Тема «Александр Невский: жизнь и житие»
Цель урока: сравнить образ Александра Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы.
Задачи урока:
1) углубить представление о древнем жанре – житии;
2) сравнить облик героя как исторического деятеля и как святого;
3) осознать значимость древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни – самых высоких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей;
4) развитие мыслительных операций и памяти, умения анализировать факты из истории страны; способствовать формированию навыков работы с текстом, картой;
5) способствовать формированию патриотических чувств учащихся на примере жизни Александра Невского;
6) способствовать формированию чувства гордости и уважения к историческому прошлому России.
Мотивировка выбора методов занятия:
В данном занятии используются беседа, работа с картой, планом битвы, работа с текстом презентации. Применение данных методов способствует раскрытию содержания темы, формированию навыков работы с различными источниками знаний, воспитанию патриотических и личностных чувств учащихся.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя.
Ход урока
1.Организационный момент
УЧИТЕЛЬ: Сегодня необычный урок: мы объединим два предмета - литературу и историю. Это нам нужно, потому что герой сегодняшнего урока - и историческая личность, и персонаж древнерусской литературы.
Слайд № 1.
Нет меж живущих людей, да не может и быть, безымянных:
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…
УЧИТЕЛЬ: Так писал когда-то об именах Гомер, и сказанное им по сей день остается правдой. У каждого человека есть имя, и каждое имя, нравится это его обладателю или нет, хранит в себе огромное количество информации об его носителе. Как эти строки великого греческого поэта перекликаются с вашим домашним заданием к сегодняшнему уроку?
2.Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
УЧИТЕЛЬ: На дом вам было задано необычное задание: посмотреть значение имени Александр и вспомнить самых известных Александров в мировой истории и литературе. Что у вас получилось?
УЧЕНИКИ: Александр (греч.) – «алекс» - защищать, «андрос» - мужчина, т.е. «защитник людей», «мужественная защита».
Слайд № 2
Знаменитые Александры:
Александр I (1801-1825)
Александр II (1855-1881)
Александр Блок
Александр Пушкин
Александр Суворов
Александр Невский
«Александр есть имя не самое глубокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное» (П.А.Флоренский)
3.Сообщение темы урока
УЧИТЕЛЬ: Конечно же, это далеко не все известные Александры. Но и упоминание этих людей говорит, что имя человека влияет на его судьбу. Александр – защитник: слова, качества, человека, страны.… И сегодня на уроке мы познакомимся с судьбой одного из великих русских Александров – Александра Невского. Все вы, безусловно, знаете, что среди большого количества достойных людей России именно Александр Ярославович был выбран именем России 28 декабря 2008 года, став, таким образом, национальным героем.
Итак, тема нашего урока: «Александр Невский: жизнь и житие».
4. Основная часть урока
УЧИТЕЛЬ: в теме урока два главных слова: «жизнь» и «житие». Давайте найдем различие в лексических значениях этих слов
УЧЕНИКИ называют значения. Слайд № 3
УЧИТЕЛЬ: Мы с вами вышли к проблемному вопросу урока: «Почему же помнят и почитают Александра Невского? Почему он причислен к лику святых?» Каждый из вас сначала узнаёт об Александре Невском как о великом русском князе и полководце. Поэтому сейчас мы предоставим слово учителю истории и его помощникам.
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ: 13 век был периодом ужасного потрясения для Руси. С востока на неё нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покорённых татарских племён, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народа; с северо-запада угрожало ей немецкое племя. Задачею политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать своё существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твёрдое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославович Невский.
Сейчас вы прослушаете доклады ребят о рождении и жизни великого князя.
Выступления учеников.
1.Происхождение. Начало княжения.
2. Победа на Неве. 3. Ледовое побоищ Флешролик . 4.Александр и Орда. 5.Канонизация Александра Невского.
Вопрос детям:
-Почему князь получил прозвище «Невский»?
-За что А.Невский канонизирован Русской Православной Церковью?
-Как вы понимаете слова А. Невского: «Кто к нам с мечом придёт - от меча и погибнет?»
-Что вам понравилось больше всего?
-А какое прозвище вы бы добавили к имени князя Александра Ярославича?
