Методическая разработка
Образовательная акция «Историко-географический диктант»
Ефимова Ирина Леонидовна,
учитель географии;
Чикова Виктория Александровна,
учитель истории
ГБОУ СОШ №16
Василеостровского района Санкт-Петербурга
учитель географии;
Чикова Виктория Александровна,
учитель истории
ГБОУ СОШ №16
Василеостровского района Санкт-Петербурга
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКЦИИ «ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок и условия проведения образовательной акции «Историко-географический диктант» (далее – Диктант).
1.2. Тема Диктанта – «Имена на карте России».
1.3. Материал Диктанта призван быть использован в рамках предметных декад по истории или естественным наукам, в качестве интегративного занятия по истории и географии, а так же может служить межшкольным районным, городским или региональным мероприятием, проводим на базе ГБОУ СОШ № 16.
1.4. Использование данной разработки вне ГБОУ СОШ № 16 возможно только при согласовании с авторами-составителями.
2. Цель и задачи проведения Диктанта
2.1. Диктант проводится с целью оценки уровня исторической и географической грамотности учащихся в возрасте 10-18 лет.
2.2. Задачами Диктанта являются:
– получение объективной информации об уровне историко-географической грамотности обучающихся школ г. Санкт-Петербурга
– предоставление возможности участникам Диктанта получить независимую оценку своих знаний в области истории и географии России;
– мотивация обучающихся школ к изучению истории и географии родной страны, знания о которых является неотъемлемой составляющей личности образованного человека.
3. Участники Диктанта
3.1. Участником Диктанта считается лицо, которое получило, заполнило и сдало на проверку бланк для написания Диктанта.
3.2. Участниками Диктанта могут стать обучающиеся в возрасте 10-18 лет
3.3. Участие в Диктанте является добровольным и бесплатным.
3.4. Участи в Диктанте возможно только в очной форме.
4. Организация и проведение Диктанта
4.1. Текст Диктанта включает в себя вопросы про путешественников, первооткрывателей, исследователей России, а также вопросы, касающиеся различных географических объектов и исторических событий, связанных с деятельностью людей, чьи имена нашли отражение на географической карте страны.
4.2. Текст Диктанта включает только открытые вопросы.
4.3. Продолжительность написания Диктанта – 60 минут.
4.4. Рабочий язык Диктанта – русский.
4.5. Участники Диктанта выполняют задания лично, без помощи извне. Запрещается выполнять задания коллективно и/или с любой посторонней помощью (включая комментарии и ответы на вопросы по условиям задач), пользоваться при выполнении заданий Конкурса книгами, конспектами, интернетом и любыми иными внешними источниками информации, а также любыми техническими средствами передачи и обработки информации, включая средства мобильной связи. При несоблюдении данного пункта организаторы Диктанта оставляют за собой право исключить нарушителя и аннулировать результаты его работы.
4.6. Сданные на проверку бланки для написания Диктанта не рецензируются и участникам Диктанта не возвращаются. Апелляция не предусмотрена.
1.1. Настоящее положение определяет порядок и условия проведения образовательной акции «Историко-географический диктант» (далее – Диктант).
1.2. Тема Диктанта – «Имена на карте России».
1.3. Материал Диктанта призван быть использован в рамках предметных декад по истории или естественным наукам, в качестве интегративного занятия по истории и географии, а так же может служить межшкольным районным, городским или региональным мероприятием, проводим на базе ГБОУ СОШ № 16.
1.4. Использование данной разработки вне ГБОУ СОШ № 16 возможно только при согласовании с авторами-составителями.
2. Цель и задачи проведения Диктанта
2.1. Диктант проводится с целью оценки уровня исторической и географической грамотности учащихся в возрасте 10-18 лет.
2.2. Задачами Диктанта являются:
– получение объективной информации об уровне историко-географической грамотности обучающихся школ г. Санкт-Петербурга
– предоставление возможности участникам Диктанта получить независимую оценку своих знаний в области истории и географии России;
– мотивация обучающихся школ к изучению истории и географии родной страны, знания о которых является неотъемлемой составляющей личности образованного человека.
3. Участники Диктанта
3.1. Участником Диктанта считается лицо, которое получило, заполнило и сдало на проверку бланк для написания Диктанта.
3.2. Участниками Диктанта могут стать обучающиеся в возрасте 10-18 лет
3.3. Участие в Диктанте является добровольным и бесплатным.
3.4. Участи в Диктанте возможно только в очной форме.
4. Организация и проведение Диктанта
4.1. Текст Диктанта включает в себя вопросы про путешественников, первооткрывателей, исследователей России, а также вопросы, касающиеся различных географических объектов и исторических событий, связанных с деятельностью людей, чьи имена нашли отражение на географической карте страны.
4.2. Текст Диктанта включает только открытые вопросы.
4.3. Продолжительность написания Диктанта – 60 минут.
4.4. Рабочий язык Диктанта – русский.
4.5. Участники Диктанта выполняют задания лично, без помощи извне. Запрещается выполнять задания коллективно и/или с любой посторонней помощью (включая комментарии и ответы на вопросы по условиям задач), пользоваться при выполнении заданий Конкурса книгами, конспектами, интернетом и любыми иными внешними источниками информации, а также любыми техническими средствами передачи и обработки информации, включая средства мобильной связи. При несоблюдении данного пункта организаторы Диктанта оставляют за собой право исключить нарушителя и аннулировать результаты его работы.
4.6. Сданные на проверку бланки для написания Диктанта не рецензируются и участникам Диктанта не возвращаются. Апелляция не предусмотрена.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ К «ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ДИКТАКТУ».
Задание: Послушав начало фразы, применяя знания по истории и географии России, закончите её географическим названием или именем
1. Этот русский ученый стал основоположник современной русской науки. Обладая удивительными многогранными знаниями, он достиг поразительных результатов в физике, химии, геологии, физической географии, филологии. Он изучал атмосферу, океаны и моря, строение земной коры. Исключительное значение он придавал познанию природы, богатств и хозяйства своей страны. Его именем назван хребет в Северном Ледовитом океане, простирающийся от Новосибирских о-вов через центральную часть океана до о. Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге, который возвышается над дном океана на 3300-3700 м. Фамилия этого ученого… (Ломоносов)
2. Имя известного голландского мореплавателя XVI в., трижды пытавшегося пройти в Азию мимо северных берегов России, но не сумевшего это сделать - … (Вильям Баренц).
3. «Его неутомимою рукою выведены корабли военные на Белое, Азовское, Варяжское и Каспийское моря и показана морская российская сила всем окрестным державам…». Как в наше время называется Варяжское море, упомянутое М.В. Ломоносовым в описании заслуг Петра I? (Балтийское море)
4. Этот путешественник изображён на почтовой марке, а его именем названо море, впервые подробно описанное в ходе экспедиции на боте «Святой Гавриил». Это… (Витус Беринг)
5. Назовите имя путешественника, одного из известнейших исследователей Центральной Азии (Китая, Монголии, Тибета), именем которого назван подвид дикой лошади, кроме того его изображение неоднократно помещали на почтовых конвертах. (Н.М.Пржевальский)
6. Казака землепроходца, который первым совершил плавание из Ледовитого океана в Тихий и открыл пролив между Азией и Америкой, названный не его имением, звали … ( Семён Дежнёв).
7. «...Зимним временем морские ветры оттепель, а с матёрой земли веющие с собой приносят морозы, ибо в Санкт-Петербурге западный с Балтийского моря, у города Архангельского норд-вест с Белого и Норманского, в Охотске восточный ветер с Камчатского моря оттепелью дышут», - так писал М.В.Ломоносов. Какое море М.В. Ломоносов называет Норманским? (Баренцево море)
8. Имя русский полярного мореплавателя участника великой северной экспедиции, достигшего самой северной точки Азии - … (Семён Челюскин). 9. Моряк родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавлявший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте нашей страны. Его имя… (Витус Беринг).
10. Анадырская впадина. Очень плоско, и Анадырь по ней виляет огромным удавом... «Анадырь – жёлтая река», – можно так назвать потом очерк. Тундра и озёра по всей впадине. Трудно понять, чего больше: или озёр, или земли» (О. Куваев). Река, так образно описанная О. Куваевым, в падает в…. (Берингово море)
11. Имя выдающегося полярного исследователя, организатора Русской экспедиции к Северному полюсу, погибшего во льдах Арктики и похороненного на острове Рудольфа…. (Георгий Седов).
12. «Разговоры и описание Вайгача, который пролив голландцы Нассавским называют, слыша в Голландии, многие знатные ревностно предприяли отправить другую большую посылку, чтобы оным пройти в Китай и Индию … Баренс назначен предводителем на самом большом из двух кораблей, что отправлены из Амстердама …», - писал М.В. Ломоносов. Какой географический объект носит имя упомянутого голландского мореплавателя? (Баренцево море)
13. Русский мореплаватель, доказавший, что Сахалин отделён от материка проливом (названным впоследствии его именем), а река Амур доступна для судов с моря. Его имя… (Геннадий Невельской)
14. Имя выдающегося русского мореплавателя и исследователя Тихого океана, Камчатки, Курильских островов, побережья Америки, написавшего три интереснейшие книги о своих путешествиях и пребывании в японском плену… (Василий Головнин)
15. По словам С. В. Обручаева, «Памятник этому исследователю Сибири имеет 1000 км длины,300 км ширины и до 3000 м вышины, площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири». С.В.Обручев имел ввиду… (Д. И. Черский).
16. «Бухта Провидения – типичный фиорд. Узкий и длинный залив стиснут склонами сопок. Чёрные обрывы их нависают над водой, а чуть в сторонке адовым переплетением скалистых выступов, мрачных башен и просто каких-то торчащих в небо чёрных каменных пальцев высится Колдун-гора… Раньше всех здесь обосновались эскимосы и приморские чукчи – охотники на тюленей» (О. Куваев). Эта бухта находится в …..(В Беринговом море)
17. Имя известного путешественника, исследователя Дальнего Востока, автора увлекательных книг об уссурийской Тайге… (Владимир Арсеньев). 18. Открытием какого географического объекта прославился изображённый на почтовой марке адмирал Михаил Лазарев, русский флотоводец и мореплаватель, командующий Черноморским флотом и почётный член Русского географического общества? (Антарктида)
19. В результате экспедиции под руководством этого ученного в 30-х гг. нашего века впервые была составлена карта архипелага, Северная Земля, изучены особенности её природы. Его имя… (Георгий Ушаков).
20. Это море самое большое по площади, омывающее берега России. Его площадь составляет 2,3 миллиона квадратных километров, а максимальная глубина – 5,5 тысяч метров. Современное название оно получило в XIX веке, а на более ранних картах называлось Бобровым. Южная граница моря проходит по цепи островов. Это… (Берингово море)