Условия формирования художественных умений
у школьников на уроках изобразительного искусства
Харламова Екатерина Николаевна
Проблема развития художественных навыков у учащихся детских школ искусств Непосредственными целями любого учебного предмета являются восприятие учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. Между тем овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как надлежит осуществлять то, или иное умение или навык. Кроме того чтобы ориентироваться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, нужно прежде уяснить, что собой предоставляют умения и навыки. До сих пор не уточнены соотношения в ряде понятий «умения» и «навыки». Большая часть психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики держатся обратной позиции: навыки предполагают наиболее высшую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми деяниями, нежели умения. Одни авторы под умениями понимают вероятность исполнять на профессиональном уровне некоторую деятельность, при всем этом умения формируются на базе нескольких навыков, определяющих ступень овладения действиями . Вследствие этого навыки предшествуют умению. Иные авторы под умениями понимают вероятность исполнять некоторое деяние, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как наиболее абсолютная стадия овладения действиями. Умение и навык есть способность осуществлять какое-нибудь действие. Различаются они по ступени (уровню) овладения данным деянием. Умение- это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык- это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка . Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью . Данное означает, как быстро мы формируем в ходе обучения у ученика способность осуществлять некое действие, то вначале он исполняет данное действие развернуто, фиксируя в сознании любой шаг совершаемого действия. То есть способность исполнять действие, складывается вначале как умение. По мере тренировки и исполнения данного действия умение совершенствуется, процесс исполнения действия свертывается, переходные шаги данного процесса прекращают осознаваться, действие производится всецело, автоматизировано - у учащегося образовывается навык в исполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык. Хотя в ряде всевозможных случаев, как только действие трудоемкое, и его исполнение состоит почти из всех шагов, не имеет значения при каком либо совершенствовании действия оно остается умением, не преобразовываясь в навык. Вследствие этого умения и навыки различаются еще исходя из характера соответствующих действий. В случае если действие элементарное, несложное, используемое обширно при выполнении трудных действий, то его выполнение формируется обыкновенно как навык, к примеру, навык письма, чтения, устных арифметических действий над маленькими числами и так далее. А раз действие трудоёмкое, то выполнение данного действия, обычно, складывается как умение, в состав которого, входит один или же немного навыков. Следовательно, термин «умение» имеет два значения: ) Как начальный уровень овладения некоторым несложным действием. В такой ситуации навык рассматривается как высочайший уровень овладения данным действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык. 2) Как способность сознательно исполнять трудоемкое действие при помощи ряда навыков. Тогда навык - это автоматизированное исполнение простых действий, из которых состоит трудное действие, исполняемое при помощи умения. Художественные навыки являются одним из основных средств приобщения к художественной культуре, вводятся в широком воспитательном контексте . Художественные навыки, как и умения, классифицируются вокруг общих проблем: форма и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция. Данные средства художественной выразительности учащиеся осваивают на протяжении учебы в школе искусств. Теплов Б.М. отграничивает навыки от способности, считая, что навыки - это то, что можно усвоить, перенять, а способность предполагает и собственно внутренние индивидуальные предпосылки психологических условий выполнения деятельности. Это применимо и к художественным навыкам. Высокое качество и прочность художественных навыков, полученных в процессе обучения в школе искусств, вырабатывают художественные способности, а это, в свою очередь, во многом зависит от того, как педагог организует и проведет урок. Пейзажная живопись как базис, основа художественной культуры и творчества благотворно воздействует на развитие знаний, умений и навыков при ее исследовании. На сегодня присутствует проблема выбора подходящих форм и способов по развитию художественных навыков. Мальцева Л.