Учебно-методическое пособие по химии. Интеллектуальная игра
Юный химик
Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель химии , биологии , изо ГБОУ СОШ №336
Невского района Санкт-Петербурга
ПРЕДИСЛОВИЕ
Наука не пиво – в рот не вольёшь
(русская пословица)
Химия как общеобразовательный предмет обладает своими особенностями. К числу важнейших из них относится абстрактность большинства химических понятий и явлений. Никто из нас не видел атомов и молекул , движения электронов и многого другого. Это порождает ряд серьёзных трудностей ещё при изучении химии в школе. Учёными доказано отсутствие психологической готовности школьников 8 класса к восприятию и усвоению абстрактного химического материала: сначала это первоначальных химических понятий , а затем всего объёма школьного курса. Как следствие – резкое снижение интереса учащихся к предмету.
По данным исследований [8] только 10% абитуриентов системы начального профессионального образования в начале Iполугодия назвали химию среди любимых школьных предметов , хотя на косвенные вопросы о необходимости химических знаний каждому образованному человеку и о том , интересны ли им причины изменений веществ , их сравнение , положительно ответили соответственно 40.1% и 50% абитуриентов системы НПО.
Из этого следует , что предмет химия интересен для наших учеников , но существуют трудности , лежащие в процессе её изучения , что необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса. И для того , чтобы ребята были заинтересованы в изучении химии , воспитывали в себе хотя бы некоторые черты интеллектуалов , развивали коммуникабельность , ориентировались в вопросах химических понятий , процессов и т. п. , я провожу интеллектуальные игры.
Интеллектуальная игра «Юный химик» представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по неорганической и общей химии , составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с применением химического эксперимента). Они позволяют игрокам (учащимся) самостоятельно проверить свои знания по химии и определить уровень своей подготовки. Игра выполняет двойную функцию – контролирующую и обучающую.
Новизна предлагаемой игры заключается в том , что в качестве проверочных подготовлены комплексные задания , включающие в себя ряд вопросов из разных разделов химии. Они включают задания как с конструктивным типом ответов , так и с выборочным , а также задания с практическим проведением химического эксперимента.
Для выборки даны такие ситуации , которые имеют место в той или другой области химии. В качестве альтернативных ответов предусмотрены также и такие , которые не составляют предмета усвоения. Задания с конструктивным
-1-
типом ответов позволяют полнее охватить основные виды познавательной
деятельности интересующихся химией.
Особенностью игры является то , что в содержании самих вопросов заложена учебная информация в очень экономной и доступной форме. Эта информация либо изначально известна учащимся , либо они получают её вместе с вопросами. Ещё одна особенность игры в расширении гуманитарного кругозора учащихся – это включение в задания вопросов , касаемых кратких сведений о выдающихся учёных-химиках.
-2-
ВВЕДЕНИЕ
Без дела жить – только небо коптить
(русская пословица)
У каждого интересующегося или изучающего химию может появиться желание проверить свои знания. Это можно легко и с достаточной надёжностью сделать с помощью интеллектуальной игры с тестовыми заданиями. Такой метод самоконтроля способствует сознательному изучению химии , исключает формальный подход к усвоению фундаментальных химических понятий и фактического материала. Тестовые задания не только помогают реализовать самоконтроль , но и позволяют самостоятельно совершенствовать и углублять знания по химии , что в свою очередь способствует развитию интереса к этому предмету , к использованию полученных знаний в повседневной жизни , на практике.
В интеллектуальной игре собраны тесты с выборочным типом ответа , тесты соотнесения , тесты с самостоятельно конструируемым ответом.
Тестовые задания с выборочным типом ответапредполагают обязательное наличие в каждом наборе альтернативных ответов лишь одного , который является полным и правильным. В тестах соотнесения необходимо выбрать правильные ответы для каждого случая. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом составлены таким образом , чтобы можно было сконструировать максимально краткий и однозначный ответ.
