ГБОУ ПЕТЕРГОФСКАЯ ГИМНАЗИЯ
ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА II
Методическая разработка уроков
по изучению темы
«Образ художественной культуры Японии»
Программа Б.М.Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 кл.»
(поурочное планирование цикла уроков)
Разработка: Бычкова С.В.,
учитель ИЗО и черчения.
2011-2012
Образ художественной культуры Японии.
Урок 1. Март 2011;7 класс
Тема: Изображение природы
Тип урока: Урок общеметодической направленности с элементами исследования.
Технологии: Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, ориентированного обучения исследовательской деятельности.
Решаемые проблемы: каковы особенности и технологии японского рисунка и способы его изображения. Чему учит этот рисунок.
Виды деятельности: формирование у учащихся умений восприятия реализации новых знаний ( технологий, способов действия). Формирование у учащихся деятельных способностей и способностей к структурированию изучаемого предметного содержания.
Предметные: научится выявлять и применять характерные художественные приемы : мазок и вырисовывание иероглифов.
Метапредметный УУД:
- Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов художественного письма японского художника К.Хокусая, уметь строить собственный сюжет пейзажа с элементами исследовательского характера.
-Регулятивные: выбирать действия с соответствии с поставленной задачей. Развивать воображение, творчество, навыки работы с акварелью, гуашью.
-Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию в рисунке.
-Личностные УДД: формирование «стартовой» мотивации к изучению истории художественной культуры Японии; формирование социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов и их культур.
Задача на урок: Изобразить природу через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; тростник; ветка цветущей вишни и т.п.)
Оборудование: Для учителя-репродукции японских художников;
для учащихся – графические материалы.
Зрительный ряд: Репродукции произведений К.Хокусая; образы японской природы, изображенные на свитках и ширмах.
Литературный ряд: Японская поэзия.
ПЛАН УРОКА.
- Беседа о художественной культуре Японии.
- Знакомство с искусством икэбана.
- Знакомство с творчеством художника К.Хокусая.
- Особенности живописи японских художников.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задачи.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Беседа.
Учитель. Японию называют страной восходящего солнца. До сих пор стоят древние тысячелетние мавзолеи, храмы, города и парки с поэтическими названиями: «Свет Солнца», «Ворота Солнечного Света», «Застывшая симфония».
Белоснежные шапки горы Фудзи, огромные волны, круги гор в облаках цветущей вишни, прозрачные струи водопадов, нежные цветы передают радость жизни, неповторимость каждого ее мгновения.
Японский народ чутко и глубоко любит природу. Он воспел в своих сказках и поэзии цветение слив и вишен, красную листву кленов и первый снег. Сказка в Японии – это отдых после трудового дня. «Если днем рассказывать, то мыши будут смеяться», - говорят японцы.
Японцы умеют любоваться луной, водопадами, каждой маленькой травинкой. Они поклоняются красоте, считают, что окружающие человека вещи должны вызывать потребность видеть и ощущать их, испытывать радость, находить в них эстетическое удовольствие. Каллиграфическое искусство органично связывает живопись и поэзию.
Учитель предлагает послушать отрывок из японской поэзии и поделиться своими впечатлениями от услышанного:
Гляжу – опавший лист Идешь по облакам,
Опять взлетел на ветку. И вдруг на горной тропке
То бабочка была. Сквозь дождь – вишневый цвет.
Кито
Бушует осенний вихрь! Над ручьем весь день
Едва народившийся месяц Ловит, ловит стрекоза
Вот-вот он сметет с небес. Собственную тень.
Какэй Тие-ни
Выпала роса, Вот выплыла луна
На всех колючках терна И самый мелкий кустик
Капельки висят. На праздник приглашен.
Японские художники подписывают свои картины каллиграфическим письмом-гравюра со стихами, которую можно послать друзьям с поздравлением.
Суримоно - картина прямоугольной формы (гравюра со стихами)
Какемоно – свиток прямоугольной формы (пейзаж)
Поэзия и гравюра – выражение внутреннего мира художника, поэта.
