Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Игнатченко Елена Анатольевна,
 учитель изобразительного искусства
МБОУ «Лицея №15 имени академика Юлия Борисовича Харитона»
 г. Саров Нижегородской области.
Урок изобразительного искусства  в 6 классе                                                                               
Тема: «Мы мастера игрушки»
Цель урока: выполнение эскиза игрушки с элементами движения по мотивам басен И.Крылова, русских народных сказок.
Задачи.
1.       Обучить умению выделять характерные особенности произведений народных мастеров, анализировать и сравнивать их;
2.       Увидеть по-новому мир народной игрушки, углубить знания о русской народной деревянной игрушки;
3.       Создать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек Сергиева Посада и села Богородское;
4.       Оценить художественные достоинства народных мастеров и кустарей;
5.       Развивать интерес и любовь к народной игрушке;
6.       Воспитать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создавшему красоту на радость людям;
7.       Формировать у учащихся художественно – творческую активность.
Оборудование для учителя: выставка книг «Богородская игрушка», «Народное творчество», проектор и экран для показа презентации «Мастера русской народной игрушки»,  образцы деревянных игрушек  из методического фонда.
Оборудование для учащихся: альбом, карандаш, басни И.Крылова, русские народные сказки.
На доске: заголовок темы «Мы мастера игрушки», иллюстрации игрушек.
Словарик: Сергиев Посад, село Богородское, чурка, инок Амвросий, игрушка, движение, механизмы…
План урока.
        I.            Организационный момент  - 2 мин.
      II.            Объяснение нового материала с использованием презентации  - 15 - 17 мин.
    III.            Физкультминутка – 1 мин.
    IV.            Подготовка к работе. Самостоятельная работа учащихся  - 20 мин.
      V.            Подведение итогов  -  5 мин.
 
 
Ход урока.
        I.            Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих на уроке.
      II.            Объяснение нового материала с использованием презентации.
Тема сегодняшнего урока «Мы мастера игрушки».
 Цель – выполнение эскиза игрушки  с элементами движения в карандаше.
Игрушка. У каждого из вас в детстве была, да и сейчас есть любимая игрушка.
Вопросы к учащимся:
·         Ваша любимая игрушка? Для чего нужны игрушки?
·         Из  чего, по вашему мнению, делаются народные игрушки?
Дореволюционные (19 век) народные игрушки делались из дерева, ткани, шерсти, глины, соломы. В лесу нередко попадались коряги, похожие на каких-то диковинных зверей, умелые руки резчика превращали их в легко узнаваемых животных, с которыми можно было играть. При желании их также раскрашивали  или одевали в разноцветные кусочки ткани.
Однако большой популярностью пользовались народные деревянные игрушки. Деревянные игрушки существовали почти повсеместно в нашей лесной полосе.
В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения.
Давайте познакомимся  с этими мастерами, а для этого отправимся в путешествие
 в г. Сергиев Посад и село Богородское.
Презентация «Мастера русской народной игрушки».
Слайд
 №1
Титульный
№2 
 г. Сергиев Посад
В старину центром изготовления резных деревянных игрушек под Москвой был Сергиев Посад
№3
Троицкий монастырь
Это Троицкий монастырь, вокруг которого расположился посад. Вокруг монастыря стали объединяться различные ремесленники.
В середине XV века в монастыре был инок – монах Амвросий, оставивший дошедшие до нас образцы тончайшей ювелирной работы в сочетании с изумительной резьбой по дереву. Складень его работы и ряд работ, приписываемых ему и его школе, свидетельствуют о высоком мастерстве тогдашних резчиков, в частности резчиков Троице- Сергиева монастыря.
№4
Рассказ ученицы
О возникновении игрушечного промысла существует несколько легенд.
1.Игрушки делал сам основатель монастыря – Сергий.
2. Начало игрушечного промысла приписывают человеку по прозвищу «Татыга». Однако эти легенды ничуть не подтверждены.
Промысел разросся и занял первое место по производству игрушек в России. К концу XVIII века изготовление игрушек  в Сергиевом Посаде от кустарей стало переходить к владельцам мастерских. Подобных мастерских в посаде к середине XIX столетия насчитывалось более трёхсот.
Вопрос уч-ся:  кто такой кустарь?
Ответ: это тот кто занимается на дому производством, ручной работы, ремесленник.
№5
Весёлая ярмарка
Рассказ ученицы
Самая весёлая на Руси ярмарка в прошлом веке проходили в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: погремушки, свистульки, деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, карусели, различные матрёшки.
Руки, голова, туловище, ноги, детали одежды выделялись условно. Фигуры ярко раскрашивали.  В сочетании красного, синего, жёлтого и зелёного мастер добивался красочности, нарядности, декоративности. Неповторимые, индивидуальные черты.
№6
Богородская игрушка
Недалеко от Сергиева Посада раскинулось село Богородское. С давних времён повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или берёзовые чурки превращаются в чудесные фигурки.
Вопрос уч-ся:  что такое чурка?
Ответ: кусок дерева, короткий обрубок.
Богородские изделия бывают некрашеные,
сохраняющие природный цвет дерева, и реже – расписные. Для большей выразительности образа мастер избегает излишней деталировки, стремиться к простоте и обобщённости.
Богородские изделия интересны не только резьбой, но и оригинальной конструкцией.
№7
Деревянные курочки
ВИДЕО
Кому с детства не полюбились деревянные курочки, клюющие зёрнышки на круглой площадке, приходящие в  движение от едва заметного раскачивания рукой.
А знаете ли вы, что родина этих курочек село Богородское?
Часто используемым в игрушках механизмом был баланс – грузик с прикреплёнными к нему прочными нитями.
При раскачивании грузика одни нити натягиваются, другие – ослабевают, благодаря чему фигурки или их элементы приводились в движение.
№8
Кузнецы
Самыми простыми можно считать динамические игрушки на подвижных планках. Примером могут служить «Кузнецы». Весело стучат молоточки по наковальне, когда двигаешь планочки.
И не случайно Огюст Роден – выдающийся скульптор Франции при встрече с русскими художниками в 1910 году, взяв игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который создал эту игрушку, - великий народ».
№9
Как яблоньку сажают
Части или детали некоторых игрушек для большей подвижности прикрепляют на пружинках, например листочки на дереве. Они начинают трепетать, если дотронуться до такой игрушки.
Спиральная пружинка находиться внутри основания тумбочки.
№10
Дровосек
Есть игрушки с потайными кнопками, например, Мишка будет рубить дрова, если нажать на кнопку.
Игрушка с толкателем.
№11
Технология изготовления
Сначала резчик обрабатывает липовые чурки, вырубается или выпиливается заготовка изделия.
Потом начинается обработка стамеской или очень острым богородским ножом.
Затем деревянное чудо ошкуривается и покрывается лаком.
№12
Медведь - кузнец
Медведь в богородской игрушке – большой и добродушный зверь. Вместе с тем мастер подчёркивает в его характере черты, присущие человеку.
№13
Медведь звенит в колокола
ВИДЕО
 