Используемое в тестах обозначение (…) означает , что здесь должно быть либо текстовое его продолжение , сконструированное вами , либо соответствующие формулы веществ и уравнения химических реакций , а в ряде случаев – числовое значение ответа. На каждом столе игроков лежат листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров. Для облегчения работы , лучшего восприятия материала , экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы , рисунки , графики , текст с пропущенными словами , формулы веществ.
Важная рекомендация – необходимо запастись электронным микрокалькулятором. Это поможет вам при решении заданий отдельных тестов и сэкономит ваше время. При работе с тестами важно , чтобы вы их внимательно изучили (слушали вопросы) , так как в них содержится большая и полезная информация. Иногда эта информация помогает составить правильный ответ.
Задания (туры) с помощью проекционной системы демонстрируются преподавателем на интерактивной доске.
Задания (туры) построены так , что дают возможность проверить ваши знания по общей химии , по систематическому курсу неорганической химии , по некоторым вопросам химической технологии , а также проверить себя в
-3-
области химического эксперимента.
В конце игры содержатся ответы , пояснения и решения заданий к тестам. В тех случаях , когда ответ очевиден и не требует каких-либо пояснений , приведён
только его номер (буква) , в других же случаях дано либо краткое , либо подробное пояснение к нему.
Желаю вам успеха в этой интеллектуальной игре!
-4-
Представляю интеллектуальную игру «Юный химик» , проведённую мною среди нескольких командных групп учащихся 9 классов.
Методический комментарий. Предлагаемую игру целесообразно провести в конце учебного года при обобщении и повторении изученного материала.
В игре участвуют: команды учащихся 9 классов в составе по 10 человек – основные игроки; количество команд от 2 до 5; 3 человека – члены жюри; один ведущий (преподаватель); группа болельщиков.
Тестовые и индивидуальные задания для каждого тура записаны на листах формата А4 и положены на игровые столы каждой из команд (на листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её номер , номера и названия туров).
Каждая из групп выбирает себе капитана команды. Участники команд внимательно выслушав ведущего , обсуждают между собой варианты ответов , пишут ответы на листах формата А4 данного тура и после времени , отведённого на размышления , капитаны команд несут листки с ответами членам жюри для проверки. Критерии оценивания каждого тура изложены на листках с заданиями. У каждого члена жюри имеется по экземпляру распечатанной игры , листки с ответами , итоговая таблица результатов игры , итоговый критерий оценивания игры.
В игре 16 туров. Длительность игры 2 часа.
В заключение игры проводится награждение команды игроков-победителей , для которых наступает «Звёздный час» , им предоставляется право сказать своё мнение: об училище , о химии , о своей победе и т. д.
ЦЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ:
1). развить у учащихся собственную инициативу , интерес и познавательную
активность к предмету;
2). накопление определённого запаса знаний , фактов и сведений , умений и
навыков , дополняющих и углубляющих знания , приобретённые учащимися
в основном курсе химии средней школы , а также способность учащихся
самим оценить уровень своей подготовки;
3). способствовать воспитанию коммуникабельности , адаптивности ,
самооценки , совершенствованию творческих способностей , умению
мыслить логически;
4). поощрение учащихся групп.
-5-
ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:
1). на интерактивной доске – эпиграф:
«Что умеете хорошего , то не забывайте ,
а чего не умеете , тому учитесь…»
(Владимир Мономах , «Русская правда»)
2). раздаточный материал: таблицы Менделеева , растворимости ,
электрохимического ряда напряжений металлов , ряда
электроотрицательности неметаллов , листы формата А4 с подписью туров
для письменных ответов игроков;
3). химическое оборудование для экспериментов: делительные воронки ,
химические стаканы , фильтры бумажные , воронки для фильтрования ,
ложечки (дуршлаги) , стеклянные палочки для перемешивания , подносы;
4). реактивы (для каждой командной группы):
поднос 1: 4 химических стакана с бесцветными растворами веществ NaCl,
Na2SO4, NaOH, NaNO3;
поднос 2: сухая смесь веществ в химическом стакане из NaCl, S, SiO2;
поднос 3: смесь в колбе двух бесцветных растворов – воды и амилового
спирта;
5). реактивы-осадители или качественные реактивы в закрытых склянках:
фенолфталеин; растворы AgNO3 , BaCl2 , H2SO4(конц.) , Cu(тв.);
6). проекционная система для демонстрации слайдов: портретов , цитат ,
кроссвордов , таблиц , рисунков;
7). интерактивная доска.
-6-
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ
IТУР: «РАЗМИНКА»
Лиха беда начало
(русская пословица)
Iтур проводится преподавателем для команд игроков под диктовку.
Задание: заслушав определение , напиши название.
1). Окружающий нас мир во всём его многообразии , существующий в виде веществ и полей , называется…
2). Окружающие нас предметы называются…
3). Модель квантовой механики , описывающая состояние электрона в атоме , называется…
4). Важнейшим , самым распространённым и необходимым на Земле веществом, способным существовать в трёх агрегатных состояниях , является…
5). Электронейтральная частица , состоящая из положительно заряженного ядра и движущихся в его поле электронов , называется…
6). Самым лёгким газом на Земле является…
7). Защитным экраном атмосферы Земли , препятствующим проникновению на планету короткого ультрафиолетового излучения является…
8). Жидким природным ископаемым сырьём на планете является…
9). Газ , выделяющийся при дыхании живых организмов , сгорании топлива , а также при брожении , тлении и гниении различных органических веществ , образующий вместе с пылью в верхних слоях атмосферы «парниковый эффект» над тем участком территории , где он находится , называется…
10). Жидким металлом , имеющим температуру кипения , равную -38.9 ºС , является…
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IТУРА: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
-7-
IIТУР: «ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
Повторение – мать учения
(русская пословица)
IIтур проводится преподавателем для команд игроков под диктовку.
Задание: напишите формулы веществ , если известно , что в их состав входят:
1). 1 атом кальция , 1 атом углерода , 3 атома кислорода;
2). 3 атома натрия , 1 атом фосфора , 4 атома кислорода;
3). 2 атома хлора , 7 атомов кислорода;
4). 2 атома меди , 1 атом серы;
5). 1 атом калия , 1 атом водорода.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IIТУРА: за каждую правильно написанную формулу команде игроков ставится 1 балл.
-8-
IIIТУР: «ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА»
С одного конца хитро , с другого мудренней того;
а в серёдке ум за разум заходит
(русская пословица)
IIIтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.
Задание: в приведённых предложениях вместо точек вставьте в нужном числе и падеже необходимые по значению слова – «химический элемент» ,
«простое вещество» , «сложное вещество».
1). Нитрид алюминия – это …………………………….. , так как состоит из разных …………………………….. - алюминия и азота.
2). При разложении известняка образуются два …………………………….. – оксид кальция и углекислый газ.
3). …………………………….. хлорид бария содержит два
…………………………….. – барий и хлор.
4). Взаимодействие …………………………….. – водорода и кислорода приводит к образованию …………………………….. – воды.
5). Серная кислота является …………………………….. , так как состоит из атомов трёх …………………………….. – водорода , серы и кислорода.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IIIТУРА: за каждый правильно написанный пункт задания команде игроков ставится 1 балл.
-9-
IVТУР: «ВЫБЕРИ ЛАБОРАТОРНУЮ ПОСУДУ»
Без терпения нет учения
(русская пословица)
IVтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.
Задание: для данного перечня названий лабораторной посуды вместо точек поставьте нужную цифру рисунка.
….. – фарфоровый тигель;
….. – капельная воронка;
….. – плоскодонная колба;
….. – кристаллизатор;
….. – обычная воронка;
….. – пробирка;
….. – коническая колба;
….. – фарфоровая ступка с пестиком;
….. – химический стакан;
….. – круглодонная колба.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IVТУРА: за каждую правильно выбранную лабораторную посуду команде игроков ставится 1 балл.
-10-
VТУР: «ОПРЕДЕЛИ ГАЗ»
Где учение , там и умение
(русская пословица)
Vтур даётся команде игроков письменно на самостоятельную работу.
Задание: для данного перечня названий газов вместо точек поставьте цифру ,
у которой данный газ находится в виде химической формулы.
Перечень химических формул газов:
1). N2O; 2). смесь (CO+H2); 3). смесь (H2+ O2)по объёму 2:1;
4). COCl2; 5). CH4; 6). SO2;
7). SO3; 8). CO; 9). CO2.
….. – фосген;
….. – сернистый газ;
….. – веселящий газ (закись азота);
….. – угарный газ;
….. – водяной газ;
….. – углекислый газ;
….. – серный газ;
….. – гремучий газ;
….. – природный газ (болотный или рудничный газ).
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VТУРА: за каждый правильно выбранный газ (химическую формулу газа) команде игроков ставится 1 балл.
-11-
VIТУР: «ВЫДЕЛИ УЧЁНОГО ПО ЕГО ЗАСЛУГАМ»
Копни поглубже , найдёшь погуще
(русская пословица)
VIтур проводится преподавателем для команд игроков под диктовку.
Задание: узнай учёного по его заслугам и выбери правильно только один ответ в каждом из вопросов теста.
1). Учёный , указавший , что цель химии состоит не в получении золота и серебра , а в изготовлении лекарств. Этот учёный…
а). Парацельс; б). Агрикола; в). Демокрит; г). Аристотель.
2). Древнегреческий учёный и философ , считал , что в основе окружающей природы лежит вечная первоматерия , которой свойственны 4 основных качества: теплота и холод , сухость и влажность. Эти 4 качества , по его мнению , могли быть отделены от первоматерии или прибавлены к ней в любом количестве. Этот учёный и философ…
а). Парацельс; б). Агрикола; в). Демокрит; г). Аристотель.
3). Этот учёный проводил опыты с накаливанием металлов в запаянных сосудах. Своими опытами он доказал , что масса веществ , полученных в результате опыта , была точно такой же , что и до его начала. Этим учёным был…
а). А. М. Бутлеров; б). М. В. Ломоносов;
в). Д. И. Менделеев; г). С. В. Лебедев.
4). Учёный , создавший теорию строения органических соединений , которая позволила привнести в химическую систематику огромное число органических веществ , без которой немыслимы были бы современные успехи в создании новых полимерных материалов. Этот учёный…
а). А. Б. Нобель; б). Н. Д. Зелинский;
в). А. М. Бутлеров; г). А. Я. Данилевский.
5). Учёный , доказавший несостоятельность алхимических идей , пропитанных магией и верой в сверхестественные силы , давший впервые научные определения важнейшим понятиям химии. Главной задачей по его мнению является ответ на вопрос: из чего состоит материальный мир , как состав веществ влияет на их свойства. Этот учёный…
а). Иоганн Дёберейнер; б). Карл Шееле;
в). Джон Дальтон; г). Роберт Бойль.
-12-
6). Учёный , объединивший сходные между собой элементы в триады. Он сравнивал их атомные массы и обнаружил , что значение атомной массы промежуточного в триаде элемента равно среднему арифметическому атомных масс крайних элементов триад. Этот учёный…
а). Иоганн Дёберейнер; б). Фридрих Кекуле;
в). Эмиль Фишер; г). Карл Шееле.
7). Учёный , расположивший химические элементы по спирали с увеличением их относительных атомных масс под другими химическими элементами так , что удавалось установить сходство некоторых из них по вертикали. Этот учёный…
а). Джон Ньюлендс; б). Анри де Шанкуртуа;
в). Лекок де Буабодран; г). Виктор Мейер.
8). Учёный-энциклопедист , сформулировал основы атомно-молекулярного учения , рассматривал строение вещества не как определённую комбинацию атомов , но как сочетание более крупных частиц – корпускул , которые , в свою очередь , состоят из более мелких частиц – элементов. Этот учёный…
а). Н. Н. Бекетов; б). В. В. Марковников;
в). С. В. Лебедев; г). М. В. Ломоносов.
9). Учёный , впервые высказавший мысль о том , что все тела состоят из мельчайших , невидимых , неделимых и вечно движущихся твёрдых частиц материи , которые он назвал атомами. Этот учёный…
а). Агрикола; б). Шееле; в). Демокрит; г). Кекуле.
