Интеграция предметов - это гармоничное объединение в одно целое разных наук, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний из разных областей. Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики, которое предполагает обновление содержания предмета, приводит его в соответствии с требованиями времени и задачами развития ребенка. Само понятие "интегрированный урок" давно известно в педагогической практике. Но сегодня это понятие приобретает новое значение.
В последнее время мы много говорим об информатизации учебного процесса:
- увеличился объем новой информации из разных областей науки (истории, географии, литературы, философии, социологии, экономики, биологии);
- поставлены новые коммуникатвные задачи перед каждым учеником, не зависимо от того, хочет он этого или нет, потому что в условиях всеобщей глобализации ему придется общаться с людьми в мировом экономическом пространстве;
- отсюда на первое место выходит умение толерантного поведения с людьми разных национальностей, глубокое знание этнических национальных культур, понимание чужого языка, владение методикой общения на этом языке.
Поэтому интегрированные уроки английского языка с любым из предметов, которые преподаются в школе, ведут к комплексному решению этих задач. Преэже всего меня заинтересовали те науки, которые дали бы исчерпывающие ответы по изучаемым темам школьной программы по английскому языку в 8-м и 9а классах, где учащиеся обладают высоким уровнем мотивации и хотят знать и развиваться еще больше. Более глубокое проникновение в суть изучаемой темы способствует развитию широты мышления, глубины, способности обобщать и сравнивать, иногда приводит к полемике.
Преимущества интеграции на уроке. 1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а часто предметы школьной программы направлены на изучение отдельных явлений этого единства и не дают представления о целом, дробят его на разрозненные фрагменты.Преподавание двух предметов по одной теме дает возможность взглянуть на явление с других сторон, по-новому, облегчает понимание этого явления. 2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные уроки, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обощать, делать выводы. 3. Для них интересна форма проведения интегрированных уроков, так как она всегда не стандартна, увлекательна. 4. Использование различных видов работы, постановка новых оригинальных задач, более общих. чем на обычном уроке и возможность их решить, поддерживает внимание учеников на высоком уровне, обусловливает их хорошую активность и заинтересованность. 5. Быстрая смена раздражителей, переключение внимания с одной проблемы на другую снимают утомляемость и перенапряжение учащихся, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимвния, мышления, речи и памяти школьников. 6. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. 7. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах и областях знаний.
ЧТО ДАЮТ ИНТЕГРИРОВННЫЕ УРОКИ УЧИТЕЛЯМ.
1. Интеграция дает возможность для самореализации,самовыражения и творчества учителя.
2. При подготовке совместного урока оба учителя делятся опытом, помогают друг другу.
3. Такие уроки возможны только при полном понимании двух учителей, их взаимном доверии.
4. Интегрированные уроки развиваюь у учителей умения коммуникативного отношения друг к другу.
5. Развивают гибкость мышления, оригинальность при поиске решения возникших проблем из другой области образования.
6. Уроки заставляют быть предельно четкими, компактными, владеть взаимной логической обусловленностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока. Это особенно важно, если урок длится два часа
. 7. Уроки, проведенные мною в содружестве с учителем биологии, а также с учителем музыки в рамках Декады английского языка в школе возможны были именно благодаря этим условиям.