Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Интегрированный урок (или праздник)

Литература, музыка, сценическое искусство

Русские посиделки

Ушматьева Татьяна Александровна,
учитель русского языка и литературы
школы № 43 г. Санкт-Петербурга

Интегрированные уроки позволяют детям запомнить хорошо изучаемый материал, раскрыть свой творческий потенциал, приобрести опыт общения в коллективе… В своей практике работы учителем русского языка и литературы я люблю использовать такую форму урока. Представленный материал ориентирован на детей 5 класса.

Описание урока.

На лавке 8 девушек (1 девушка-березка) в русских костюмах, на головах кокошники. Интерьер класса напоминает крестьянскую избу: лавки, расшитые полотенца, самовар, прялки.

Ведущие: 1в. Здесь и красные девицы.

2 в. Добры молодцы кругом.

Оба. Все уселись за столом.

1в. Будет всем вам здесь приятно побывать у нас

2в. Песни русские попеть, в русский пляс с душой пуститься.

1в. Пирогов отведать вкусных.

2в. И чайку напиться всласть.

Оба. Все мы рады видеть вас.

1в. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.

2в. Будут вам и пироги. А сейчас посидим рядком да поговорим ладком.

Ведущие:

2в. Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе — и снова работа: кто прядет, кто вышивает, кто ткет.

1в. Но какая работа без песни? А там и до плясок недалеко. (Девушки прядут, имитируя, что прядут).

П Е С Н Я

Позолоченная прялица,

Мы прядем, а нитка тянется,

Мы прядем, а нитка тянется,

Нам работа наша нравится.

Быстро меняется мелодия, начинается хоровод под мелодию русской песни «А я по лугу…», «Посею лебеду на берегу». Круг разрывается, в него вбегает, танцуя под песню девушек, добрый молодец, а девушки поют.

Я за то люблю Ивана,

Что головушка кудрява,

А бородушка кучерява.

Кудри вьются до лица.

Люблю Ваню молодца.

2в. Не обходились вечера и без частушек.

Став полукругом, девушки и молодец начинают состязаться в исполнении частушек:

1. Ох, и звонки планочки

У твоей тальяночки

Ты играй, играй звончей,

Чтобы стало веселей.

2. Шила милому кисет,

А вышла руковица.

Пришел милый, похвалил: «Какая мастерица!»

3. Шила милому кисет,

Пока мамы дома нет:

Маменька за скобочку,

Кисетик я — в коробочку.

4. Ты гармонь, гармошечка,

Развей тоску малешечко, Развей ты горюшко-тоску

По дорожке, по песку.

5. Не пошла бы я плясать,

Да надо выходку казать.

Вот и пляска, вот и я

Вот и выходка моя.

6. На гулянку собиралась

Маменька ругалась.

Папенька сидел как пень

Ему ругаться было лень.

Под музыку девушки садятся на свои места, снова прядут, исполняя песню «Позолоченная прялица».

Ведущие: 2в. Устали девушки, присели, и снова замелькали руки в работе и вдруг…

1в. Остановились руки, замерли все. Что же произошло?

Оба. Вот что.

Входят два рассказчика. 1-ая сказка —волшебная 2-ая — бытовая или про животных

2в. Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.

1в. Кто же вам больше понравился из наших рассказчиков? Чем?

2в. А кто автор этих сказок? (Дети — народ!)

1в. Да, автора у них нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имен их создателей. Поэтому мы говорим, что творцы у них — народ.

1в. Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали (сказка о животных).

2в. А еще с давних времен народ создавал не только сказки, но и другие произведения. Какие? Учащиеся называют пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки.

1в. И прибауткам, и небылицам запрещалось только одно: быть не складехами и неряхами. И звучат они красиво, и запоминаются легко.

Звучат прибаутки и небылицы.

Ученик поет: Сидит ворона на сосне,

А сова на другой

и т.д.

П Р И Б А У Т К И

Другой: - Федул, что губы надул?

-Кафтан прожег.

-Можно зашить,

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра-то?

-Один ворот остался.

Третий: -Повстречались под вечер два приятеля. Один другого спрашивает:

-Что сегодня делал?

-Рукавицы искал.

-Нашел?

-Нашел.

-Где же они были?

-Да за поясом. А ты куда шагаешь?.

-За семь вест.

-Киселя хлебать?

-Нет, комара искать.

-Это которого же комара?

-Да того, который за нос меня укусить может.

-Да он же при тебе.

-Где это при мне?

-Да на носу у тебя.

Ведущие: 1в. Желанными гостями на посиделках были и скороговорки.

2в. Вот тут то и начинается настоящее состязание. Для скороговорок важно, чтобы ее произнесли не только, как можно скорее, но и чисто, и красиво. Ведь не даром народ дал скороговор-кам еще одно имя — чистоговорки. Итак, состязание начинается. Кто первый?

Ученик: Я худ, ты худ. Сядь худ на худ. С худа не свались. Худом поделись.

Другой: Говорит попугай попугаю: «Я тебя напугаю».

Третий: Носит Сеня в сени сено. Спать на сене будет Сеня.

Ведущие: 1в. Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло русской печки. Раздается стук в дверь. -Кто же это? Входите.

(Входит лесовик). Лесовик: -Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришел? Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом — Чудеса увидишь в нем. - Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет. Там, где в травах ветер сладкий, Где за полем бор стеной, Собираю я загадки В кузовок берестяной. Что в нем лежит, вы узнаете, Коль загадки отгадаете. Иду я ельником после дождя, смотрю: В лесу под елкой крошка — Только шапка, да ножка.

Достает из кузовка крохотный гриб.

-В моем лесу растет кустарник, а в нем: Мальчик-крошка в костяной одежке. У этого мальчика шапочка зеленая До ушей надвинута. -Что это за мальчик?

