Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие познавательного интереса и творческих
способностей обучающихся на уроках литературы
посредством интерактивных образовательных технологий

Попова Анастасия Алексеевна,
учитель  русского языка и литературы ГБОУ школы № 580
Приморского района Санкт-Петербурга

 
Учитель живет до тех пор, пока он учится,
как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д. Ушинский
     Русский педагог К. Д.Ушинский в этих словах емко выразил характеристику профессиональных качеств современного учителя в школе. Мир меняется стремительными темпами  и  педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам умение учиться и развиваться. Современный учитель учится вместе с детьми. Он находится в поиске новых методов, образовательных технологий, изучает опыт коллег, чтобы создать оптимальные условия для образования и  развития детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает: формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; постижение вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ; поэтапное, последовательное формирование умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного произведения, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
  Я считаю, что детям интересен тот учитель, который увлечен своим предметом, умеет заинтересовать им, сам находится в творческом поиске и привлекает к нему учеников, учит совместно преодолевать трудности и побеждать, создавать уроки, на которые хочется идти с удовольствием.
Лучший пример детям– это личный пример, поэтому учитель никогда не должен переставать учиться. Только учась сам, он может учить других.
Литература-это предмет гуманитарного цикла, поэтому практически все теоретики литературы определяют ее как искусство, сравнивая с живописью, музыкой, театром. Отличаются виды искусства только материалом: в музыке – звуки, в живописи – краски, в архитектуре – строительные материалы. В таком ключе литература особенна тем, что ее материал – только слово и язык.
Литературное образование в школе предполагает, прежде всего, формирование читательской культуры обучающихся, когда чтение становится частью самой жизни. Если чтение не станет обыденным делом, потребностью, привычкой, то невозможно сохранить национальную культуру, не будет полноценного развития. Бернард Шоу сказал, что «единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность».  Поэтому  моя  задача на уроках литературы– создать  такие условия, при которых обучающиеся  будут активно, творчески работать  на уроке : размышлять, создавать, анализировать; формировать умения и навыки у ученика – деятеля, способного не только  получать  и применять   знания, но и  самостоятельно  решать жизненные проблемы.
В процессе преподавания я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить к образцам отечественной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, но и  воспитать потребность в чтении, пробудить интерес к литературе, научить понимать художественное слово, развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатством родной речи. 
 
Актуальность моей работы над методической темой «Развитие познавательного интереса и творческих способностей обучающихся на уроках литературы посредством интерактивных образовательных технологий» заключается в создании условий для формирования личности, способной решать нравственные проблемы, способной саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться. Современность данной деятельности по теме определяется:
  • новыми подходами к литературному образованию, когда на первый план выходят не только теоретические знания по предмету, а способность применять полученные знания на практике;
  • необходимостью теоретического обоснования и подтверждения эффективности использования интерактивных технологий для развития творческих способностей;
  • потребностью общества в формировании у обучающегося различных компетенций;
Целью моей работы  является поиск и реализация разнообразных форм, методов, средств, технологий, способствующих развитию литературно-творческих способностей обучающихся; развитие  личности ребенка путем активизации не только эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы, но и в сферы воображения, интуиции, образного мышления. Для реализации данной цели я решаю следующие задачи:
1.Направляю образовательный процесс на развитие личностного потенциала учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности).
2. Pазвиваю интеллектуальный и творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и проектно-исследовательской деятельности в рамках современных педагогических технологий.
В результате творческих поисков и практической работы у меня сложилась система уроков по различным разделам литературы, в основе которой лежат методы развития творческой самостоятельности, как средства активизации познавательной деятельности учащихся. Ведущей педагогической идеей является включение всех обучающихся в активную учебную работу на основе сотрудничества и продуктивного взаимодействия.
В своей работе придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей. Моя задача – помочь обучающемуся актуализировать и развить способность к творчеству на уроках и во внеурочной деятельности. Для этого использую технологию двенадцати стратегий развития творческого потенциала, разработанных Р. Стернбергом и Т.Любартом. На их основе я сформулировала для себя следующие правила:
-служить примером для подражания (выбор литературного героя как примера для подражания)
-разрешать делать ошибки
-давать возможность демонстрировать творческий потенциал
-поощрять умение находить  новое
-формулировать и первыми предлагать проблему
Работая над комедией А.С. Грибоедова «Горе от ума» в 9 классе, обучающиеся анализируют образ Софьи, и сами формулируют проблемную ситуацию: Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца Молчалина, но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?В результате работы учащиеся приходят к разным точкам зрения, но они не боятся высказываться и искать материал в тексте, так на уроках литературы обучающимся разрешается делать ошибки и поощряется умение находить новое в произведении.  К главному выводу ученики приходят с учителем: Софья, безусловно, натура страстная, глубокая и самоотверженная, но все ее лучшие качества получили страшное, уродливое развитие. Подобная работа у обучающихся активизирует мышление, способствует формированию прочных, осознанных знаний, пробуждает у них потребность к творческой деятельности. В конце урока детям было предложено продемонстрировать свой творческий потенциал и изобразить одного из героя с помощью дидактического приема «Живой рисунок». Ученики, по заданию учителя, воспроизводят эпизод произведения: принимают соответствующие позы, придают лицу необходимое выражение, представляют в воображении одежду героев и потом рассказывают о ней. Для анализа на дом я предложила обучающимся выбрать пример для подражания из комедии и аргументировать свой выбор. А может быть и не найдется герой для подражания?
На уроках литературы дети учатся быть квалифицированными читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст, сами становятся маленькими поэтами и писателями; способными выражать в слове свои впечатления, переживания. 
Уроки литературы– это прежде всего работа с литературным текстом, поэтому строю работу таким образом, чтобы обучающийся чувствовал себя причастным к тем событиям и переживаниям, о которых идет речь в тексте: ученик всегда еще один герой рассматриваемого произведения, находящегося в ситуации сравнения себя, своих друзей, своих привязанностей и вкусов, своих психологических особенностей и переживаний, которые он обнаруживает в тексте. Умение анализировать литературное произведение - умение творческое. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа.
Для реализации поставленной цели на уроках литературы я использую интерактивные образовательные технологии:
-Технология проблемного обучения    предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Я использую следующие приёмы для создания проблемной ситуации: «выбери позицию», «яркое пятно», ситуация с «затруднением», «уроки-расследования» и др.
При изучении в 10 классе пьесы «Гроза» А.Н. Островского я провела «Урок-расследование причин гибели Катерины». Обучающиеся были разделены на малые группы, у каждой группы свои задачи. Следственная группа: проанализировать проявления характера Катерины и раскрыть причины самоубийства, кроющиеся в личности погибшей. Свидетели: дают правдивые и точные показания, опираясь на авторский  текст. Литературные эксперты: не допускать отступления от материала пьесы. Дают оценку героям на основании критических статей Н.Добролюбова, Д.Писарева и А.Григорьева. Следственные эксперты: дают анализ процессуальной части, следят за полнотой расследования и следственной доказательностью. Журналисты: обобщают материалы следствия и подготавливают их к печати. Группа современной молодежи: рассматривают гибель Катерины с точки зрения современной молодёжи, определяют путь избежание самоубийства. Ответственный секретарь: оформляет деловые бумаги следствия. Обучающиеся начинают расследование, в котором обращаются к тексту пьесы, доказывают свою позицию, слушают позиции других групп. В результате деловой игры обучающиеся приходят к разным мнениям: 1. «Жестокие нравы города Калинова, давление «тёмного царства», законы Домостроя, бесправное положение женщины в обществе во второй половине 19 века». 2. Тиранство, самодурство, «капризный деспотизм» свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны. 3. Бесхарактерность, покорность, пьяный разгул мужа Тихона. 4. Трусость Бориса перед чистой любовью Катерины и отказ от неё в трудную минуту. 5. Личность Катерины, независимая и гордая, страстная и свободолюбивая, решительная и сильная. Подводя итоги расследования обучающимся было предложено ответить на вопрос: Актуальна ли проблема в современном мире? И после обсуждения обучающиеся приняли совместно одно из мнений, которое прозвучало на уроке: «Жестокие нравы города Калинова, давление «тёмного царства», законы Домостроя, бесправное положение женщины в обществе во второй половине 19 века». В качестве домашнего задания было предложено придумать свой эпилог к пьесе.
