"Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития"
Л.С. Выготский.
Интеллектуальное и нравственное развитие личности – основная цель базового школьного образования. В условиях модернизации современного образования возникла необходимость использования инновационных компьютерных технологий (ИКТ), которые позволяют активизировать процесс обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, а также реализовать индивидуальный и дифференцированный подход. Поэтому использование ИКТ является актуальной проблемой современного коррекционного школьного образования. В связи с этим возникает необходимость применения ИКТ в любой школьной дисциплине, в том числе на уроках русского языка и литературы.
На уроках русского языка и литературы в школе I и II вида основное внимание уделяется развитию языковой способности и речевой деятельности, что является наиболее важным фактором в системе социальной адаптации ребенка. Учащиеся с нарушением слуха овладевают языком в процессе специального обучения, «Русский язык» в коррекционной школе имеет коррекционную направленность.
Стоит отметить следующие особенности психического развития школьника с нарушением слуха:
- Зрительное восприятие – основной способ расширения кругозора неслышащих школьников, который обеспечивает возможности общения с другими людьми и восприятие обращенной речи;
- Внимание школьника с нарушенным слухом зависит от качества наглядности дидактического материала;
- Словосочетания, предложения, тексты запоминаются лучше, если грамматические конструкции закреплены наглядно;
- Развитие словесно-логического мышления зависит от наглядно – образного, в связи с этим для успешного усвоения учебного материала необходимо использовать наглядность.
Вышеперечисленные особенности психического развития, а также для обогащения словаря глухих и слабослышащих учащихся, формирования различных форм словесной речи, развитие связной речи обучаемых в основной и средней ступенях на уроках русского языка и литературы целесообразно использовать ИКТ, которые создают необходимую мотивацию овладения речевым материалом.
Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы усиливает:
- Положительную мотивацию обучения;
- Активизирует мыслительную и речевую деятельность обучающихся.
Основное назначение компьютера как средства обучения – это проведение урока с помощью электронных программ, от которых зависит эффективность обучения.
ИКТ на уроках русского языка используются на всех типах уроков:
- уроках изучения нового материала,
- развития речи, при подготовке к экзаменам,
- уроках закрепления изученного.
Используя программу Microsoft Power Point, создаются презентации уроков, используются электронные тренировочные материалы, предлагаются всевозможные тестовые задания и т. д. С помощью ИКТ урок русского языка становится интереснее, оборудованный большей наглядностью; у учащихся повышается мотивация при выполнении заданий.
Применение ИКТ на уроках русского языка позволяет решать следующие задачи:
- Образовательные:
1. Актуализация знаний учащихся и уточнение их по данной теме;
2.Развитие навыка орфографической зоркости;
3. Совершенствование навыка письменной речи.
- Коррекционные:
1. Развивать разговорную речь;
2. Совершенствовать навык построения предложений, использование разнообразных синтаксических конструкций;
3. Обогащать словарный запас учащихся на материале урока.
- Воспитательные:
1.Развивать стимул к речевому общению;
2.Воспитывать у учащихся любовь к русскому языку.
Современный урок литературы предполагает сопоставление литературных произведений, что требует применение портретов и фотографий, иллюстраций, репродукций. Эту проблему нам помогают решить ИКТ, которые дают возможность подготовить компьютерную презентацию, включающую слайды с комментариями и иллюстрациями. Учащиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть видеоролики.
Применение ИКТ на уроках литературы позволяет решать следующие задачи:
- Общеобразовательные:
1. Изучить биографию автора;
2. Познакомить с фактическим содержанием текста;
3. Уточнить, конкретизировать и углубить понимание прочитанного;
4. Развивать навык характеризовать и оценивать действующие лица;
5. Совершенствовать умение определять идейную направленность произведения.
- Коррекционные:
1. Активизировать и обогащать словарный запас учащихся на материале урока;
2 Совершенствовать навык беглого чтения с соблюдением орфоэпических норм;
3. Развивать умение отражать содержание прочитанного с помощью наглядных материалов.
- Воспитательные:
1 Развивать стимул к речевому общению на эмоциональной основе;
2. Развивать интерес к уроку литературы.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- На эмоциональном уровне (анимация).
- Обеспечивает наглядность.
- Использовать большое количество дидактического материала.
- Повышает работоспособность на уроке.
- Позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении (индивидуальный подход к ученику, применяя задания разной сложности).
Благодаря презентациям, учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно работать.
Информационные технологии становятся хорошим помощником учителю, работающему в коррекционной школе, наряду с другими средствами обучения. Стоит также отметить, что подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера, зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю.