие ветки у березы?
-Тонкие. Они гнутся и свисают вниз. Делятся на еще более тонкие веточки. При ветре раскачиваются в разные стороны.
- И вы мне сейчас скажете, какое дерево символизирует Россию?
- Береза
- Правильно. А какую страну символизирует клен?
- Канаду.
- Кто знает, оливковое дерево – символ какой страны?
- Греции.
- Молодцы. Мы будем говорить сегодня о нашей березе. Давайте подумаем и вспомним, где можно использовать ветки березы?
- Делать березовые веники, топить печку. А раньше, в старые времена, писали на бересте и делали из нее лапти и посуду.
- Осенью листья на деревьях окрашиваются в багряные и желтые цвета. По литературе вы учили стихотворение А.С. Пушкина про осень. Давайте хором все вместе прочитаем его.
А теперь посмотрите, какого цвета листья березы на нашей ветке.
- Зеленого, желтого.
- На интерактивной доске слайд с фотографией осеннего леса с багряной и желтой листвой и стихотворение М. Волошина «Рдяны краски, воздух чист; Вьется в пляске красный лист, Это осень, Далей просинь, Гулы сосен, Веток свист». Также зачитываются отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтова «Когда с дубравы лист слетает пожелтелый», «Осень», «Солнце осени».
- На предыдущем уроке Вы получали домашнее задание вспомнить поговорки про осень. Что вы вспомнили?
- Дети говорят разные поговорки, «Весна красна цветами, а осень снопами» и другие.
- Молодцы. А загадки, какие вы знаете про осень?
- «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?» и т.д.
-Молодцы. Да, много узнали вы на уроках литературы, окружающего мира и природоведения. А на уроках музыки вы слушали произведения о временах года - А. Л. Вивальди «Осень» (Сентябрь) – светлая, мажорная; П.И. Чайковский «Осенняя песнь» (Октябрь) - минорная. А сейчас на уроке будет звучать светлая мажорная мелодия осени Антонио Вивальди «Осень» (Сентябрь). Мы посмотрим с вами красивые фотографии осенних пейзажей, репродукции картин художников И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», С. Жуковский «Осень. Веранда» и «Ясный день. Бабье лето», И. Бродский «Золотая осень», «Летний сад осенью», Е. Зверьков «Золотая осень».
Посмотрим, как осень раскрасила листья на ветках. Если день солнечный и солнца много, то цвета теплые и желтые, и зеленые. Если идет дождь, небо хмурое и солнца уже нет, то цвета уже холодные. Посмотрите это на примерах (показ презентации на интерактивной доске).
А теперь скажите, какие вы знаете основные цвета?
-Желтый. Красный. Синий.
-Какие дополнительные цвета? Какие краски надо смешать, чтобы их получить?
-Оранжевый. Зеленый. Фиолетовый.
Отвечают дети, смотря на экран доски.
-Сегодня при выполнении работы вы на бумаге акварельными красками будете пробовать вливание одного цвета в другой.
На столе у нас с вами в вазе стоят осенние ветки с разных деревьев и кустарников, которые растут в нашем районе. Рассмотрите, какие у них листики?
-Красные. Коричневые. Зеленые. Желтые.
-Если рассмотреть цвет одного листика, то цвет у него неодинаковый. Вот у березы он зеленый с желтым. А теперь рассмотри форму листков. Если одна пластина листка. То это простой лист. Это береза, осина, орешник. Посмотрите на гербарий, который Вы делали на уроках окружающего мира и природоведения. А вот лист шиповника, рябины, земляники, клубники сложный, он состоит из нескольких пластин.
А сейчас мы будем рассматривать веточку березы, которую будем рисовать. Она прикреплена у нас на доске. Как веточка расположена? Вертикально, горизонтально, наклонно?
-Под наклоном.
-Сколько листьев на ветке?
Дети считают и отвечают.
-Все ли листья на ветке одинакового размера?
Ответ детей.
-Видим ли мы все листья целиком или некоторые закрывают другие?
Ответ детей.
-Какая форма у листьев?
Ответ детей.
-При рисовании листьев обращаем внимание на то, что если некоторые листочки сложить пополам по средней жилке, то обе их половины будут одинаковыми. Это как на уроках труда, вы делаете выкройку, а потом вырезаете материал, сложив его пополам. Эта средняя линия называется осью симметрии. Она делит изображение пополам на две одинаковые части. Обратите внимание, что средняя жилка на листке переходит в черешок – ножку листка.