Таким образом, технология проблемного обучения позволяет оживить и активизировать учебный процесс, способствует формированию нравственного воспитания учащихся, учит проникать в суть изучаемого произведения и определять значение средств художественной выразительности.
- Информационные технологии. Современный урок литературы сегодня невозможно представить без использования информационных технологий, которые позволяют активизировать процесс обучения. Применение их в преподавании литературы способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам словесности, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.
С помощью этой технологии я организовываю на своих уроках литературы: сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Учащиеся за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи (использование фонохрестоматии на уроках), музыкальные отрывки и даже побывать на виртуальной экскурсии в музее (например, при изучении в 6 классе творчества А.С.Пушкина, можно «побывать» в Царскосельском лицеи). Информационные технологии значительно расширяют возможность предъявления учебной информации и вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
В 11 классе я обращаюсь к экранизации, изучая пьесу Горького «На дне». Здесь мне помогают фрагменты из фильма - спектакля «На дне» (в постановке Московского Художественного Академического театра им. Горького) и фильма «Без солнца», в которых разными режиссерами (К.С.Станиславский, В.Л Немирович-Данченко и Юлий Карасик) по- разному трактуется сама пьеса и образы Луки , Сатина и других героев. Эти фрагменты дают материал для дискуссии на уроке. Первый фрагмент «Лука и Анна». В роли Луки-Грибов и Глузский. Предлагается сравнить игру актеров. Кому вы больше верите? В ком больше сострадания? Сцена «Лука и Пепел». В роли Пепла - С. Яров и Гостюхин. Какому исполнителю роли Луки поверит Пепел? Почему? Третий фрагмент- «Лука и актер». В ком больше веры в человека, в его силы и возможности- в Луке - Грибове или Луке- Глузском? Каким вы увидели Актера в пьесе (Орлов) и фильме
(Приз)? После просмотра фрагмента «Притча о праведной земле» предлагается решить вопрос о том, кто из актеров (Грибов или Глузский) убедительнее в этой сцене?
Обучающиеся убеждаются в том, что одну и уже роль можно сыграть по-разному, в зависимости от понимания произведения.
Таким образом, фильм позволяет познакомить с эпохой, поговорить о вечных ценностях, привлечь внимание к Горькому-писателю, обсудить игру актеров и тем самым проникнуть во внутренний мир героев.
-Технология развития критического мышления через чтение и письмо — это синтез проблемного и личностно-ориентированного обучения. Данная технология способствует развитию памяти, мышления учащихся, формирует у них познавательную активность и самостоятельность. Я часто на своих уроках использую приемы технологии: «Кластер»,
«Толстые и тонкие вопросы», «Корзина идей, понятий», «Синквейн», сюжетная таблица,
 «Перепутанные логические цепочки», « Перекрёстная дискуссия» и другие.
При изучении в 6 классе стихотворений о родной природе, обучающимся было предложено   создать кластер о пейзажной лирике (по группам). Результат работы был оформлен на доске. Приложение 1
Прием «Сюжетная таблица», который я часто использую на своих уроках: в процессе чтения ребёнок делает пометки, создавая «скелет» текста. При изучении  в 5 классе сказа  П.П. Бажова «Каменный цветок». Обучающиеся заполняют таблицу «Герои сказа»: приложение 2. Это помогает детям воссоздавать сюжет, они овладевают сюжетным мышлением. При чтении текста проводится сравнительный анализ различных явлений и понятий. Такие таблицы становятся основанием для будущей дискуссии на уроке.
- Игровая технология. Игра не только расширяет кругозор, развивают познавательную деятельность, но и формирует определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. Я часто в своей педагогической деятельности использую игровую технологию, как на уроках, так и при организации внеклассной работы по предметам. В конце каждой четверти я провожу уроки в игровой форме: урок-соревнование; урок-конкурс; путешествие; КВН; театр; викторина; ролевая игра; аукцион знаний; концерт; «Своя игра»; «Умницы и умники» и другие.