Дети отгадывают, и он достает и показывает лесные орехи.

В моем лесу Андрейки Все в тюбетейках. -Что это такое?

(Достает желуди). Вот какой мой лес Полон чудес!

- А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную? А кто окажется самым сообразительным? Сделаем так: посчитаемся, на ком закончится считалочка, тот и загадывает. Кто начнет считать?

С Ч И Т А Л К И

На мосту сидит кукушка,

Скуковала раза три.

Кто вышел? Это, верно, ты.

Под горою у реки Живут гномы-старики.

У них колокол висит.

Рассеребряный звонит.

Диги-диги-диги-дон

Выходи из круга вон.

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

Кто ее возьмет, тот вон пойдет.

После каждой считалки дети загадывают загадки. Вдруг девушка-березка обнаруживает, что у нее пропал кокошник, ищет и не может найти.

Девушка-березка: -Кто взял мой кокошник? Что же мне делать?

Один из учеников: -А я знаю волшебное слово, и мы сейчас найдем у кого он. Смотрите: на воре шапка горит.

Один мальчик хватается за голову, чем выдает себя. Кокошник возвращают хозяйке.

Девушка-березка: -А кто угадает, какое волшебное слово помогло мне отыскать кокошник? (Пословицы). А что это такое? (Отвечают ученики).

Отгадайте пословицу по одному слову: «…не воин» (Один в поле не воин).

Закончите пословицу: -На Москву идти…(головы не снести)

-Пусто … (словно Мамай прошел)

-За правое дело… (стой смело).

А теперь посоревнуемся. Разделимся на 2 команды, сначала одна команда называет пословицу, а другая объясняет ее прямой и пере- носный смысл и придумывает ситуацию, в которой уместно ее употребить. Затем, тоже делает другая команда. Если команда неправильно выбрала ситуацию, то выигрывает (получает «трофей») другая команда.

Идет соревнование команд.

Ведущие: 1в. Быстро летит время. Пора по домам расходиться. А на прощание расскажу одну сказочку. Согласны? Жил-был царь, у царя был двор… (Как вы думаете, интересную я вам сказку расскажу?) На дворе был кол, на колу мочало, не начать ли сказку сначала.

2в. Нет уж! Давайте я лучше расскажу другую. Слушайте! В одном болоте жила-была лягушка по имени, по отчеству Квакушка. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала — выдернула хвост, да завязила нос. Дергала, дергала — выдернула нос, да завязила хвост.

1в. Ну что это ты рассказываешь? Совсем как испорченная пластинка. Что же дальше?

2в. Что дальше? А дальше то же: дергала, дергала — выдернула хвост, да завязила нос.

1в. Ну уж хватит! Я расскажу настоящую сказку. Хотите? Слушайте! Жил-был один мудрец. Вздумал он из человеческих костей построить мост через океан-море. Собирал он кости не год, а целых сорок лет, и опустил их, чтобы стали мягкими, мокнуть в воду.

2в. Что же молчишь? Что же дальше?

1в. Так ведь кости еще не размокли.

Ребята, вот такими сказками нарочно поддевали слишком доверчивых людей. Дурачили так очень долго, как в сказке про белого бычка, пока любитель сказок не догадывался, что его разыгрывают. Это докучные сказки, от слова «докучать» — слушатели докучали сказочнику, а сказочник — слушателям.

Входят старшеклассники или родители, на тарелках — пироги.

-А вот пироги поспели, вкусные, да пышные. Угощайтесь, гости дорогие!

Ведущие: 1в. И как в старых добрых сказках, мы приглашаем вас на пир.

2в. Вам — сказка, а нам — бубликов связка.

1в. Вам — сказки, а нам — пироги да сласти.

Урок (праздник) окончен.

Дополнительный материал к празднику «Русские посиделки» (или интегрированному уроку)

Плясовые припевки:

1. Прялку продам,

Веретенышко продам,

Гармонь куплю — Плясать пойду.

2. Ходи хата, ходи хата,

Ходи, курица хохлата,

Ходи, сени и порог,

И сметана, и творог

. 3. Ой, топни, нога,

Не жалей сапога,

Тятька новые сошьет

Или эти подошьет.

4. Кабы, кабы, да кабы

На носу росли грибы,

Сами бы варилися

Да в рот катилися.

5. Чай пила,

Самоварничала,

Всю посуду перебила,

Накухарничала.

6. Посылала меня мать

Загонять гусака,

А я вышла за ворота

И — давай плясака!

Нескладухи, небылицы

1. Вы послушайте, девчата,

Нескладуху буду петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

2. На болоте, на снегу

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

Затейливые вопросы

1. Без чего человеку жить нельзя? (без имени).

2. Что мягче всего на свете? (рука).

. Чего нет быстрее? (очей).

4. Чем хлеб в огонь сажают? (жестом).

5. Какая птица из 40 букв? (сорока).

6. Какой в реке камень? (мокрый).

7. Кто сидит спиной к царю? (кучер).

Загадки

1. Стоят два кола, на кольях бочка, на бочке кочка, а на кочке дремучий лес. (человек).

2. Пять чуланов, одна дверь. (перчатка).

3. Маленький Данилка в петельке удавился. (пуговица).

4. Белое ест, черное теряет. (лучина).

5. Стоит попадья, тремя поясами подпоясана. (бочка).

6. В лесу выросла, из лесу вынесли, ножом порезали; в руках плачет, а кто слушает — скачет. (дудка).

7. Ходит без ног, рукава без рук, уста без речи. (тень).

8. Кто родится с усами? (котенок).

9. Меж двух светил я в середине один. (нос).

10. Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (рыба).

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»