Интеграция в курсе предметов художественно-эстетического цикла
Сечко Людмила Михайловна
Современная школа ориентирована на становление креативной и критически мыслящей личности, активно и целенаправленно познающей окружающую действительность, мотивированной на образование и самообразование в течение всей своей жизни. Прежде всего, это связано с модернизацией системы российского образования, которая требует от школы изменений. Перейти от цели дать ученику сумму умений, знаний и навыков школа переходит к необходимости воспитать целостную личность, владеющую основами научных методов изучения окружающего мира, направленную на творчество и современную инновационную деятельность. Основными задачами современного образования являются развитие каждого учащегося с учётом его индивидуальности, а также переход от информационно-репродуктивного обучения к активно-творческому и продуктивно-деятельностному.
Стратегической целью современного образовательного процесса является развитие личности учащегося. Говорится о становлении в человеке системы ценностей: личностных, общечеловеческих, профессиональных и т. д. К числу личностных ценностей, формирующихся в процессе обучения относятся: познавательные интересы и потребности, социальные мотивы, конструктивное творческое мышление, оценочные суждения и др. Личность как субъект образовательного процесса должна быть органически целостной. Именно данное обстоятельство является определяющим в необходимости межпредметной интеграции в образовательном процессе школы.
Целостная личность, как отмечается в научной литературе, должна иметь целостное представление об окружающей действительности, что часто проблематично при нынешней парадигме образования, расчленившей все педагогическое и культурное наследие на отдельные, не взаимосвязанные друг с другом, области. В свою очередь, к сожалению, учителя-предметники не особо стремятся соотносить содержание изучаемого учащимися материала с другими предметными знаниями.
Интегрированное преподавание предметов художественно-эстетического цикла в структуре общего образования имеет своей целью развитие полихудожественных творческих возможностей ребенка и способности сопоставлять, осмысливать взаимосвязи всех явлений окружающего мира, природы, предметного окружения, явлений культуры, науки, традиций, истории и т.д.
Задачи эстетического воспитания как одного из средств всестороннего развития личности, более успешно решаются при параллельном воздействии различных искусств, при обучении основам искусства слова, звуков, линий, красок, историческим фактам.
Обязательно здесь следует учитывать и те принципиальные подходы к организации эстетического воспитания школьников, которые уже устоялись в школьной практике, предварительно получив научное обоснование.
Эти подходы вполне применимы и к организации системы художественно-эстетического воспитания. Их реализация в практике обучения во многом будет содействовать осуществлению более тесной взаимосвязи видов искусства и на этой основе успешному формированию эстетических интересов и потребностей, творческого выражения, углублению духовного мира школьников. В итоге их реализация послужит залогом чёткой, эффективной системы эстетического воспитания и художественной подготовки школьников.
Из вышесказанного вырисовывается картина интегрированного урока. Таковым можно считать урок, решающий конкретные и перспективные задачи интегрированного курса. Определенны основные характеристики интегрированного урока:
- синтез содержания изучаемого материала, теоретического и производственного обучения;
- предметов общеобразовательного цикла между собой;
- синтез деятельности двух или более педагогов;
- предельной четкостью, компактностью, сжатостью материала;
- логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
- большой информативной емкостью материала.
Одним из аспектов формирования личности учащегося, является мотивация. Учебный процесс, построенный на межпредметной интегративной основе, способствует повышению уровня мотивации обучающихся за счет понимания нужности, социальной значимости получаемых знаний, стимулирования познавательных интересов и потребностей, стремления к расширению собственного кругозора и т. д.
Педагогическое обоснование интегрированного курса предметов искусств составляют также такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики в условиях специфики разных видов искусств, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей каждой возрастной группы, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, в познании красоты окружающего мира.
Интегрированные уроки и проекты позволяют более полно и глубоко изучить произведения искусств, историю их создания, почувствовать их идейное содержание, сюжеты и художественно-выразительные средства, красоту художественного слова, рисунка и цвета, музыкального звука, обогатить школьников практическими навыками в различных видах творчества.