Формирование финансовой грамотности у обучающихся
в учебно-воспитательной деятельности школы
Сарангова Ольга Анатольевна
В рамках Всероссийской акции в школе традиционно проходят дни финансовой грамотности.Целью проведенных мероприятий финансового всеобуча, стали формирование у школьников финансовой грамотности и культуры, а также навыков эффективного управления личными финансами.
8 сентября 1802 года император Александр I своим высочайшим манифестом образовал в России Министерство финансов. Сегодня этот день отмечается как профессиональный праздник работников финансовых органов. Праздник учрежден Указом Президента РФ от 19 августа 2011 года N 1101 «О Дне финансиста». На протяжении своей истории Министерство финансов играло, играет и будет играть одну из самых ключевых ролей в проведении финансовой политики страны. Еще в первой половине позапрошлого века граф Е.Ф. Канкрин, один из самых видных и наиболее выдающихся российских министров финансов, предельно четко сформулировал: «Защита финансов — это защита жизненной силы существования государства». А за «защиту финансов» в полной мере ответственны финансовые работники.
В рамках проведения Всероссийской акции "День финансовой грамотности" прошли тематические уроки с привлечением специалистов банковской сферы: представителей «Росбанка», «Сбербанка», что придало актуальность и значимость событию и определило актуальность в приобретении навыков финансового расчета и финансовой культуры.
В ходе совместного занятия учителей и банковских работников, обучающиеся узнали о том, когда на самом деле заканчивается сделка по кредиту, что такое ипотечное кредитование и какие виды имущества относятся к недвижимому, а также познакомились со схемами расчётов по кредиту для частных лиц и бизнеса. Рассказали здесь и о причинах того, почему людям с одинаковым доходом могут гарантированно дать кредит или отказать в нем. Встреча была познавательной, интересной для всех детей.
Хорошим опытом становятся встречи со специалистами Пенсионного фонда.
Так, учащиеся 9-11 классов в ходе встречи получили представление о том, как формируется современная пенсия, какие варианты пенсионного обеспечения существуют на сегодняшний день. Ребята также узнали, как рассчитать будущую пенсию родителей, используя современные технологии – «Пенсионный калькулятор».
В рубрике «открытый микрофон», поднимался вопрос о Программе государственного софинансирования пенсионных накоплений.
Специалисты провели беседы, сопровождающиеся яркими поучительными видеороликами, повествующими о системе обязательного пенсионного страхования, формирующей пенсионные права и пенсионный капитал, основу которых составляет трудовой стаж и суммы страховых взносов. По итогам встречи работники Пенсионного фонда вручили учащимся призы.
Накануне дня финансиста ученики 9-11 классов ответили на вопросы викторины по мировой экономике и финансам, по истории банковского дела и эволюции деньги, а также написали эссе «Что такое деньги? Добро или зло?».
Для 7-9 классов педагоги школ организовали и провели: интерактивные уроки «Введение в финансовую грамотность». На уроках учителя истории с помощью интернет ресурсов рассказали историю образования банковской системы в мире и в России, осветили круг деятельности, условия кредитования, хранения сбережений.
Были организованы классные часы в 6-8 классах на которых классные руководители объяснили о рациональности семейного бюджета и основах его формирования.
В 6 классе была проведена ролевая игра «Покупочка», в 10 классе - бизнес-игра «Финансовая азбука», «Как человеку жить по средствам своим», где ребята под руководством учителей истории, обществознания составляли бизнес-планы, считали семейный бюджет, анализировали финансовую ситуацию на мировом рынке.
А практическую направленность определили встречи с предпринимателями, которые рассказали как можно открыть частное предприятие, как удержаться на современном рынке и получать прибыль, расширить ассортимент товаров.
Для учащихся начальных классов были предложены беседы «Золотой сундучок», «Поле чудес», «Увлекательный мир финансов», «Деньги (бывальщина)».
Нарушение законодательства в финансовой сфере несет административную и уголовную ответственность, об этом напомнили в ходе мероприятий.
Приняв участие в Дне финансовой грамотности, учащиеся школы получили первичные сведения о финансовой системе, узнали, как формируется семейный бюджет, как распорядиться личными доходами. Эти знания способствуют, в конечном счете, финансовой культуре и безопасности, будущему благосостоянию нового поколения.
Школьники пришли к выводу, что недостаточность финансовой грамотности может стать причиной принятия неправильных решений и случайного вовлечения в мошеннические схемы, а также, что быть финансово грамотными в современном мире- является важным показателем интеллектуальной грамотности.
Исп. Сарангова О.А.