Наша задача на урок – правильно на Вашем листке бумаге нарисовать веточку березы и раскрасить ее осенней цветовой гаммой.
Посмотрите, на листе у вас лежит раздаточный материал рисования ветки с листьями и рисования отдельных листков березы. Сначала надо нарисовать карандашом схему ветки, листки, а потом раскрасить красками.
Теперь рисуем ствол ветки. Располагаем на листе под таким наклоном, как он у нас прикреплен к доске (карандашом очень сильно не нажимаем). Дальше намечаем места, где прикрепляются листики к ветке. Посмотрите на работы, которые висят на доске, где расположение ветки выполнено неправильно. В одном месте ветка очень маленькая и осталось очень много свободного поля - неправильная композиция в листе. На другой работе ветка очень смещена в одну сторону, в одной стороне листа, это тоже неправильная композиция в листе.
Намечаем веточку у себя на листе правильно, с таким наклоном как у нас на доске. Намечаем, как прикрепляются листики. Обратим внимание, что часть листьев идет в стороны от ветки, а часть свисает вниз. Размер листочков различен: одни шире, другие уже, мельче. При рисовании проследим направление жилок и зазубренок на каждом листке. Обратим внимание, что жилка переходит в черешок, постараемся так и рисовать. Посмотрим внимательно на раздаточный материал, который лежит у вас на столе, как рисуется листик и черешок.
Чтобы правильно изобразить лист березы сначала нарисуем овал. Проведем среднюю жилку и слегка наметим обе половинки. Проверим, и тогда только нарисуем более четко. Затем сделаем по краям зубчики. А теперь, чтобы приступить к работе акварелью, посмотрим сначала, как смешиваются краски и какие получаются цвета. Какие краски будем брать?
-Зеленую, желтую, коричневую, красную.
-На палитре пробуем краски смешивать. Добавим в зеленую краску желтую и получим теплый цвет. Если добавить в зеленую краску синюю получится холодный цвет. Перед тем, как рисовать краской слегка смочим бумагу кисточкой водой и по мокрому будем закрашивать листики (показ на доске). Середина у наших листьев зеленая, края желтые. Если мы хотим высветлить середину листка, где проходит средняя жилка, нужно мокрым концом чистой кисти нарисовать водой эту светлую полоску (кисть надо держать вертикально) и затем быстро промокнуть бумажной салфеткой. А можно сделать прожилки, используя восковые светлые мелки, тогда до закрашивания акварелью провести острым восковым мелком тонкую среднюю линию (прожилку), но по сухой бумаге до смачивания водой. Так вы делали в начальной школе на уроках рисования. Задания на урок всем понятны? Что мы должны нарисовать?
-Ветку березы.
-Итак, цель нашего урока – нарисовать ветку березы.
До того, как мы начнем раскрашивать, давайте сделаем физкультминутку. Встаем около своих мест. Хором говорим и работаем пальчиками и кистями рук.
-Говорим хором«Мы писали, рисовали, наши пальчики устали, а сейчас мы отдохнем, рисовать опять начнем»
-Встряхнули руками. Садимся и приступаем к работе с красками.
Во время работы учеников учитель ходит по классу. Осуществляет контроль и оказывает необходимую помощь. Просматривает работы с указанием на ошибки.
За 5- 7 минут до окончания работы (до конца урока) учитель предупреждает учеников, что скоро надо заканчивать работу над натюрмортом. В самом конце урока подводится итог работ. Встают ученики первой колонки у доски, лицом к классу, и показывают свои работы. Весь класс, оставшиеся дети, смотрят, анализируют, говорят про ошибки. Потом меняются местами, вторая и третья колонка. Выбирают лучшие работы. Все садятся.
-Итак, ребята, что мы сегодня нарисовали на уроке?
-Мы нарисовали осеннюю ветку с натуры.
Ученики открывают дневники. Учитель проходит и оценивает работы. Ставятся только 4 и 5. Ошибки указывает. Но всех хвалит. Лучшими работами оформляется стенд в классе. Затем, после урока, проставляются отметки в электронный журнал.