Функциональная грамотность – насущная необходимость
для современного человека
Богданова Елена Евгеньевна,
учитель английского языка ГБОУ Гимназии № 284
Кировского района Санкт-Петербурга
В течение долгих лет грамотным человеком считался тот, кто умел читать, писать и считать. В последние годы произошло смещение акцентов в сторону умения работать самостоятельно, в команде, мыслить креативно и критически. Так как мы сейчас учим детей жить в мире, который претерпевает глобальные изменения во всех сферах экономики, политики, информатики, демографии, появилась необходимость иметь четкую систему ценностей, уметь управлять своей жизнью и принимать самостоятельные решения в различных ситуациях.учитель английского языка ГБОУ Гимназии № 284
Кировского района Санкт-Петербурга
Таким образом, в новом федеральном образовательном стандарте появляется понятие функциональной грамотности.
Функциональная грамотность объединяет в себе различные навыки и умения, такие как, познавательные, эмоциональные и поведенческие. Все эти навыки и умения развивают потенциал личности и помогают обучающимся научиться взаимодействовать с окружающим миром, а, также, научиться адаптироваться к его изменениям. А это значит - стать самостоятельным человеком, который владеет читательской, математической, естественно-научной и финансовой грамотностью, имеет креативное мышление, обладает глобальными компетенциями и может применить свои знания и навыки в различных жизненных ситуациях.
Интегрированные уроки в этом аспекте являются очень показательными в плане овладения функциональной грамотностью, так как на нем обучающиеся имеют возможность увидеть взаимосвязь нескольких учебных предметов, например, математики, истории города и английского языка. Одновременно с изучением новой темы по математике на уроке может происходить расширение кругозора обучающихся за счет материала, предлагаемого из разделов других учебных предметов. Соответственно, в результате у обучающихся также повышается интерес к архитектуре и истории родного города и появляется мотивация к изучению английского языка.
А проектная деятельность на интегрированных уроках позволяет показать учащимся реальные ситуации и связать обучение с миром, который их окружает.
На таком уроке обучающимся, например, может быть предложено побывать в роли дизайнеров и архитекторов международного сообщества с языком общения-английским и совместно создать эскиз рисунка ограды для парка, сквера, моста или набережной.
Один из таких проектов с элементами игровой технологии был создан обучающимися 5 классов.
Данное занятие рассчитано на два урока.
I этап (1 урок):
1. Повторение ранее изученного материала по математике «Классификация линий».
2. Изучение нового материала по английскому языку:
- изучение названий линий на английском языке;
- нахождение и определение видов линий в рисунках реально существующих оград Санкт-Петербурга
1. Практическая часть. Работа творческих групп.
2. Защита эскиза рисунка ограды (устная презентация своего продукта).
3. Рефлексия, самооценка.
На первом этапе учитель математики сообщает о том, что предстоит необычный урок, на котором соприкоснутся сразу три предмета – математика, английский язык и история Санкт-Петербурга. Для начала будет предложено вспомнить, какие виды линий существуют, научиться распознавать эти линии на узорах оград скверов, мостов и набережных Санкт-Петербурга и уметь описывать их нашим иностранным друзьям на английском языке. Эти три учебных предмета стало возможным объединить потому, что наука и учебные дисциплины в чистом виде в жизни не существуют.
Взять, к примеру, архитекторов, которые издавна придавали художественный облик всем своим произведениям, передавали свои знания и опыт другим народам и поколениям.
Эти знания остались в великолепных шедеврах архитектуры нашего Санкт-Петербурга, которые послужат во время урока примером практического применения теоретических представлений: многообразный мир линий в архитектуре Санкт-Петербурга. А английский язык поможет поделиться этими знаниями с зарубежными друзьями.
Работа на первом этапе сопровождается учебной презентацией, на которой представлен учебный материал по математике и английскому языку. Учащиеся выполняют различные задания на повторение пройденного материала, а учитель английского языка вводит новый лексический материал по теме. В раздаточном материале первого урока есть таблица, которую необходимо будет заполнять каждому учащемуся.
В начале второго этапа класс делится на 4 группы c помощью жетонов четырёх разных цветов. В каждой группе насчитывается 5-6 человек.
Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга предлагает представить учащимся себя в роли архитекторов и дизайнеров, придумать эскиз рисунка ограды для парка, сквера, моста или набережной и представить проект. Но есть одно условие: каждая группа выполняет это задание с использованием линии определённого вида.
Первые 20 мин. учащиеся работают индивидуально, заполняя рисунком раздаточный материал. Последние 5 мин. Ребята в каждой группе склеивают свои рисунки в одну длинную ограду. В результате должны получиться 4 «ограды»:
В последние 15 мин. занятия проводится защита проекта (устная презентация своего продукта). От каждой рабочей группы выбирается «главный архитектор». «Главный архитектор» должен логично рассказать о задаче, поставленной перед его группой, объяснить, для чего (какого парка, сквера, моста или какой набережной) создана ограда его архитектурной группой. В случае затруднения из группы приглашаются «специалисты», создавшие тот или иной «фрагмент» общей ограды. Каждая группа отвечает на вопросы ребят из других архитектурных групп.
В конце урока подводятся итоги.
Дома учащиеся готовят презентацию на английском языке по теме: «Разнообразный мир линий в регулярном парке».
Заключение
Таким образом, в творческой атмосфере обучающиеся закрепляют умения и навыки по определению различных видов линий, формируют умения использовать математические и лингвистические знания в городском пространстве, а самое главное они взаимодействуют в игровой форме с окружающим миром в предложенной жизненной ситуацией.