10). Учёный , открывший основополагающий закон химии , названный в его честь Периодическим законом химических элементов и создавший на его основе научную классификацию химических элементов – Периодическую систему. Этот учёный…
а). И. А. Каблуков; б). Д. И. Менделеев;
в). А. Л. Лавуазье; г). К. Л. Бертолле.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VIТУРА: за каждый правильный ответ теста команде игроков ставится 1 балл.
-13-
VIIТУР: «ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ»
Кто думает , до чего-нибудь додумается
(русская пословица)
В VIIтуре преподаватель загадывает загадки , а команды игроков их отгадывают и записывают разгадки на листах для письменных ответов.
Задание: заслушав загадку , напиши разгадку.
1). Примерно века два назад
Открыт он был случайно.
Сейчас знаком с ним стар и млад,
Он и для вас не тайна.
Известно , что горит отлично
В нём сера , фосфор , углерод ,
Железо , магний. Энергично
Сгорает также водород.
2). Газ – ненужный нам отброс –
В поле в пищу перерос.
3). Красноватый будто цветом ,
Ковкий , мягкий , как металл ,
Из кислот же он при этом
Водород не выделял.
Только может окисляться ,
Коль нагреем в кислоте.
Право , можно догадаться
Вам теперь уже вполне.
4). Порознь каждый ядовит ,
Вместе – будит аппетит.
5). В воду шёл и чист и бел ,
Окунулся – посинел.
6). Он безжизненным зовётся ,
Но жизнь без него не создаётся.
7). По прозванью инвалид ,
Но крепок в деле и на вид.
-14-
8). Он яркой звездой загорится ,
Белый и лёгкий металл ,
В тринадцатой клетке таблицы
Почётное место занял.
Для лёгкости в сплавы даётся ,
Мощь самолёта создал.
Тягуч и пластичен , отлично куётся
Серебряный этот металл.
В составе багровых рубинов ,
В сапфировой сини огней ,
В серой обыденной глине ,
В виде наждачных камней.
9). Тот элемент в печной трубе
Находим в виде сажи ,
И в простом карандаше
Его встречаем даже.
10). Гость из космоса пришёл –
В воде приют себе нашёл.
11). Горит лиловым в кислороде ,
Свободным нет его в природе.
Но соль находит примененье
Как для растений удобренье.
12). Ослепительным пламенем ярким ,
Как звёздочка , вспыхнув , горит.
Металл тот и белый , и лёгкий
В двенадцатой клетке стоит.
13). Белым – воздуха боится ,
Покраснел , чтоб сохраниться.
14). Ему не страшно окисленье ,
Пластичностью не превзойдён ,
В кислоте без растворенья
Может содержаться он.
Чтобы легче догадаться ,
Подскажу я вам , что он
Может только растворяться
В «царской водке» целиком.
-15-
15). Хоть многие вещества превращает в яд –
В химии достойна всяческих наград.
16). Металл в солях – опора многих ,
А нас без него не носили бы ноги.
17). Тяжёлый , жидкий и пахучий ,
Подвижный , сильно ядовит.
Удушлив и весьма летучий
Сквозь поры пробки он летит.
В солях почти везде бесцветен ,
Есть в Сахском озере в Крыму ,
Лечебным действием заметен
И всем известен потому.
18). Среди металлов самый главный
Важнейший древний элемент.
В тяжёлой индустрии главный ,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии ,
Расплав его течёт рекой.
Важнее нет в металлургии ,
Он нужен всей стране родной.
19). Хранят обычно в керосине ,
И бегает он по воде ,
В природе , помните отныне ,
Свободным нет его нигде.
В солях открыть везде возможно ,
Желтеет пламя от него ,
И получить из соли можно ,
Как Деви получил его.
20). Только в воду соль попала ,
Холодней в стакане стало.
21). Получишь газы из воды ,
Смешаешь вместе – жди беды.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VIIТУРА: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
-16-
VIIIТУР: «РАЗГАДАЙ КРОССВОРД»
Скучен день до вечера , коли делать нечего
(русская пословица)
VIIIтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу и обсуждение.
