учитель изобразительного искусства
МБОУ «Лицея №15 имени академика Юлия Борисовича Харитона»
г. Саров Нижегородской области.
Урок изобразительного искусства в 6 классе
Тема: «Мы мастера игрушки»
Цель урока: выполнение эскиза игрушки с элементами движения по мотивам басен И.Крылова, русских народных сказок.
Задачи.
1. Обучить умению выделять характерные особенности произведений народных мастеров, анализировать и сравнивать их;
2. Увидеть по-новому мир народной игрушки, углубить знания о русской народной деревянной игрушки;
3. Создать атмосферу увлекательного эстетического познания игрушек Сергиева Посада и села Богородское;
4. Оценить художественные достоинства народных мастеров и кустарей;
5. Развивать интерес и любовь к народной игрушке;
6. Воспитать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создавшему красоту на радость людям;
7. Формировать у учащихся художественно – творческую активность.
Оборудование для учителя: выставка книг «Богородская игрушка», «Народное творчество», проектор и экран для показа презентации «Мастера русской народной игрушки», образцы деревянных игрушек из методического фонда.
Оборудование для учащихся: альбом, карандаш, басни И.Крылова, русские народные сказки.
На доске: заголовок темы «Мы мастера игрушки», иллюстрации игрушек.
Словарик: Сергиев Посад, село Богородское, чурка, инок Амвросий, игрушка, движение, механизмы…
План урока.
I. Организационный момент - 2 мин.
II. Объяснение нового материала с использованием презентации - 15 - 17 мин.
III. Физкультминутка – 1 мин.
IV. Подготовка к работе. Самостоятельная работа учащихся - 20 мин.
V. Подведение итогов - 5 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих на уроке.
II. Объяснение нового материала с использованием презентации.
Тема сегодняшнего урока «Мы мастера игрушки».
Цель – выполнение эскиза игрушки с элементами движения в карандаше.
Игрушка. У каждого из вас в детстве была, да и сейчас есть любимая игрушка.
Вопросы к учащимся:
· Ваша любимая игрушка? Для чего нужны игрушки?
· Из чего, по вашему мнению, делаются народные игрушки?
Дореволюционные (19 век) народные игрушки делались из дерева, ткани, шерсти, глины, соломы. В лесу нередко попадались коряги, похожие на каких-то диковинных зверей, умелые руки резчика превращали их в легко узнаваемых животных, с которыми можно было играть. При желании их также раскрашивали или одевали в разноцветные кусочки ткани.
Однако большой популярностью пользовались народные деревянные игрушки. Деревянные игрушки существовали почти повсеместно в нашей лесной полосе.
В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения.
Давайте познакомимся с этими мастерами, а для этого отправимся в путешествие
в г. Сергиев Посад и село Богородское.
Презентация «Мастера русской народной игрушки».
Слайд №1 |
Титульный |
№2 г. Сергиев Посад |
В старину центром изготовления резных деревянных игрушек под Москвой был Сергиев Посад |
№3 Троицкий монастырь |
Это Троицкий монастырь, вокруг которого расположился посад. Вокруг монастыря стали объединяться различные ремесленники. В середине XV века в монастыре был инок – монах Амвросий, оставивший дошедшие до нас образцы тончайшей ювелирной работы в сочетании с изумительной резьбой по дереву. Складень его работы и ряд работ, приписываемых ему и его школе, свидетельствуют о высоком мастерстве тогдашних резчиков, в частности резчиков Троице- Сергиева монастыря. |
№4 Рассказ ученицы |
О возникновении игрушечного промысла существует несколько легенд. 1.Игрушки делал сам основатель монастыря – Сергий. 2. Начало игрушечного промысла приписывают человеку по прозвищу «Татыга». Однако эти легенды ничуть не подтверждены. Промысел разросся и занял первое место по производству игрушек в России. К концу XVIII века изготовление игрушек в Сергиевом Посаде от кустарей стало переходить к владельцам мастерских. Подобных мастерских в посаде к середине XIX столетия насчитывалось более трёхсот. Вопрос уч-ся: кто такой кустарь? Ответ: это тот кто занимается на дому производством, ручной работы, ремесленник. |
№5 Весёлая ярмарка Рассказ ученицы |
Самая весёлая на Руси ярмарка в прошлом веке проходили в Сергиевом Посаде. На видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: погремушки, свистульки, деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, карусели, различные матрёшки. Руки, голова, туловище, ноги, детали одежды выделялись условно. Фигуры ярко раскрашивали. В сочетании красного, синего, жёлтого и зелёного мастер добивался красочности, нарядности, декоративности. Неповторимые, индивидуальные черты. |
№6 Богородская игрушка |
Недалеко от Сергиева Посада раскинулось село Богородское. С давних времён повелась здесь резьба игрушки. В умелых руках резчиков осиновые, липовые или берёзовые чурки превращаются в чудесные фигурки. Вопрос уч-ся: что такое чурка? Ответ: кусок дерева, короткий обрубок. Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева, и реже – расписные. Для большей выразительности образа мастер избегает излишней деталировки, стремиться к простоте и обобщённости. Богородские изделия интересны не только резьбой, но и оригинальной конструкцией. |