Далее дается оценка личности и результатов правления:
Положительная
Не проиграл ни одной битвы
Отразил нападение немцев
Отразил разорительные походы татаро-монгол, подчинившись игу
Отрицательная Властолюбивый и жестокий человек
Что же касается ошибок, совершаемых таким человеком в жизни, или даже его грехов, то нужно помнить, что «несть человек, иже жив будет и не согрешит». Я уверен в том, что образ святого Александра Невского близок России во все времена. Несмотря на то, что жил князь несколько столетий назад, его жизнь, его деятельность актуальны для нас и сегодня. Разве имеют срок давности такие качества, как любовь к Родине, к Богу, к ближнему, как готовность положить свою жизнь ради мира и благополучия Отчизны? Разве могут они быть присущи только православным и быть чуждыми мусульманам, буддистам, иудеям, которые с давних пор мирно, бок о бок проживают в многонациональной и многоконфессиональной России – стране, никогда не знавшей войн на религиозной почве?
А теперь слово учителю литературы и его помощникам.
УЧИТЕЛЬ: Давайте вспомним, какова тема нашего урока? Какую часть заявленной темы мы с вами уже рассмотрели?
УЧЕНИКИ: Мы рассмотрели жизнь Александра Невского как человека.
УЧИТЕЛЬ: Верно. Как у любого человека, у него были свои недостатки и достоинства. Но, несмотря на это, русская православная церковь причислила его к лику святых.
При помощи этимологического и толкового словарей определите семантику слова “святой”.
1. Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.
2. Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).
3. (перенос). Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).
Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. (Запись определения в тетрадь).
– Какой образ предстает, когда мы говорим о святых? (Икона)
– Что такое икона? (Икона – с греческого “эйкон”, – “образ, предмет поклонения” – живописное изображение Бога, святого или святых. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображение на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли “читать” икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам. В иконописании исчезло слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного).
Икона Александра Невского (Слайд № )
Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником (знатный, княжеского рода).
Под мантией – кольчуга (воин, полководец).
Меч в руке – указание на духовную брань, заступничество (защитник земли, веры русской).
Над головой – золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного присутствия, святости).
Лик – спокойно-печальный, отрешенный от всего суетного и земного.
УЧИТЕЛЬ: Разум и воля художника не должны были влиять на вечное и неизменное. На иконах изображали именно вечное, и поэтому небесным золотом светились фоны, исчезли бытовые подробности, фигуры стали лёгкими, жесты значительными, взгляды - глубокими и неотрывными “на века”. Когда взирает мастер на образец, он хочет сделать лучше своё произведение, а люди, взирая на святые образы, подражают тому, что хорошо.
РАБОТА С РЕПРОДУКЦИЕЙ КАРТИНЫ КОРИНА «Александр Невский» и с иконой «Святой А.Невский».
Рассмотрите картину Корина. “Александр Невский”, сравните ее с иконой (Слайд № ).
– Опишите лицо, позу Александра Невского. Какова цветовая гамма изображения? Какие символы вы можете отметить в картине? Каково авторское восприятие героя? (Величественная фигура Александра Невского занимает почти всю картину, возвышаясь над окрестными далями. Полководец стоит лицом к зрителю, положив руки на рукоять меча. Металлическим цветом отливают его доспехи, гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать, которая осмелилась вступать на русскую землю. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силах русского войска).
4.Восприятие текста. Литературный, лингвистический комментарий. Общий анализ текста.
Работа с текстом. Чтение заранее подготовленным учеником отрывка из «Слова о погибели земли русской»
Разное мнение высказывают ученые. Одни считают, что это произведение, написанное примерно в 1237-1240-х годах, является своеобразным предисловием к «Житию…». Другие полагают, что это самостоятельное произведение, которое считается литературным памятником.
-А какой точки зрения вы придерживаетесь?
УЧЕНИКИ: Это скорее предисловие, так как схожи стиль, язык, образность речи. Именно такая красивая, богатая земля должна рождать достойных сыновей, этим должен быть князь Александр, который наделен удивительными чертами характера.
УЧИТЕЛЬ: Известно, что лучшие качества характера проявляются в годину испытаний. Через что пришлось пройти Александру?
Работа с текстом
УЧИТЕЛЬ: Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь.
Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.
– Как автор оценивает роль князя в сохранении единства Руси? (Житийный рассказ об Александре Невском должен показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал величие Александра).
Перечитайте сцену первого сражения Александра Невского с немцами. Каким полководцем изображает автор жития Великого князя? Заполните таблицу цитатами из текста. (Работа в тетрадях).
