Баричева Т.И., учитель математики
Павлухина Т.М., учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ № 506 Кировского района Санкт-Петербурга
В рамках работы, проводимой авторами, создано несколько методических разработок в рамках рабочих программ по предмету, реализуемых в школе. Для проведения таких интегрированных уроков рекомендуется использование мультимедийного проектора для демонстрации фотографий, фрагментов архитектурных памятников, портретов и пр. и карты-схемы города, так как ученик должен «связать» в памяти адрес, визуальное восприятие объекта и его метрические составляющие.
Ниже приведены некоторые выдержки из интегрированных методических разработок, которые уже были проведены учителями в рамках реализации данной технологии.
1. Урок «Пышное барокко» (интегрированный урок из цикла «Математический Петербург») для 6 кл. Цель данного урока – знакомство с одним из направлений в архитектуре, возникшим в эпоху Возрождения, на примере архитектурных памятников Санкт-Петербурга, с последующей интеграцией полученных в ходе урока знаний с математикой путем решения задач по выбранным объектам урока. В ходе урока учащиеся не только проанализировали и сравнили архитектурные памятники, выполненные в стиле «пышного барокко» (Эрмитаж, Смольный Собор, Николо-Богоявленский Морской Собор), но и закрепили умения анализировать условие задачи и относить её к соответствующему типу, навык выделения главного в условии задачи, повторили понятия «простая дробь», «проценты.
2. «Прогулки по петровскому Петербургу» (интегрированный урок из цикла «Математический Петербург») для 7 класса.
В ходе урока решаются задачи по ранней истории Петербурга. Например,
«Длина Заячьего острова в 2 1/2 раза больше его ширины. Если бы остров был короче на 250 м. и на 140 м. шире, чем на самом деле, то длина и ширина острова сравнялись бы. Каковы размеры Заячьего острова?»[3]
При кажущейся простоте такого подхода, тематически подобранные задачи, дают ученикам возможность непосредственно почувствовать вкус той или иной эпохи. Например, для ранней истории Санкт-Петербурга присущ субъективно больший размер пространств, чем сейчас. Переправа через Неву была целым событием, которая могла занять целый день (в отсутствие мостов и сколько-нибудь мощных плавсредств). Размер Заячьего острова всего 360 на 750 метров – но тогда это казалось вполне достаточным для небольшого города! Строительство здания Двенадцати коллегий, сегодня кажущееся скромным, заняло несколько десятилетий, так как фасад протяженностью 400 метров был редкостью даже для Европы.
Предполагается, что в последующих уроках цикла через решение математических задач ученики почувствуют, как сужается масштаб пространственно-временного восприятия по мере прогресса (появление мостов, новых видов транспорта, расширения площади города и т.д.).
3.Тематический урок «Нарвские триумфальные ворота», который может быть проведен и как урок по истории, культуре и краеведению, и как классный час.
В ходе занятия изучается история уникального памятника, являющегося символом Кировского района, решают математические задачи. Важной воспитательной целью занятия является привитие гордости учеников не только за свой город, но и за «малую родину» - Кировский район, с его увлекательной историей, культурным наследием и до сих пор сохраняющимися памятниками, иллюстрирующими 300-летнюю историю послепетровской России. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной (рассказ об истории Нарвских триумфальных ворот), математической мини-викторины, подведения итогов (награждение победителей, конспективное повторения основных фактов, дат, фамилий).
Одним из результатов реализации данной технологии является формирование общекультурной компетенции учащихся, то есть способности ученика ориентироваться в пространстве городской среды, многообразии культурного наследия Санкт-Петербурга и его ценностной составляющей; формирование уважительного отношения к городским объектам созданными представителями других культур и национальностей, понимание значения материальной и духовной культуры как формы человеческого существования. Также результатом предлагаемого подхода является преодоление в учениках «барьера неприятия» сразу к двум дисциплинам – истории и математике. По мнению авторов, преодолеть такой «барьер» помогают учебно-познавательные компетенции, а именно: постановка и решение познавательных задач; понимание учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве, умение оценивать результат и осуществлять рефлексию своей деятельности;
Вместе с тем такие интегрированные уроки способствуют формированию таких компетенций учащихся, как
· компетенции социального взаимодействия (учитель – ученик, ученик-ученик);
· компетенции в общении: (развитие навыков владения устной, письменной речью, восприятие текстовой информации как с электронного носителя, так и в тексте учебного пособия);
· компетенции деятельности: проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
· компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование, создание проектных работ с применением информационных компьютерных технологий).
Таким образом, в рамках предложенных авторами интегрированных уроков гуманитарного и естественнонаучного циклов, как средства, можно говорить не об одной изолированном уроке, а о целой серии методических разработок. При разнообразии целей и форм занятий (плановые уроки, внеклассные часы, самостоятельная проектная работа учащихся) все они направлены на формирование общекультурной компетенции учащихся, усиливаемой синергетическим эффектом взаимодействия двух важнейших дисциплин: математики и истории.
Список использованной литературы интернет-ресурсов:
1. Перли С.С., Перли Б.С. Блистательный Петербург на уроках математики. Необычный задачник для 6 класса. СПб., Издательский дом «Книжный мир, 2003.
3. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm.
4. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm.
[1]Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации.// Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm.
[2] Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.
http://www.eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm.
[3] Перли С.С., Перли Б.С. Блистательный Петербург на уроках математики. Необычный задачник для 6-го класса. СПб.: Издательский дом «Книжный мир» 2003,стр. 137