№7 Деревянные курочки ВИДЕО |
Кому с детства не полюбились деревянные курочки, клюющие зёрнышки на круглой площадке, приходящие в движение от едва заметного раскачивания рукой. А знаете ли вы, что родина этих курочек село Богородское? Часто используемым в игрушках механизмом был баланс – грузик с прикреплёнными к нему прочными нитями. При раскачивании грузика одни нити натягиваются, другие – ослабевают, благодаря чему фигурки или их элементы приводились в движение. |
№8 Кузнецы |
Самыми простыми можно считать динамические игрушки на подвижных планках. Примером могут служить «Кузнецы». Весело стучат молоточки по наковальне, когда двигаешь планочки. И не случайно Огюст Роден – выдающийся скульптор Франции при встрече с русскими художниками в 1910 году, взяв игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который создал эту игрушку, - великий народ». |
№9 Как яблоньку сажают |
Части или детали некоторых игрушек для большей подвижности прикрепляют на пружинках, например листочки на дереве. Они начинают трепетать, если дотронуться до такой игрушки. Спиральная пружинка находиться внутри основания тумбочки. |
№10 Дровосек |
Есть игрушки с потайными кнопками, например, Мишка будет рубить дрова, если нажать на кнопку. Игрушка с толкателем. |
№11 Технология изготовления |
Сначала резчик обрабатывает липовые чурки, вырубается или выпиливается заготовка изделия. Потом начинается обработка стамеской или очень острым богородским ножом. Затем деревянное чудо ошкуривается и покрывается лаком. |
№12 Медведь - кузнец |
Медведь в богородской игрушке – большой и добродушный зверь. Вместе с тем мастер подчёркивает в его характере черты, присущие человеку. |
№13 Медведь звенит в колокола ВИДЕО |
|
№14 Кот - рыболов |
Игрушка с балансом – грузиком. Зоркая наблюдательность, фантазия и прежде всего юмор характерны для богородских мастеров. Котик не ленится вытаскивать рыбку – себе на завтрак, малышу – на потеху. |
№15 Зайцы - шахматисты |
Игрушка с балансом – грузиком. |
№16 Медведь с балалайкой |
Игрушка с балансом – грузиком. |
№17 Медведь за компьютером |
Игрушка с балансом – грузиком. В народной игрушке нашли отражения и современные сюжеты. Интересно отметить, что игрушечный медведь не только может выполнять традиционную крестьянскую работу: пилить дрова, косить траву, пахать, но и играть в хоккей, мыться под душем и даже работать на компьютере. |
№18 Лиса и колобок ВИДЕО |
|
№19 Музей игрушки |
Знают здешние мастера счастье творчества, понимают красоту дерева. А в чём же их секрет? А секрет в умелых руках мастера, в его зорких глазах. Обычную деревянную чурку превратят в сказочную игрушку. Вот почему и по сей день людям так дорого радостное, доброе искусство мастеров. В 1900 году богородская игрушка стала известной всей Европе: на Парижской выставке работы резчиков были отмечены серебряной медалью. Богородская резьба – живое и развивающееся искусство, хранящее лучшие традиции русской деревянной скульптуры. |
№20 Подведение итогов |
1.О каких игрушках узнали? 2. Чем отличались сергиевопосадские игрушки от богородских? 3. Какой образ можно считать символом богородской игрушки? 4. Какие сюжеты нашли отражение в народной игрушке? 5.Из какого материала делают игрушки? 6.Какие механизмы движения игрушки вы запомнили? |
III. Физкультминутка.
IV. Подготовка к работе. Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся выступают в роли мастеров игрушки.
На уроке выполняют эскиз игрушки с элементом движения в карандаше.
На доске учитель демонстрирует последовательность выполнения работы:
- Мысленное определение героя игрушки;
- Изображение деталей игрушки и выбранного механизма;
- Сборка деталей игрушки;
- Передача эффекта движения (с помощью учащихся).
ü Игрушечные фигурки располагать в профильном положении,
ü Игрушечные фигурки должны быть весёлыми, выразительными,
ü Силуэты обобщенные,
ü В характере фигурок, их движении должны угадываться герои басен И.Крылова, герои русских народных сказок,
ü Передача общего вида игрушки и отдельных её элементов для показа соединения деталей с присутствием эффекта движения.
Вместе с учащимися вспоминаем героев басен, сказок (с баснями и сказками учащиеся знакомы с уроков чтения, литературы). Учащиеся устно предлагают свои варианты. Например, лиса и виноград на подвижных планках, лиса и ворона и т.д..
Вопросы для учащихся:
- Давайте вспомним басни, сказки и их героев?
- Каких героев вы нарисуете?
- Каким будет механизм движения?
Продемонстрировать работы учащихся.
Рефлексия.
Вопросы для учащихся:
· Какие наши результаты?
· Над чем можно ещё поработать?
· Цели урока добились?
· Вам понравилось быть в роли мастера игрушки?
На следующем уроке закончим работу в цвете. Домашнее задание: принести акварельные краски, фломастеры, альбом.
ВЫВОД. Доброе искусство и по сей день продолжает радовать нас. Вы, молодцы! Добились хороших результатов.