Развитие цветовосприятия у детей школьного
возраста в процессе изобразительной деятельности
Каспирович Вероника Юрьевна
Школа, одна из самых важных ступеней в формировании личности. Она много делает в развитии и воспитании молодого поколения. Прежде всего это выражается в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников. Рисунок и живопись помогают ученикам видеть удивительную красоту многообразных явлений в жизни.Искусство – это окружающий нас мир, передаваемый через сознание художника. Литература, музыка, театр, изобразительное искусство, кино, телевидение - разные виды искусства, и у каждого из них особый язык. Так, литература — это искусство слова, а музыка — это мир звуковой гармонии; театр и кино — это сочетание актерского мастерства, музыки, литературы.
Предметом отображения изобразительного искусства является внешняя реальность. В ней явления окружающей жизни отображаются с помощью комбинирования, тональных и цветовых соотношений. В изобразительном искусстве можно выделить отдельные виды, каждый из которых имеет свой специфический язык. В контексте тенденций современного образования, ориентированного не только на творческое развитие личности ребенка, а также на развитее тональных и цветовых решений. Художественная деятельность занимает особенно важное место, что в свою очередь определяет актуальность задачи развития цветовосприятия учащихся.
На уроках изобразительного искусства дети работают с красками, знакомятся с богатством цветовой палитры, с разнообразием бесчисленных оттенков, получаемых при смешивании различных цветов, т.к. живопись – это универсальная форма выражения внутреннего мира человека. Ведь, именно, живопись закладывает основы эмоционального восприятия у детей. Зрительно, через цвет, мы учимся воспринимать тончайшие переживания художника, глубже, полнее понимать сложные эмоции людей – радость, грусть, печаль, волнение и т.д. Цвет в живописных произведениях имеет нравственное звучание, он способствует развитию в нас самых добрых чувств, обогащает, наполняет глубокими эмоциональными впечатлениями, учит размышлять, сопереживать, видеть и понимать прекрасное, воспитывает в нас четкое отношение к красивому и некрасивому, к добру и злу, ко всему происходящему, рядом с нами, в обычной повседневной, а так же духовной жизни. Очень важно помочь детям выработать целостный взгляд на искусство, как на особую форму духовной жизни, эстетического развития, донести красоту и сложность цвета в работах художников-живописцев до учащихся, показать, как велико воздействие цвета на формирование личности, общественного сознания, развитие прекрасных мыслей путем познания прекрасного.
Очень часто в изобразительной деятельности школьников прослеживается тенденция упускать из внимания цветовые и тональные соотношения, увлекаясь лишь передачей рисунка. И цветовые решения, и колористка воспринимается ими как вспомогательная дисциплина. Изучение тональных отношений несравненно очень важно, главным образом потому, что тон неотъемлемая часть реалистического и гармоничного рисования, а также потому, что тон вводит учащегося в технику живописи. На первый взгляд, видеть тон, гораздо труднее, чем видеть цвет, но современная технология позволяет нам различить тон, а именно использование черно белой съемки. Увидеть же различия в цвете куда сложнее.
Работа тоном и цветом очень важна в изобразительной деятельности состоявшегося художника, а еще более важна она в работках школьников, на занятиях изобразительным искусством. Поэтому научившись и привыкнув видеть и выдерживать цветовые отношения, отношения светосилы, учащийся сможет добиться высоких результатов в живописи.
Развитие цветовосприятия в системе среднего образования актуальна в наше время, так же, как и была актуальна и ранее. Система образования нацелена на развитие личности, творческой и конечно же креативной, но учащийся не может быть творческим и креативным без элементарных знаний живописи, тем более без понятий о цветовоосприятии и самого чувства цвета. Развитие целостного восприятия цветовой гармонии в природе и ее грамотное воплощение в живописи является актуальной проблемой в процессе формирования художника, но и для учащихся общеобразовательных школ это немало важно.
Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. У подростка же, в отличие от младшего школьника, есть все психологические предпосылки, чтобы жить своей личной жизнью: есть внутренний план действий, есть ориентировка на внутренний мир, есть уже сложившиеся способы понимания окружающего мира – тип мышления. Психологи считают, что развитие в этом возрасте определяется общением ребенка с людьми во всех формах общественно – полезной деятельности. Но ему не хватает устойчивых координат – той системы жизненных ценностей, которая позволяет ему давать настоящую оценку происходящему. Именно поэтому по достижении этого возраста учащимся в школьную программу включают больше уроков эстетического цикла – изобразительное искусство, этику, эстетику, МХК и др. Эстетическое воспитание формирует чувства в области прекрасного. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека.
Обостренная чувствительность в подростковом возрасте вызывает повышенную требовательность к своим поступкам, волевым качествам и это может способствовать успешному обучению на занятиях в кружке пейзажной живописи. В этом возрасте можно наиболее успешно повлиять на формирование у школьников моральных чувств и воспитать нравственность, через цвет и развитие колористических способностей.
Колорит в живописи – основной элемент художественной конфигурации, помогающий раскрытию содержания произведений искусства. Как в искусстве, так и в жизни каждый цвет имеет особое воздействие и влияние на внутреннее восприятие человека.
Как к примеру белый цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует нервную систему. Черный - помогает сосредоточиться, но понижает давление, в избытке может ухудшать душевное состояние. Теплые цвета действуют как раздражители, способствуют возбуждению. Зеленый оказывает благотворное физиологическое и общее успокаивающее действие, способствует снижению дыхательного ритма, болезненных ощущений, помогает мобилизовать волю. Голубой снимает нервное напряжение, депрессивность, уменьшает боль, оказывает антисептический эффект. Фиолетовый цвет помогает сбалансировать физическую и духовную энергию, стимулирует вдохновение, особо чувствительные состояния, в большом количестве – угнетает нервную систему. Лиловый – успокаивает, способствует погружению в медитативное состояние. Коричневый – снижает возбудимость, как бы спускает на Землю, помогает пробудить здравомыслие.
Художественное восприятие цвета - одно из важнейших составляющих эстетического развития личности. Современные города заполнены яркими искусственно созданными красками, раздражающими психику. В такой среде обитания не остается места для душевных переживаний по поводу красоты окружающего мира. Нелегко воспитать цветовую культуру в обществе, где цвет все дальше от природной естественности. Цветовое художественное воспитание дает возможность наиболее широко развить органы чувств, эстетический вкус, мышление и творческие способности, что, в свою очередь, непосредственно отразится наилучшим образом на общем развитии, окажет влияние на формирование одного из основных социально-культурных критериев - стремление к красоте.