Численность войска |
Душевное состояние полководца |
Речевая характеристика |
Исход битвы |
“Шёл на врагов с малой дружиною” |
“Уповал на Святую троицу”, “разгорелся сердцем”, “начал молиться со слезами”, “начал ободрять дружину”. |
“Не в силе Бог, но в правде”. “Суди, Гос-поди, обидящих мя и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне”. |
“Перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого колья своего”. “Князь же Александр возвратился с побе-дою, хваля и славя имя своего Творца”. |
– При каких обстоятельствах Александр Невский произносит афоризм: “Не в силе Бог, а в правде?” Что сильнее: сила или правда? (Бог – главная сила. Правда есть Бог, она восторжествует над силой. Следовательно: правда сильнее силы).
– Как создается идеал мудрого правителя и храброго полководца? (Характеристика князя в житии очень разноплановая. С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смирен, с другой – мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца).
– С какой целью автор вводит библейских героев? Охарактеризуйте их. (Индивидуальные сообщения заранее подготовленных учащихся по Библии для детей с иллюстрациями).
– Кто такой Иосиф?
– Почему именно Самсону уподобляется сила А. Невского?
– Кто такой Соломон? Что общего между Соломоном и Невским?
– Кто такой царь Веспасиан? Почему автор жития сравнивает с ним А. Невского?
– Что хотел подчеркнуть автор жития, наделяя Александра Невского лучшими качествами нескольких легендарных библейских образов? (Его величие, божественное предначертание).
-С какой целью автор вводит библейскую легенду?
-С какой целью автор вводит явление святых мучеников Бориса и Глеба перед битвой? Как в описании битв создаётся идеал мудрого и храброго полководца?
-В чём патриотический пафос Жития и как выражается стремление автора прославить служение родной земле?
-Создал ли автор “Жития…” цельный образ Александра Невского? Стремился ли автор к реалистическому описанию событий. Можно ли обнаружить в произведении признаки необъективного изображения исторических персонажей и их деяний?
Присутствуют ли противоречия:
1. В предлагаемых автором “Сказания…” оценках кн. Александра и его свершений.
2. В отношении автора к “царю Батыю” и его соплеменникам? Можно ли, на Ваш взгляд, говорить о неоднозначности восприятия автором “Сказания…” отношений Орды и Руси? Если да, то чем можно объяснить подобную неоднозначность?
Подумайте, в каком случае мы сумеем извлечь из текста
“Сказания…” больше сведений:
1.Если мы будем рассматривать это житие как источник информации о политических и военных событиях на Руси в середине XIII века.
2. Если мы попытаемся на основании текста оценить особенности мировосприятия людей того времени.
Составьте духовный портрет Александра Невского
– Можно ли на основании житийного портрета отнести Александра Невского к святым?
– В чем заключается его святость? Докажите по тексту. (Молился, верил в предзнаменование, внешне похож на Бога, проявляет чудеса после смерти).
– Прав ли был Карамзин, когда изрек, что “имя Святого, ему данное, выразительней Великого”? (Ценность человека определяется его “нравом” и “деяниями”, а “святым” его делают “душевные добродеяния”, “помыслы” и “свершенное житие”, особенно же “любовь, смирение, покорение, братолюбие”).
– Чем Александр Невский заслужил звание “Святой”? (Жизнь Александра Невского наполнена опасностями, сражениями, путешествиями, но только не покоем. Он радел за православную веру, но не “торговал” ею как Папа Римский, не позволял духовенству себя использовать. “Я верую, и этого довольно… Ни за земли, ни за злато веры не купишь!” Этот принцип отца своего князь разделял полностью. Александр усваивал военную мудрость предков, величайших воевод прошлого и традиции других народов и сам стал учителем для следующих поколений. Его знаменитая формула “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. Александр Ярославович служил Отечеству и простому народу. Он лично разбирал многие дела крестьян, защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал людей из плена и ради новгородцев простил обиду знати. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”).
– Чем житие может быть интересно современному человеку? (Размышления учащихся):
– Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга.
– Житие интересно с точки зрения истории тем, что можно сравнить человека, жившего раньше, с современным.
– Я думаю, что современному человеку интересно житие тем, что люди хотят приблизиться к Богу, чтобы он помог преодолеть им все трудности.
УЧИТЕЛЬ: Сила жития в том, что оно учит мыслить, видеть прекрасное в самой жизни. Автор жития – гуманист, ибо главное в его творчестве – человек, его судьба, его жизнь, связанная с добром и злом, с нравственными, духовными началами. Он учит нас восприятию человеческих нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых духовных сокровищ.
5.Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание: написать сочинение - размышление «Актуально ли изучение «Жития Александра Невского» в наше время?