При изучении в 5 классе сказок Х.-К.Андерсена, я проводила урок-игру «Умники и умницы», она состоит из трех раундов, в каждом раунде участвуют три человека. Из девяти участников, трое выходят в финал, в котором определяется победитель. Остальные обучающиеся становятся «теоретиками» и тоже активно участвуют в игре. При подготовке к игре дети получили опережающее домашнее задание: изучали историю создания произведения, биографию писателя, характеристику героев, детали в тексте, иллюстрации к сказке. Также в игре присутствует жюри, которое состоит из обучающихся. В ходе игры дети расширяют свой кругозор, закрепляют полученные знания.
Большой интерес вызывают у школьников уроки – концерты, которые проводятся при изучении творчества поэтов. На уроках представлены и биография, и творчество поэта, и его стихи; обязательно музыкальное сопровождение. В такой форме я проводила уроки по творчеству поэтов Серебряного века: А.А.Ахматовой, С.А.Есенина, А.А.Блока. Эти уроки позволили за ограниченное время дать максимум эмоциональных впечатлений и обобщить огромный учебный материал.
При изучении творчества С.А. Есенина в 11 классе обучающиеся организовали концерт.
Для проведения концерта дети активно готовились: подготовили выставку отпечатанных семейных фотографий и выставку книг, сделали презентацию, оформили пространство кабинета, изучали дополнительную литературу на выбранную ими заранее тему. Каждый выбрал наиболее близкую тему для себя и провел небольшое исследование.
Урок начался с презентации, звучала песня: «У Есенина День рождения» Е.Мартынова.  
Обучающие, выбравшие тему любви к Родине, сидят за столом с синей скатертью, на которой представлено панно «синяя птица»: синий цвет - символ счастья (синяя птица счастья).
Обучающиеся, выбравшие тему любви к женщине, сидят за столом с красной скатертью, на котором в вазе стоит красная роза: красный цвет символизирует горение, страсть.
Обучающие, выбравшие тему любви к матери, сидят за столом с розовой скатертью, на котором миниатюрные семейные фото в рамках Есенина с матерью: розовый цвет символизирует силу.
Обучающиеся, выбравшие тему любви к природе, сидят за столом с белой скатертью, на котором самоделки из бумаги: корова, лисица, уточка... (упомянутые животные, птицы в стихах Есенина).
 Под музыку JI.Бетховен «Лунная соната», подходя к подсвечнику и зажигая свечу, я обратилась к ребятам: Где-то я прочитала, что горящая свеча - символ размышления. Пусть же она станет символом размышления и на нашем уроке. Учитель задает детям опережающие вопросы: С какими мыслями и чувствами вы пришли сегодня на урок? Что нового для себя вы откроете в Есенине? На эти вопросы я хочу получить ответы в конце урока.
 
  Один из обучающихся от первого лица рассказывает биографию. Участники концерта внимательно слушают информацию, задают вопросы. Затем в разговор вступают обучающие, выбравшие тему любви к Родине. Подготовленная ученица читает стихотворение: «Спит ковыль…». Идет активное обсуждение и анализ стихотворения.
Следующий ученик читает стихотворение С.Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» Дети анализируют стихотворения и делятся впечатлениями. Затем просмотр отрывка из фильма «Первая встреча Сергея Есенина с А.Блоком», где обучающиеся обсуждают чтение стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная». Идет активное обсуждения темы любви к родине и анализ стихотворения. В таком же порядке выступают другие группы. Приложение 3.
Таким образом, использование игровой технологии на уроках литературы отражает всё многообразие деятельности: интеллектуальную, эстетическую, нравственно-психологическую, коммуникативную и другие.
Для оценки достижения заявленной цели на уроке, по итогам темы, в конце аттестационного периода мной используются:
  • эссе в виде проблемного вопроса
  • итоговые творческие работы
  • тестирование
  • игровая технология «Своя игра»
  • рисунки
  • ответы учителю

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»