Сарайская Марина Борисовна,
учитель химии ГОУ СОШ №283 Кировского района Санкт-Петербурга
Введение
Тема «Неметаллы» изучается в 9 классе и является одной из сложнейших в курсе неорганической химии. К неметаллам относятся 22 химических элемента, которые не только имеют много общего, но и подчас значительно отличаются друг от друга. Объем теоретического материала, который необходимо запомнить учащимся, очень велик.
Использование современных образовательных технологий позволяет подросткам повысить эффективность усвоения материала, развить интеллектуальные способности, повысить мотивацию обучения, преодолеть эгоцентризм мышления.
При проведении повторительно-обобщающего урока на тему «Сравнительная характеристика неметаллов на примере углерода, азота и кислорода» использована технология развития критического мышления [1]. Урок включает в себя три технологических этапа: вызов, осмысление и рефлексию. На последнем из этих этапов использован прием «кластеры».
В ходе урока использовалась групповая форма работы. Применение этой технологии позволило учащимся не только вспомнить, систематизировать и обобщить знания, полученные ранее, но и приобрести новые знания по данной теме, провести сравнительную характеристику неметаллов, выделить черты их сходства и различия. Таким образом, в ходе урока удалось создать условия для развития таких компетенций, как способность к самообразованию и саморегуляции учебной деятельности.
Цели и задачи урока
Задачи урока:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учебную деятельность учащихся;
- побудить учащихся к активной работе на уроке и дома;
- создать условия для целостного осмысления и обобщения информации учащимися;
- сформировать у каждого учащегося собственное отношение к изучаемому материалу.
Цели урока:
Образовательные
- обеспечить усвоение учащимися знаний о положении неметаллов в Периодической системе Д.И.Менделеева, особенностях строения их атомов, физических и химических свойствах;
- актуализировать знания учащихся о явлении аллотропии для представления общей характеристики неметаллов;
Воспитательные
- вызвать интерес к предмету, воспитать чувство взаимовыручки, самостоятельность, дисциплинированность;
Развивающие
- создать условия для становления навыков самостоятельной и коллективной работы.
Здоровьесберегающие
- выстраивание модели здоровьесберегающего урока.
В процессе урока осуществляется формирование следующих общекультурных компетенций учащихся:
- владения культурой мышления, способности формулировать понятия и суждения, индуктивные и дедуктивные умозаключения;
- умения анализировать логику рассуждений и высказываний, способности выявлять значение, смысловое содержание в услышанном, увиденном или прочитанном;
- готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе, умения организовать работу коллектива исполнителей;
- способности и готовности к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии;
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель сообщает цели и задачи урока.
II. Стадия вызова.
С целью актуализации знаний учитель демонстрирует на слайде и зачитывает цитату из книги Ганты Тибор «Жизнь и ее происхождение» [2].
«Прежде чем приступить к разговору об интересной истории образования Земли, нам необходимо ознакомиться с элементарным составом вселенной. Если бы нам удалось каким-то образом получить усредненный образец материала, из которого построена вселенная, подсчитать и сгруппировать все отдельные атомы, мы с удивлением обнаружили бы, что атомы самого легкого элемента являются самыми распространенными, а также в первенстве ему не уступают еще три химических элемента, которые являются важнейшими компонентами живой материи…»
Вопрос к классу: «О каких химических элементах идет речь? Определите тему урока». С помощью учителя в результате дискуссии учащиеся определяют, о каких элементах идет речь (H; C; N; O) и формулируют тему урока.
Учитель: «Итак, тема сегодняшнего урока «Неметаллы». Мы постараемся провести их сравнительную характеристику на примере углерода, азота и кислорода».
«Какие характеристики свойственны неметаллам (физические и химические свойства, строение атома, кристаллическая решетка и т.д.)?».
Учащиеся, работая в парах, записывают характеристики на листочках и передают учителю, формируя таким образом «Корзину понятий и идей».
Учитель: «Давайте вспомним, где располагаются неметаллы в Периодической системе (ПС)?». Учащиеся, анализируя ПС, отмечают, что все они, кроме водорода, располагаются в верхней правой части ПС, в основном по диагонали бор-астат и над ней. Учитель сообщает, что в ПС 22 элемента являются неметаллами.
Учитель демонстрирует образцы неметаллов: серы, йода, графита, активированного угля, кристаллического кремния.
Для неметаллов более характерно различие в свойствах (физических, химических), чем общность. Для того, чтобы дать полную характеристику неметаллам, предлагается заполнить конструктивную таблицу, бланки которой раздает учитель (табл.). Параметры сравнения для таблицы используются из «Корзины понятий и идей», которую учащиеся сформировали в начале урока. Работая в парах с этой таблицей, учащиеся могут дать полную характеристику предложенным неметаллам, используя также справочную литературу [3].
Каждая колонка учащихся класса работает над своим неметаллом (углерод, азот, кислород).
После окончания времени работы над конструктивной таблицей совместно с учителем проводится проверка правильности ее заполнения и учащиеся заполняют оставшиеся графы. При этом используются слайды, демонстрируемые с помощью медиапроектора, на которых последовательно представляется процесс заполнения таблицы правильными ответами.
Таблица
Сравнительная характеристика неметаллов
на примере углерода, азота и кислорода
|
Параметры сравнения |
Углерод |
Азот |
Кислород |
|
Строение атомов неметаллов |
|
|
|
1 |
Электронная схема и графическая формула, количество электронов на внешнем энергетическом уровне |
|
|
|
2 |
Возможные степени окисления |
|
|
|
3 |
Размер радиуса атома |
|
|
|
|
Формулы простых веществ. Аллотропия |
|
|
|
|
Строение простого вещества |
|
|
|
1 |
Химическая связь |
|
|
|
2 |
Кристаллическая решетка |
|
|
|
|
Физические свойства |
|
|
|
1 |
Агрегатное состояние |
|
|
|
2 |
Окраска неметаллов |
|
|
|
3 |
Температура плавления |
|
|
|
|
Химические свойства |
|
|
|
В заключение стадии вызова подробно рассматривается понятие аллотропии и выясняется причина аллотропии неметаллов.
Учитель: «Угадайте, о каком химическом элементе идет речь?
…Без него мрамор превратился в негашёную известь, а природные газ и нефть в водородное облако.
…Его скрывают под именами карбин, графит, сажа, алмаз, фуллерен».
Учащиеся отвечают на вопросы.
1) Приведите примеры аллотропии.
2) Что такое аллотропные модификации?
3) Чем отличаются аллотропные модификации?
В процессе беседы акцентируется внимание учащихся на различие физических и химических свойств аллотропных модификаций, демонстрируются слайды аллотропных модификаций углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен) и кислорода (кислород, озон).
III. Стадия осмысления.
Учитель: «… Итак, состав определяет строение, а строение − свойства. Это неразрывно связанные понятия, которые невозможно рассматривать одно без другого».
На этом этапе учащиеся получают задание (на слайде) и, работая в паре и задавая вопросы друг другу, выясняют, в каких случаях неметаллы проявляют окислительные и восстановительные свойства. Каждая колонка выполняет одно из следующих заданий:
а) S0→ S+4 б) N0→ N-3 в) C0→ C+4
S0→ S-2 N0→ N+2 C0→ C-4
Необходимо подтвердить окислительно-восстановительные возможности простых веществ неметаллов. На оценку «3» достаточно написать химическое уравнение, на «4» - химическое уравнение с электронным балансом, на «5» - кроме того, ответить на вопрос: «Что общего и в чем различие разных неметаллов? У каких из них различия проявляются в большей степени и почему?»
IV. Стадия рефлексии.
Учащимся предлагается, работая в группах, составить фломастерами на листах бумаги формата А3 графический организатор-кластер по данной теме.
Составленные кластеры вывешиваются на доске, проводится их анализ.
Подводится итог урока, учащиеся с помощью учителя формулируют основные выводы.
Далее выполняется рефлексивный тест. Предъявляются следующие утверждения.
1) Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше.
2) Думаю, что эти знания еще понадобятся мне на уроках химии
3) Пришлось подумать, отвечая на задаваемые на уроке вопросы.
4) Неясных вопросов после проведения урока не осталось.
5) На уроке я работал в полную силу и удовлетворен достигнутым результатом.
Каждое утверждение, с которым учащийся согласен, помечается им «плюсом».
Учитель: «По окончании теста прошу поднять руки тех, кто поставил 5 плюсов, затем 4 и 3 плюса. Это именно те оценки, которые вы поставили мне за урок.
Литература
1. Муштавинская И. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. М.: Каро, 2009.
2.Ганты Тибор.Жизнь и ее происхождение. М.: Просвещение, 1984.
3. Петров А.А. Справочник по химии для школьников. М.: Лист, 1998.