Арт-терапия на уроках
изобразительного искусства
Лосева Виктория Викторовна
Урок изобразительного искусства настолько многогранен, что позволяет решать не только проблему духовного, но и психофизического здоровья школьников. Ведь рисование не просто способствует развитию учащегося и связывает между собой важнейшие функции: зрение, двигательную координацию, речь и мышление, но и
определяет духовное становление и психологическое развитие личности.Возникает проблема объединения учебного процесса, и возможности лечения и обучения искусством.
Известно,что занятия музыкой, живописью, танцами помогают снимать у человека эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность, агрессию Такое направление получило название арт-терапия- лечение с помощью искусства.
Наиболее распространенным видом арт-терапии является рисование. Возможность выражать свои переживания в виде рисунка представляется одним из важнейших преимуществ арт-терапевтического метода.
Арт –терапия – методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, она помогает расслабиться и снять напряжение, улучшить эмоциональное состояние. помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы
Арт-терапевтические занятия на уроках изобразительного искусства можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.
Арт-терапия рисованием основывается на идее, что когда ребенок не задумывается о художественной ценности своих действий в творчестве, в созданных им образах отражается его “Я”.
Цель арт- терапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у учащихся положительные эмоции, помогает преодолеть адаптацию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Проведение занятий с использованием элементов арт-терапии на уроках изобразительного искусства способствует снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит работать с разнообразным материалом, развивает
чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.
Именно поэтому арт – терапия так эффективна при работе с детьми. Ребенок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен.
Даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит, а с помощью изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции.В результате работы в арт-терапевтическом направлении педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, помогает снимать тревогу
Основные правила при использовании арт-терапии
1) неприемлемы команды, указания, требования, без оценочное рисование, критика.
2) ребенок вправе выбрать подходящие для него виды и содержание работы, свой темп работы.
3) ученик может отказаться от выполнения некоторых заданий, например, рассказ о своих чувствах и переживаниях, коллективного обсуждения . (способы включения детей в работу во многом зависят от педагогического такта и мастерства учителя);
Существует два основных варианта использования арт-терапевтической работы на уроках изобразительного искусства – индивидуальная и групповая.
Групповая арт-терапия:
- позволяет развивать ценные социальные навыки;
- связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
- дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
- позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
- развивает навыки принятия решений.
В процессе можно использовать музыкальное сопровождение.
Цели арт-терапии на уроках изобразительного искусства:
- снизить эмоциональную тревожность,
- повысить самооценку,
- развить коммуникативные навыки,
- способствовать развитию самосознания,
- улучшить детско-родительские отношения,
- способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.
Темы, связанные с освоением материалов:
“Общие” темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы:
«Нарисованная сказка»
«Рисование в «воздухе». Педагог рисует в воздухе какую-либо фигуру, изображающую простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге
«Озорные рисунки». Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
Также на занятиях можно использовать нетрадиционные техники рисования, вот одни из них:
1. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
2.«Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
3.Клясография. Через пластиковую трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа..
4.Монотипия – это одна из распространённых видов художественного искусства. Другое название этой техники – акватипия. Выполненные в ней работы смотрятся изящно, имеют плавные переходы цвета и разнообразие форм. Необычность техники заключается в том, что для её выполнения нужно изобразить свои фантазии на гладкой бумаге, а затем отпечатать рисунок на втором листе. Если положить краски на лист, изображая лес и сложить лист пополам, то получится отпечаток леса на другой половине листа, дополнить картину стволами деревьев и получится пейзаж, отражение леса в воде. Как правило на уроках изобразительного искусства используются краски – гуашь. Также это могут быть бабочки и т.д где необходима симметрия.
5.Граттаж– эта техника схожа с привычной нам гравюрой. Французское слово граттаж-означает процарапывать.. Она выполняется путём процарапывания верхнего слоя покрытия. Его можно сделать густой гуашью. Плотный лист бумаги необходимо натереть свечой или восковыми мелками и покрыть несколькими слоями краски. После высыхания можно приступить к работе, процарапывая рисунок зубочисткой или заостренным предметом.
6.Фроттаж – очень интересная и довольно лёгкая техника. Для её выполнения понадобится плоский рельефный предмет, например, монета. Подложить её под лист бумаги и пройтись сверху карандашом. В результате получается перенесённый с предмета узор. Помимо монеток в технике используются листочки с прожилками, узорчатые изделия и многое другое. Просто дайте волю своей фантазии!
7.Свободное дуновение – довольно известная техника нетрадиционного рисования. Чтобы нарисовать рисунок в данной технике, нужно заполнить лист жидкой краской, и с помощью трубочки подуть на картину в разных направлениях. В качестве трубочки можно использовать палочку для сока или корпус от ручки.
8.«Тычкование». Для этого метода нужно взять подходящий предмет, например ватную палочку. Ватная палочка опускается в краску, и делаются точки по бумаге. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка. Если тычок делать, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры
Список литературы
1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
3. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
4. Копытин А.И. Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб., 2005.