В. подходящими способами и формами организации учебного процесса, способствующего воспитанию и развитию художественно-творческих возможностей школьников и получению художественных навыков, считает три главных метода : - практический метод, имеет смысл его использовать на исходном шаге преподавания, где больше появляются трудности, такие как нерешительность в себе, в своих силах, возможностях. - поисково-конструктивный метод, подключает исследование, обобщение модификации, стилизации естественных форм, приобретении знаний, умений и навыков, овладения мастерством в области изобразительного искусства. - метод творческо-активной деятельности, на основе приобретенных знаний, умений и навыков на уроках изобразительного искусства у школьников появляется рвение к самостоятельности, появляется уверенность в себе и своих силах. Заметим, что ступень самостоятельности школьников при энергичности исполнения поручения свидетельствует о степени развития художественно-творческих способностей. Любой из методов имеет: - возрастные особенности школьников; - персональный подход к ученикам на занятиях по изобразительному искусству; - систему межпредметных связей по изучению художественной культуры. Основной формой преподавания, практика показывает, считается организация учебной совместной работы по интеграции знания теории и практики в развитии художественно-творческих способностей и художественных навыков школьников средствами пейзажной живописи. Следовательно, развитие художественных навыков на различных этапах обучения в школе искусств подразумевает конкретные знания и умения, которые преподаются и закрепляются различными формами и методами обучения. .2 История развития обучению пейзажной живописи Для развития художественных навыков у учащихся школ искусств на занятиях пейзажной живописью немаловажный смысл имеет внедрение приема сопоставления при рассматривании картин и побуждение их к оценке данных произведений, выражение личного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, нацеленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина гораздо лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. Природа безгранично многообразна и великолепна. Солнечный свет и окружающая среда творят неисчерпаемую гармонию красок. Влияние природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она пробуждает, породили тот жанр в изобразительном искусстве, который называется пейзажем.Проблема художественных навыков была и остается одной из «ключевых» проблем массовой художественной педагогики. Такой ее статус продиктован очевидным фактом, тем, что передача знаний, умений и навыков есть ключевая для существования и развития общества. Они являются формой существования и передачи опыта, который человечество накапливает в процессе деятельности по переустройству мира и самого себя. Знания, умения и навыки, поскольку они одновременно выступают критерием качества самого опыта, становятся основополагающим фактором обеспечения динамики развития человечества в целом. В этом смысле уже то, что через художественные знания, умения и навыки происходит присвоение человечеством нравственно-эстетических ценностей, которые оно выдвигает в процессе исторического развития и которые находят выражение в продукте художественной деятельности - в искусстве, говорит об актуальности проблемы исследования. Однако, несмотря на обилие внимания к ней, ее разработанность не вполне удовлетворяет современным требованиям, предъявляемым к художественному образованию. На современном этапе развития общества, в общеобразовательной системе применяется компетентностный подход, который предполагает формирование у учащихся определенных знаний, умений и навыков, в том числе и художественно творческих. Но наиболее квалифицированно, продуктивно, продуманно развитие художественных навыков осуществляется в системе школ искусств, роль которых в художественном образовании учащихся без преувеличения огромна. Большую роль в развитии художественных навыков играет пейзажная живопись. Основная цель занятий пейзажной живописью - развитие у учащихся художественных навыков в реалистической передаче натуры средствами живописи. Живопись не есть только вдохновение, но и профессиональный подход. Для написания пейзажей, по мнению Б.В. Иогансона, необходимо знание технологических процессов выполнения этюда, определенной системы выполнения. Все это в конечном итоге способствует развитию и закреплению художественных навыков. Но мало сетовать на то, что у нас не все благополучно, нужно что-то предложить лучшее. Нельзя не согласиться с тем, что это лучшее нам может подсказать вековой опыт реалистических школ и методов. По мнению Б.В. Иогансона лучшая школа была в период, когда в ней обучались И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов и другие, и лучшею системою была система П.П. Чистякова, основанная на точном рисунке и глубоком понимании форм. Эта система проверена практикой. Это все необходимо взять за основу, учитывая условия современности. Современный педагог должен помимо классического образования быть восприимчивым к инновациям, отслеживать и применять новые формы работы, использовать обмен опытом для проведения учебных занятий по пейзажной живописи взамен однообразия и пустого времяпровождения учащихся. Однозначным является то, что в настоящее время мы имеем сильнейшее преимущество перед прошлым. Изучение сущности и специфики педагогической технологии подводит к выявлению особых педагогических условий, которые развивают художественные навыки. Отсюда противоречие между потребностью в высоком качестве и прочности художественных навыков, полученных в процессе обучения в школе искусств и использование эффективных методов стимулирующих проявление природной потребности учащихся реализовать свои задатки и способности в пейзажной живописи. Найденное противоречие дало возможность сформировать проблему исcледования: поиск эффективных методов для усвоения и овладения художественных навыков пейзажной живописи в системе уроков дополнительного образования. Решение данной проблемы составляет цель исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и разработке методических рекомендаций по развитию художественных навыков учащихся школ дополнительного образования средствами пейзажной живописи.