Кацусика Хокусай – живописец, график, поэт, писатель. Он родился в Токио. Работая с 10 лет в книжной лавке , он полюбил старых ксилографов. Художник начинает работать как иллюстратор, мастер станковых гравюр и живописец. Позже основной темой творчества Хокусая стал пейзаж. Символ Японии- Фудзияма. Создавая серию видов Фудзи, Хокусай видел природу, среди которой человек трудится, живет. Запечатлевая в своих пейзажах самые различные ландшафтные мотивы, Хокусай подчер-
кивал драматичность отношения между неустанной деятельностью людей и невозмутимым спокойствием природного бытия.
Удивительные явления японской культуры – это ландшафт-
ные сады и икэбана. Миниатюрные домашние садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Растут в них крошечные, карликовые деревья ,дубы, клены, лиственницы размером всего 30-50 см. Японцы могут часами любоваться садом камней, садом на воде. В них маленькие искусственные водопады и ручьи, крошечные павильоны и горбатые мостики.
Икэбана – это самостоятельный вид изобразительного искусства. Цель «икэбана» - выражать красоту и соотношение цветов и других предметов. Это и средство самовыражения. Даже используя одни и те же материалы, разные люди могут вложить в них разные настроения.
Для сравнения японской и русской пейзажной живописи, посмотрим картины И.Левитана, И.Шишкина и попробуем прийти к выводу, что в отличие от европейских мастеров художники Японии изображают мир, природу, пристально вглядываясь в детали. И в этом заключается особенность восточной живописи.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Зарисовка пейзажа на узких листах бумаги. Дети делают зарисовки в стиле японской гравюры (суримоно, какемоно). На узких листах бумаги изображаются ветки сливы или сосны, тростники, луна, стрекозы и бабочки. Главное – передать изящество, скудность, выполнить тонкую и изысканную работу.
Показ учителем приемов рисования тростников, трав, волн, веток сливы, цветов и др. тонкой кистью тушью или акварелью.
Учитель дает следующие советы:
- Очень важно красиво скомпоновать ветку или стебель тростника на листе.
- Подумайте заранее, создавая целостный образ, где будут изображены насекомые, птицы.
- Линии рисунка должны быть выразительными.
- Листья и цветы старайтесь компоновать группами, не разбрасывая их по одному.
- Не делайте изображение многоцветным, возьмите за основу три цвета.
- Можно добавлять в выбранные цвета черную краску, она даст сдержанные, изысканные тона.
- Нужно работать жидкими красками, чтобы изображение получилось прозрачным, как у японских мастеров.
Следующий раз вы узнаете о художественном образе национальной одежды – кимоно.
Итог урока.
Анализ ошибок. Оценка работ учащихся.
Экспресс-выставка лучших работ.
Урок 2 . Март 2011. 4 класс.
Тема: Образ человека в японской культуре.
Тип урока: Урок общеметодической направленности с элементами исследования.
Технологии: Здоровьесбережения, поэтапного формирования умственных действий, ориентированного обучения исследовательской деятельности.
Решаемые проблемы: каковы особенности рисования японского традиционного костюма и способы его изображения. Чему учит этот рисунок.
Предметные: научится выявлять и применять характерные художественные приемы : мазок и вырисовывание иероглифов.
Метапредметный УУД:
-Познавательные: уметь выделять средства художественной выразительности в живописи; уметь ориентироваться в разнообразии способов художественного письма японского национального костюма.
-Регулятивные: развивать композиционное мышление, творчество, навыки работы с акварелью, гуашью, выбирать действия с соответствии с поставленной задачей.
-Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию в рисунке.
-Личностные УДД: формирование «стартовой» мотивации к изучению истории художественной культуры Японии; воспитание уважения к культуре другого
народа, формирование социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии народов и их культур.
Задача на урок: Зарисовка фигуры в кимоно или портрета по впечатлению (портрет японской красавицы).
Оборудование: Для учителя – методические таблицы, репродукции и фотографии.
Зрительный ряд: Репродукции с изображением образа японской женщины в национальном костюме.
Литературный ряд: Японская поэзия.
Музыкальный ряд: Японские народные мелодии.
ПЛАН УРОКА.
- Беседа о традиционной одежде – кимоно.
- Знакомство с творчеством японских художников.
- Особенности зарисовок фигуры в кимоно.
