Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие визуальной культуры личности
средствами изобразительного искусства

Усова Альбина Сергеевна
Развитие визуальной культуры  личности- это непрерывный и постепенный процесс. Человек постоянно совершает деятельность по восприятию и пониманию определенных знаков, представляющие собой визуальные формы и образы, а их обрамление и фон организуют сопутствующие эмоции. Визуальные формы используются и презентируются  в современной жизни как соответствующие определенным эмоциям, состояниям, событиям, поведенческим стереотипам, возрастным особенностям детей.
В каких условиях, в какой среде живет ребенок сейчас?
Среда: Разнообразная, контрастная, искусственная, динамическая, агрессивная. Среда вырабатывает своего зрителя, приспособляя к современной среде, является зрительно ориентированной.
Современный зритель это: не насмотренный глаз или замыленный глаз .  
Когда всего слишком много, мозг ребенка приспосабливается- фильтрует.
Вокруг нас : пиктограммы, логотипы, рекламы (на улице, в метро, по телевизору…)  
Чтоб ребенок научился, его надо учить, визуально и вербально.
До трех лет – слово,  изображение.
 Зрение является одним из важнейших источников получения информации человеком о Мире. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, в процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое». «Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее отдифференцированы от эффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия — наиболее «опредмеченные», объективированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия»
Проанализировав имеющиеся тенденции в исследовании явлений, связанных с визуальным восприятием, мы пришли к необходимости выявления и описания категории визуальная культура личности в связи с процессами освоения человеком окружающего мира. При этом нам хотелось бы, во-первых, показать место рассматриваемого нами вида культуры с родовым понятием и его место среди других видов культуры; во-вторых, продемонстрировать правомерность рассмотрения визуальной культуры как явления, существующего как на уровне социума, так и на личностном уровне; в-третьих, продемонстрировать важность рассмотрения изучаемого нами феномена в контексте взаимодействия с окружающим предметным миром и уяснить роль взаимодействия между людьми в генезисе визуальной культуры. Родовым понятием для изучаемого нами явления является понятие «культура». Первоначальный смысл, вкладываемый в это понятие, был связан со способами возделывания земли и фиксировал такие способы деятельности человека, которые делали землю пригодной для удовлетворения потребностей человека. В процессе развития цивилизации человечество осваивало различные виды деятельности, в которых, решая задачи, поставленные обществом, использовало многообразные духовные и материальные ресурсы, созданные предыдущими поколениями, которые нашли свое воплощение в предметной организации.
Искусство отражает жизнь. Очень важно правильно отбирать произведения в зрительный ряд.
Очень важно правильно рассматривать картины или репродукции.
Уточнено понятие «визуальная культура», которое понимается как существенная часть общей культуры человека,обусловливающая адекватное восприятие зрительных образов и выражается в способности наблюдать, замечать, сравнивать, интерпретировать визуальные образы, давать им эстетическую оценку. Визуальная культура включает практику определения и расшифровки визуальных кодов, построение траектории поиска информации и визуальной коммуникации, умение при восприятии художественных произведений переводить их из одной модальности в другую.

Раскрыты закономерности развития визуальной культуры в условиях современного образования: 1) творческий потенциал учителей, их направленность на совместные действия; 2) использование общих выразительных средств разных

искусств для предоставления знания, акцентирование визуального образа; 3) интегративность и эмоциональность содержания, форм и методов, средовых воздействий; 4) личностный интерес, креативность учащихся, способность к наблюдению, сравнению, обобщению; 5) стремление к целостности и интегративности представления образа; 6) введение методов искусства в учебный процесс.

Научно обоснована междисциплинарная комплексная педагогическая
технология развития визуальной культуры школьников средствами литературы и
изобразительного искусства, обеспечивающая тренинг восприятия и интерпретации литературных и изобразительных образов.Уточнено понятие «визуальная культура», которое понимается как существенная часть общей культуры человека, обусловливающая адекватное восприятие зрительных образов и выражается в способности наблюдать, замечать, сравнивать, интерпретировать визуальные образы, давать им эстетическую оценку. Визуальная культура включает практику определения и расшифровки визуальных кодов, построение траектории поиска информации и визуальной коммуникации, умение при восприятии художественных произведений переводить их из одной модальности в другую.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»