Задание: у команд игроков на столах лежат одинаковые кроссворды. Необходимо , используя Периодическую таблицу химических элементов
Д. И. Менделеева , вписать по горизонтали названия элементов-неметаллов. Ключевое слово по вертикали – фамилия русского химика.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VIIIТУРА: только за полностью правильно разгаданный кроссворд команде игроков ставится 9 баллов.
-17-
IXТУР: «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»
Мера всякому делу вера
(русская пословица)
IXтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
Задание: найди выигрышный путь (горизонталь , вертикаль , диагональ) , который состоит из веществ , реагирующих с соляной кислотой , и напиши его как X→ Y→ Z, где X, Y, Z– вещества по горизонтали , вертикали или диагонали , реагирующие с соляной кислотой.
MgO |
Zn |
NaOH |
Br2 |
Hg |
H2 |
Ag |
HBr |
KNO3 |
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IXТУРА: за правильно написанный ответ команде игроков ставится 3 балла.
-18-
XТУР: «РАСПОЗНАЙ ВЕЩЕСТВО ПО ЕГО ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ»
Без меры и лаптя не сплетёшь
(русская пословица)
Xтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
Задание: по описанию физических свойств (органолептическим характеристикам) определи вещество , запиши его формулу или название.
1). Ядовитый газ жёлто-зелёного цвета с резким запахом , в 2.5 раза тяжелее воздуха , вызывающий воспаление слизистых оболочек , удушье , слёзотечение, смерть.
2). Ядовитый бесцветный газ с запахом тухлых яиц , хорошо растворимый в воде , вызывающий галлюцинации , потерю сознания.
3). Бесцветный газ с резким удушливым запахом свинцовой тяжести , сжижающийся при охлаждении до -10 ºС в бесцветную жидкость , вызывает выпадение кислотных дождей.
4). Бесцветный газ с характерным резким запахом , почти в 2 раза легче воздуха, очень хорошо растворимый в воде с образованием слабой летучей щёлочи.
5). Бесцветный газ со слабым запахом и сладковатым вкусом , возбуждающе действующий на нервную систему , вызывающий чувство сонливости.
6). Ядовитый газ бурого цвета с запахом , похожим на запах хлора , растворимый в воде , дыхательный яд.
7). Ядовитый газ с запахом чеснока , тяжелее воздуха в 1.2 раза , «блуждающий огонь» на кладбищах и гниющих болотах.
8). Бесцветный газ без запаха , немного легче воздуха , плохо растворим в воде. Сильнейший кровяной яд , поддерживает горение , но не поддерживает дыхание.
9). Газ без цвета и запаха , легче воздуха , мало растворим в воде. Выделяется со дна болот и из каменноугольных пластов в рудниках.
-19-
10). Неядовитый газ без цвета , вкуса и запаха , немного тяжелее воздуха , мало растворим в воде , поддерживающий процессы горения , дыхания.
11). Газ без цвета и запаха , в 1.5 раза тяжелее воздуха , мало растворим в воде , сжижается при комнатной температуре под давлением 6 МПа. Не поддерживает процессы горения и дыхания. Зажжённая лучина в нём гаснет , а человек и животные при большой его концентрации задыхаются.
12). Газ без цвета , вкуса и запаха , в 14.4 раза легче воздуха , мало растворим в воде (в 1 л воды при 20 ºС растворяется 18 мл этого газа). При -252.8 ºС и атмосферном давлении переходит в жидкое состояние , в котором он также бесцветен.
13). Это вещество бесцветное , не имеет запаха и вкуса. Наибольшую плотность оно имеет при 4 ºС (1 г/мл). Замерзает оно при 0 ºС и кипит при 100 ºС при давлении 101325 Па. Плохо проводит теплоту и электричество. Является хорошим полярным растворителем.
14). Бесцветный газ с резким запахом. При вдыхании раздражает дыхательные пути и вызывает удушье. В 1.3 раза тяжелее воздуха. Во влажном воздухе «дымит». При 0 ºС в 1 л воды растворяется около 500 л этого газа. Водный раствор этого газа является кислотой.
