Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект открытого урока в 4 классе

Обучающее сочинение-описание
по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»

Миничева Марина Юрьевна,
учитель 
Предмет: русский язык
Название урока: «Мимо острова Буяна…»
Тип урока: урок развития речи
Место урока по программе:
Общеобразовательная программа «Школа России»
Учебник:  «Русский язык»  В.П. Канакина В.Г. Горецкий (в 2 частях)
Место проведения:
МБОУ «Бокситогорская средняя общеобразовательная школа №2»
Дата: 07 апреля 2016 год.
Цели
Учить рассматривать картину;
понимать замысел художника; развивать умение вести беседу по картине;
отбирать языковой материал к сочинению в соответствии с темой и основной мыслью сочинения;
составлять текст-описание с элементами рассуждения;
воспитывать интерес к творчеству художника, к истории родной страны (Древней Руси).
Формируемые УУД:
Познавательные: -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные:- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
Регулятивные: - составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
-способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию;
Личностные: - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей.
План урока:
1. Орг. Момент. (1 мин.)
2.  Создание учебной доминанты (2 мин)
3.  Подготовка к восприятию картины (3 мин.)
4. Определение темы урока. (3 мин)
5. Работа над содержанием картины
6.  Итог (2 мин)
1. Орг момент
/учитель сообщает/
-Сегодня у нас необычный урок русского языка
-У нас много гостей.
-Повернитесь и поприветствуйте их.
-Садитесь.
-Начнём урок.
  1. Учебная доминанта
/Дети просматривают  видеофрагмент из фильма- сказки «САДКО»/
/ беседа учителя с учащимися/
-Вы узнали героя? (Садко)
-Кто такой Садко? (былинный герой)
-Куда отправляли новгородские купцы Садко? (Купцы отправляли Садко к варягам)    
-Зачем? (торговать)
-А по какому пути отправился Садко к варягам?  (из варяг в греки)
3.  Подготовка к восприятию картины
-В каком веке примерно это  было? (12 век)
-Кто может рассказать об этом  торговом пути?
В повести временных лет, составленной Преподобным Нестором в 12 веке указан водный путь из варяг в греки, соединявший древних славян с остальным миром. Это был важнейший торговый путь. От верховий Днепра лодки перетаскивали по суше волоком до Лавати, впадавшей в озеро Ильмень. Из этого же озера вытекает Волхов и впадет в озеро великое Нево - Ладожское озеро. И устье того озера впадает в море Варяжское. От Балтийского моря, которое славяне называли Варяжским они доплывали до Царьграда - Константинополя и Русского моря. Сейчас оно носит название Черного. А от туда до Азии и даже до Африки 
У Вас на партах лежат рабочие листы. 
Найдите Древнерусскую карту, на которой изображен этот важнейший торговый путь.  Подпишите, к какому веку она относится. 
Напомните, как называется теперь Варяжское море, Русское море? 
На современной конкурной карте России отметьте этот важнейший торговый путь.
/дети отмечают на своих рабочих листах/
Как выдумаете, на какой из этих картин отражено время, когда путешествовал Садко?
Отметьте Х или V
см. приложение 1

 - На первой картинке фотография, на второй современный лайнер, а вот третья подходит. Там изображены ладьи, которые существовали в то время. 
Известный русский художник Николай Константинович Рерих в 1899 году, отправился в путешествие в г. Новгород по пути из варяг в греки. 
Какой это был век? /19 век/ 
Во время путешествия он представлял, как много-много лет назад по этим же местам плыли варяжские ладьи, как былинный герой Садко отправился по этому пути к иноземцам торговать . Это путешествие очень впечатлило художника и по возвращении домой он написал картину. 
Отметьте под современной контурной картой век, в котором Рерих отправился в путешествие. 
Любая картина имеет своё название. 
Попробуйте самостоятельно на рабочих листах в парах выбрать, как назвал Николай Константинович свою картину. /дети в парах выбирают название картины/
«Заморские гости»
«Путешествие за дальние моря»
«Волшебный корабль»
Любое название подходит, но вот художник назвал свою картину «Заморские гости»
Итак, перед нами   репродукция   картины   Н.К.Рериха «Заморские гости».
- Она была написана во Франции в 1901г. и входит в серию картин Рериха «Начало  Руси.  Славяне»  Сейчас  вы  можете увидеть её  в  Москве  в Государственной Третьяковской галерее.
4. Определение темы урока.
Так как мы на уроке русского языка, попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Подготовка к написанию  сочинения по картине Н.К. Рериха  «Заморские гости»
Можно ли соединить искусство слова с искусством живописи?
Сегодня на уроке мы попытаемся соединить искусство живописи с искусством слова.
Найдите на обратной стороне рабочего листа отрывки литературных произведений и подумайте, какой отрывок подойдет к этой картине  виде эпиграфа.
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чорнобурьми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана..."