№14
Кот - рыболов
Игрушка  с балансом – грузиком.
Зоркая наблюдательность, фантазия и прежде всего юмор характерны для богородских мастеров.
Котик не ленится вытаскивать рыбку – себе на завтрак, малышу – на потеху.
 
№15
Зайцы - шахматисты
Игрушка  с балансом – грузиком.
№16
Медведь с балалайкой
Игрушка  с балансом – грузиком.
№17
Медведь за компьютером
Игрушка  с балансом – грузиком.
В народной игрушке нашли отражения и современные сюжеты.
Интересно отметить, что игрушечный медведь не только может выполнять традиционную крестьянскую работу: пилить дрова, косить траву, пахать, но и играть в хоккей, мыться под душем и даже работать на компьютере.
№18
Лиса и колобок
ВИДЕО
 
№19
Музей игрушки
Знают здешние мастера счастье творчества, понимают красоту дерева. А в чём же их секрет?  А секрет в умелых руках мастера, в его зорких глазах. Обычную деревянную чурку превратят в сказочную игрушку.
Вот  почему и по сей день людям так дорого радостное, доброе искусство мастеров.
В 1900 году богородская игрушка стала известной всей Европе: на Парижской выставке работы резчиков были отмечены серебряной медалью.
Богородская резьба – живое и развивающееся искусство, хранящее лучшие традиции русской деревянной скульптуры.
 
 
№20
Подведение итогов
1.О каких игрушках узнали?
2. Чем отличались сергиевопосадские игрушки от богородских?
3. Какой образ можно считать символом богородской игрушки?
4. Какие сюжеты нашли отражение в народной игрушке?
5.Из какого материала делают игрушки?
6.Какие механизмы движения игрушки вы запомнили?
 
    III.            Физкультминутка.
    IV.            Подготовка к работе. Самостоятельная работа учащихся. 
             Учащиеся выступают в роли мастеров  игрушки.
      На уроке выполняют эскиз игрушки с элементом движения в карандаше.
      На доске учитель демонстрирует последовательность выполнения работы:
  1. Мысленное определение героя игрушки;
  2. Изображение деталей игрушки и выбранного механизма;
  3. Сборка деталей игрушки;
  4. Передача эффекта движения (с помощью учащихся).
При выполнении эскиза учитывать следующие условия:
ü  Игрушечные фигурки располагать в профильном положении,
ü  Игрушечные фигурки должны быть весёлыми, выразительными,
ü  Силуэты обобщенные,
ü  В характере фигурок, их движении должны угадываться герои басен И.Крылова, герои русских народных сказок,
ü  Передача  общего вида игрушки и отдельных её элементов  для показа соединения деталей с присутствием эффекта движения.
Вместе с учащимися вспоминаем героев басен, сказок (с баснями и сказками учащиеся  знакомы  с уроков чтения,  литературы).  Учащиеся устно предлагают свои варианты. Например, лиса и виноград на  подвижных планках, лиса и ворона и т.д..
Вопросы для учащихся:
  • Давайте вспомним басни, сказки  и их героев?
  • Каких героев вы нарисуете?                  
  •  Каким будет механизм движения?
      V.            Подведение итогов. 
    Продемонстрировать работы учащихся.
              Рефлексия.
Вопросы для учащихся:
·         Какие наши результаты?
·         Над чем можно ещё поработать?
·         Цели урока добились?
·         Вам понравилось быть в роли мастера игрушки? 
      На следующем уроке закончим работу в цвете. Домашнее задание: принести акварельные  краски, фломастеры, альбом.
 
ВЫВОД. Доброе искусство и по сей день продолжает радовать нас. Вы, молодцы! Добились хороших результатов.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»