15). Газ без цвета , запаха и вкуса , легче воздуха , мало растворим в воде (при 20 ºС в 1 л воды растворяется 15.4 мл этого газа). Входит в состав воздуха. Не поддерживает процессы горения и дыхания.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XТУРА: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
-20-
XIТУР: «УЗНАЙ УЧЁНОГО ПО ЕГО ПОРТРЕТУ»
И медведя учат , не только человека
(русская пословица)
XIтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
Задание: на рисунках ниже изображены портреты учёных. Установите соответствие между портретами учёных и их инициалами: поставьте нужную цифру к инициалам учёного вместо многоточия.
1 2 3 4
5 6 7 8
-21-
9 10 11 12
….. Й. Я. Берцелиус; ….. А. Л. Лавуазье;
….. Э. Резерфорд; ….. М. В. Ломоносов;
….. Д. И. Менделеев; ….. Э. Франкленд;
….. Р. Бойль; ….. Д. Дальтон;
….. Н. Н. Бекетов; ….. Д. Пристли;
….. М. Склодовская-Кюри; ….. Ж. Л. Пруст.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIТУРА: за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.
-22-
XIIТУР: «РЕШИ ЗАДАЧУ»
Счёт не обманет. Счёт всю правду скажет.
(русская пословица)
XIIтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.
Задание: решите задачу.
К 500 мл 28% - ного раствора аммиака плотностью 0.9 г/мл прибавили 1 л воды (плотность воды 1 г/мл). Найдите концентрацию полученного раствора аммиака в % и в моль/л.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIIТУРА: за полностью правильно решённую задачу командам игроков ставить 6 баллов. Если вычислена верно только одна из концентраций полученного раствора аммиака – ставить 3 балла. Все расчёты должны быть проведены только через формулы , а не способом подгона.
-23-
XIIIТУР: «КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»
Не на пользу читать , коли только вершки хватать
(русская пословица)
XIIIтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
Задание: выбери правильно варианты ответов.
1). К каким классам неорганических соединений относятся:
NaOH , SO2 , Na3PO4 , H2SO4?
Класс соединения Соединение
(1) Соли ………….
(2) Основания ………….
(3) Оксиды ………….
(4) Кислоты ………….
Напишите формулы соединений вместо точек.
2). На чашках весов уравновешены стаканчики с растворами гидроксида натрия (NaOH) и хлорида натрия (NaCl).
Через некоторое время стрелка весов:
(1) отклонится влево;
(2) отклонится вправо;
(3) не изменит своего положения?
Напишите уравнения возможных реакций.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIIIТУРА: за каждое правильно выполненное задание командам игроков ставится 1 балл. Если в задании (2) будет написано одно уравнение реакции , то командам игроков ставится ещё 1 балл. Если в задании (2) будут написаны 2 уравнения реакций , то командам игроков ставится ещё 2 балла. Максимальное число баллов за задание (2) – 3 балла.
-24-
XIVТУР: «РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»
Много на свете умного , да хорошего мало
(русская пословица)
XIVтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
Задание: ответьте на вопросы тестовых номеров.
1). Распределите (условно) указанные ниже вещества по способности к растворимости в воде:
(а) хорошо растворимые;
(б) мало растворимые;
(в) практически нерастворимые.
Вещество Способность к растворимости
(1) Сахар C12H22O11 ………………..
(2) Хлорид серебра AgCl ………………..
(3) Медный купорос CuSO4* 5 H2O ………………..
(4) Поваренная соль NaCl ………………..
(5) Гипс CaSO4* 2 H2O ………………..
(6) Питьевая сода NaHCO3 ………………..
Вместо точек поставьте нужную букву (а , б , в). Для ответа используйте таблицу растворимости.
2). Как будет изменяться электрическая проводимость («лямбда») раствора гидроксида кальция , фиксируемая с помощью гальванометра (смотри рисунок), если через этот раствор пропускать углекислый газ?