- Постановка художественной задачи.
- Практическое выполнение задачи.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА.
Беседа.
Учитель. Древние гравюры сохранили художественный образ людей Древней Японии. Портреты красавиц, актеров, бытовые сценки изображены в работах художников.
Нежный, тонкий, идеальный овал лица, миндалевидные узкие и длинные глаза, соболиные густые или тонкие брови, словно в удивлении приподнятые вверх, высокая прическа, уложенная и скрепленная гребнями и шпильками, дополняет образ японки.
Учитель обращает внимание учащихся на средства выражения, которыми пользуется художник: фигура японки нарисована линиями, похожими на струйки водопада, плавными, текучими, изящными, тонкими. Сложные прически японок напоминают волны в море.
На примере произведений японских художников, учитель знакомит учащихся с национальной одеждой кимоно (прямой халат с уложенным в бант на спине широким поясом и широкими рукавами), которое дополняют особое белье, специальная обувь, различного вида накидки, а также украшения для прически. Учащиеся сравнивают силуэт, форму и декор национального японского костюма с окружающей средой и находят их связи.
Учитель. Традиционная одежда - кимоно сохранилось и до наших дней. Желтые, розовые, голубые кимоно – халат с широкими рукавами из шелковой ткани с набивным или тканым рисунком. Рисунки для кимоно имеют удивительно гармоничные цвета, соответствующие традициям Востока. Так, начало весны отмечено зеленым, первый день лета – красным, осень – белым, зима – черным, праздник урожая – желтым цветом.
Женское кимоно украшено цветущими ветками, птицами и цветами, изображением деревьев и водопадов, зонтиками и веерами.
Покрой японского кимоно в основном сложился в VII веке и за минувшие тринадцать столетий лишился лишь своих свободных линий. Однако даже в современном виде кимоно облегает женскую фигуру не для того, чтобы выявить, а для того, чтобы скрыть естественные очертания. В костюм, кроме кимоно, включены еще два нижних халата, большой пояс – оби с бантом сзади, закрепленный тесьмой из одиннадцати нитей (единство духа двух любимых людей), таби – белых носок с одним пальцем, сандалей – гета с ремешком через один палец. Широкий пояс с бантом на спине носится выше талии, делая японку плоской спереди и горбатой сзади. Японка стягивает себе не только талию, но и торс, обрекая грудь на участь цветка, сжатого страницами гербария.
Не только внешний облик, но и поведение японской женщины резко меняется в зависимости от того, в чем она одет. В кимоно она всегда строго следует старинному этикету. Насколько грациозен каждый ее жест в национальном костюме, когда, опустившись на колени, она раздвигает седзи (халат), настолько неуклюжей выглядит она на татами в короткой юбке.
Причудливость стиля костюма очень похожа на струящийся водопад, миниатюрный садик. Длинные рукава спускаются мягко. Широкий пояс с бантом сзади дополняют костюм.
В праздничные дни, в дни скорби или торжеств, отдавая дань древним традициям, японцы надевают кимоно.
Женщина в кимоно –
Как цветок,
Как ручей.
Своеобразно лицо: тонкие брови и узкие глаза, как две рыбки, изящный носик и губы, похожие на лепестки розы. Такими увидели японских красавиц художники Утомаро и Хокусай.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Зарисовка фигуры в кимоно или портрета по впечатлению.
Рисование портрета японок.
Показ учителя:
Нежные, плавные, текучие линии кимоно напоминают бутон. Полы халатов струятся внизу, как ручей.
а) Зарисуйте фигуру японки в кимоно с зонтиком или с веером, стоящую или сидящую на коленях. Эти рисунки можно выполнять и акварельными красками, и гуашью.
б) на портрете необходимо передать нежный овал лица и пышную изящную прическу.
Эстетическая оценка работ
- В чем вы видите красоту японского костюма?
- Какой образ женщины сложился у вас?
- Как, по-вашему, сохраняется традиционный японский костюм, когда он используется?
- Расскажите, какую роспись ткани для кимоно вы использовали?
Итог урока.
Анализ работ, подведение итога урока.
Экспресс – выставка лучших работ.
Уборка рабочих мест.