 
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

 
 
Но мы возьмем из этого отрывка для эпиграфа только несколько строк.
Подчеркните эти строчки.
  1. Работа над содержанием картины
Какие типы текстов вы знаете?
/Повествование, описание, рассуждение/
К какому типу текста мы отнесем наш?
/спрашиваю нескольких/
Давайте вспомним из каких частей будет состоять текст.
Вступление
Основная часть
Заключение
О ком  мы будем писать  во вступлении? /об авторе/ 
Какого типа будет текст? /повествование/ 
Как можно назвать эту часть?  /«Н.К. Рерих –великий русский художник»/
А  что вы знаете об этом художнике? /ничего/ 
Сейчас мы отправимся во всемирную картинную галерею с тетушкой Совой и она нам расскажет об этом художнике. 
Слушайте внимательно и запоминайте информацию.
Она вам понадобится для выполнения задания и написания сочинения. 
А сейчас мы с вами поработаем  учителями.  
Вам необходимо отредактировать текст об авторе, а для этого найти в нем и исправить фактические ошибки. 
Возьмите свои рабочие листы и карандаш объединитесь в группы и выполните это задание в группах.  /дети объединяются в группы и выполняют задание
Николай Константинович Рерих известный французский художник. Он родился в Париже в 874 году. После школы он обучался в академии художеств и закончил её на отлично. Картины художника переносят нас в мир  сказок, легенд и реальных исторических событий. Рерих изучал культуру и историю разных народов. Художник мало  путешествовал и нигде не бывал. Он жил в США и в Индии.  Картины Рериха напоминают нам письма. В них каждый цвет и каждый предмет имеют своё значение. Рерих был только художником.  
Нашли ошибки, проверим. Прочитайте текст, который у вас получился. 
Николай Константинович Рерих известный русский художник. Он родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. После школы он обучался в академии художеств и закончил её на отлично. Картины художника переносят нас в мир  сказок, легенд и реальных исторических событий. Рерих изучал культуру и историю разных народов. Художник много путешествовал и побывал во многих странах. Он жил в США и в Индии. Картины Рериха напоминают нам письма. В них каждый цвет и каждый предмет имеют своё значение. Рерих был не только художником. Он писал научные статьи, стихи и даже сказки. 
Поднимите руки у какой группы не так. Исправьте ошибки. 
Подчеркните ту информацию о художнике, которую вы запомните и возьмёте для вступления. 
ФИЗМИНУТКА. 
Назовите следующую часть. /Основная часть/ 
О чем мы будем писать в основной части. /Описывать картину/ 
Придумаем название. /Описание картины «Заморские гости»/ 
Какого типа будет текст в основной части /описание/ 
На рабочем листе найдите это задание 
Прочитайте вопросы, которые помогут вам составить основную часть.
Ответив на вопросы с помощью опорных слов, вы составите основную часть.
Можно делать пометки карандашом на рабочих листах.
Если вы затрудняетесь, то можно обратиться за советом к соседу.

 
Кого изобразил на картине Н.К. Рерих?
 
Куда направляются заморские гости?
 
Как идут по синей глади воды расписные ладьи?
 
Чем украшены борта кораблей?
 
 
Чем украшена корма кораблей?
 
Какой день изображен на картине?
 
Какое небо?
 
Кто кружит над водой?
 
Что виднеется вдалеке?
заморских гостей, варягов
 
плывут, к русской земле,
 
длинным рядом, вереницей, друг за другом
 
 
разноцветными, яркими щитами, отражающимися в воде
 
резные головы драконов, гордо смотрят вперед
стоит, весенний, теплый,
 
чиста, синева, прозрачное, ясное, голубое.
 
белоснежные чайки
 
на одном из холмов, стены града.
 
Кто  расскажет основную часть? 
А в заключении о чем напишем?  / выразим свое отношение  к картине
Значит какой тип текста будет  в заключении? /Рассуждение
Послушайте, как ребята выражают своё отношение к картинам Рериха. / просмотр видеозаписей с высказываниями детей разного возраста/
6.  Итог (2 мин)
Давайте подведем итог.
Какой текст у нас с вами получится по типу? /смешанный/
Дак возможно ли соединить искусство живописи с искусством слова? /да/ 
 
ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ
Николай Константинович Рерих известный русский художник. Он родился в Санкт-Петербурге в 1874 году. После школы он обучался в академии художеств и закончил её на отлично. Рерих изучал культуру и историю разных народов. Художник много путешествовал и побывал во многих странах. Он жил в США и в Индии. Картины Рериха напоминают нам письма. В них каждый цвет и каждый предмет имеют своё значение. Рерих был не только художником. Он писал научные статьи, стихи и даже сказки.
В 1901 году Рерих написал картину «Заморские гости». Её можно увидеть в Москве в Государственной Третьяковской галерее. На картине художник изобразил варягов. Заморские гости плывут к русской земле. Вереницей идут по синей глади воды расписные ладьи. Борта кораблей украшены яркими щитами, отражающимися в воде. На корме кораблей гордо смотрят вперед резные головы драконов. Стоит весенний теплый день. Небо прозрачное и ясное. Над водой перед кораблями кружат белоснежные чайки. Вдалеке  на одном из холмов виднеются стены древнерусского града.
Эта картина сказочная. Она как будто уносит меня в старую добрую сказку. Кажется, что вот-вот на холме появятся русские богатыри, защитники земли русской. Когда я смотрю на неё мне слышатся звуки музыкальных гуслей. 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»