Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нетрадиционные техники рисования используемые
на уроках изобразительного искусства в школе

Лосева Виктория Васильевна,
учитель изобразительного искусства
       Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Поэтому на уроках изобразительного искусства используются нетрадиционные техники рисования.
       В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания.
Уроки изобразительного искусства заключают в себе большие возможности для всестороннего развития школьников.
       Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта плюс базовые навыки. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а помогать и направлять ребенка.
Нетрадиционные техники рисования:
1) расширяют круг умений учащихся, по средствам ознакомления детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
2)создают на занятии условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли и эмоции.
3) способствуют активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития.
4) дают возможность учитывать интересы класса и отдельного ученика.
5) не имеют эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое.
 
Необходимо остановиться подробно на некоторых нетрадиционных техниках рисования:
 
1. Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
2.«Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
3.Клясография. Через пластиковую трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа..
4.Монотипия – это одна из распространённых видов художественного искусства. Другое название этой техники – акватипия. Выполненные в ней работы смотрятся изящно, имеют плавные переходы цвета и разнообразие форм.  Необычность техники заключается в том, что для её выполнения нужно изобразить свои фантазии на гладкой бумаге, а затем отпечатать рисунок на втором листе. Если положить краски на лист, изображая лес  и сложить лист пополам, то получится отпечаток леса на другой половине листа, дополнить картину стволами деревьев и получится пейзаж, отражение леса в воде. Как правило на уроках изобразительного искусства используются краски – гуашь. Также это могут быть бабочки и т.д где необходима симметрия.
5.Граттаж– эта техника схожа с привычной нам гравюрой. Французское слово  граттаж-означает процарапывать.. Она выполняется путём процарапывания верхнего слоя покрытия. Его можно сделать густой гуашью. Плотный лист бумаги необходимо натереть свечой или  восковыми мелками и покрыть несколькими слоями краски. После высыхания можно приступить к работе, процарапывая рисунок зубочисткой или заостренным предметом.
6.Фроттаж – очень интересная и довольно лёгкая техника. Для её выполнения  понадобится плоский рельефный предмет, например, монета. Подложить её под лист бумаги и пройтись сверху карандашом. В результате получается перенесённый с предмета узор. Помимо монеток в технике используются листочки с прожилками, узорчатые изделия и многое другое. Просто дайте волю своей фантазии!
7.Свободное дуновение – довольно известная техника нетрадиционного рисования. Чтобы нарисовать рисунок в данной технике, нужно заполнить лист жидкой краской, и с помощью трубочки подуть на картину в разных направлениях. В качестве трубочки можно использовать палочку для сока или корпус от  ручки.
8.«Тычкование».Для этого метода нужно взять подходящий предмет, например ватную палочку. Ватная палочка опускается в краску, и делаются точки по бумаге. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы  был выбран предмет для тычка. Если тычок делать, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры
 
 Материалы для выполнения нетрадиционных техник:
Прелесть нетрадиционных техник рисования в том, что в творческом процессе ребёнок может использовать разнообразные материалы и их сочетания. Вот поэтому эти способы рисования очень интересны и для детей, и для взрослых: фантазии и самовыражению нет предела.
Какие сочетания материалов при рисовании можно использовать, чтобы творческий процесс принёс удовольствие, а картина получилась необычной и выразительной?
  1. Отпечатки природных материалов. Если покрыть разными красками листья, шишки, цветы, а потом приложить к бумаге получится отпечаток. Можно дорисовать недостающие детали и у ребёнка выйдет отличный пейзаж или натюрморт из осенних листьев..
  2. Пластилин.. Пластилином можно рисовать на бумаге. Такой метод называется пластилинографией...
Рисование — отличный досуг для школьника, работа, к которой не надо принуждать. Очень важно поддерживать ребёнка и положительно оценивать результаты его творчества.
     Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, развить креативное мышление.

 

Литература.

1.Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. /Н. В. Дубровская/ СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2.Басина Н, Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке /Н Басина/ М.,1997.

3.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1- 2 /Г.Н. Давыдова/-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4.Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

5.Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010.

6.Утробин К.К., Утробина Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка /К.К. Утробин/ - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007.

7.Шестакова А. В. РОСТОК /А. В. Шестакова/ - Челябинск, 1996.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»