Представьте эту зависимость в графическом виде. Напишите уравнения возможных реакций.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIVТУРА: за каждое полностью правильно выполненное задание командам игроков ставится 2 балла.
-25-
XVТУР: «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Без дела жить – только небо коптить
(русская пословица)
XVтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.
Задание: ответьте на вопросы теста.
1). Получаемый в промышленности олеум представляет собой раствор:
а). SO2 в воде; б). SO3 в воде;
в). SO3 в конц. H2SO4; г). SO3 в аккумуляторной H2SO4.
2). В результате современной промышленной деятельности человека кислород воздуха поглощается , а в атмосферу выбрасывается различные оксиды , причём в кислород зелёными растениями перерабатывается только:
а). SO2; б). NO2; в). CO; г). CO2.
3). При синтезе аммиака в промышленности используют катализатор:
а). V2O5; б). Pt; в). Fe; г). Ni.
4). Для получения водорода в промышленности не используется реакция:
а). C+ H2O(пар)→ б). CaH2+ H2O→
в). Fe+ H2O(пар) → г). электролиз воды
5). При производстве серной кислоты контактным способом в качестве катализатора при окислении оксида серы (IV) в оксид серы (VI) используют:
а). Fe; б). Ni; в). Al2O3; г). V2O5.
6). Нейтрализация фосфорной кислоты аммиаком позволяет получить ценное удобрение:
а). селитру; б). аммофос;
в). костную муку; г). фосфоритную муку.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XVТУРА: за каждое правильно выполненное задание командам игроков ставится 1 балл.
-26-
XVIТУР: «ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»
Без муки нет науки
(русская пословица)
XVIтур даётся командам игроков на экспериментальную самостоятельную работу.
Задание: реши задачи на:
а). способ разделения сухой смеси веществ;
б). способ разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей;
в). способ распознавания веществ с помощью качественных реакций на них.
Ход работы: одна команда игроков получает задание на способ разделения сухой смеси веществ , другая команда игроков получает задание на способ разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей , третья команда игроков получает задание на способ распознавания веществ с помощью качественных реакций на них. Если команд игроков более трёх , то задания повторяются.
Команды игроков подходят к определённым столам с химическим оборудованием и каждая из них выполняет своё задание.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XVIТУРА: за каждое полностью правильно выполненное задание команде игроков ставится 5 баллов. Если будут какие-то небольшие недочёты (ошибки) , проверяющий может снизить результат до 2 – 4 баллов (по его усмотрению). Способы решения смотрите на листках с ответами.
-27-
ИТОГИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ ПО ХИМИИ
«ЮНЫЙ ХИМИК»
Команда игроков |
Номер тура (число баллов) |
Итого балл. |
Мес- то
|
|||||||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
XIII |
XIV |
XV |
XVI |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГОВЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ: призовые места ставятся комиссией (членами жюри) в соответствии с максимально набранным командой игроков общим числом балов.
-28-
ОТВЕТЫ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ИГРУ «ЮНЫЙ ХИМИК»
Учёный идёт , а неучёный спотыкается
(русская пословица)
IТУР IIТУР
1. материей; 1. CaCO3;
2. физическими телами;
3. электронным облаком или орбиталью; 2. Na3PO4;
4. вода;
5. атомом; 3. Cl2O7;
6. водород;
7. озоновый слой; 4. Cu2S;
8. нефть;
9. углекислым газом; 5. KH.
10. ртуть.
IIIТУР
1. Нитрид алюминия – это сложное вещество , так как состоит из разных
химических элементов– алюминия и азота.
2. При разложении известняка образуются два сложных вещества – оксид
кальция и углекислый газ.
3. Сложное вещество хлорид бария содержит два химических элемента –
барий и хлор.
4. Взаимодействие простых веществ – водорода и кислорода приводит к
образованию сложного вещества – воды.
5. Серная кислота является сложным веществом , так как содержит атомы
трёх химических элементов – водорода , серы и кислорода.
-29-
IVТУР VТУР
9– фарфоровый тигель; 4 – фосген;
6– капельная воронка; 6 – сернистый газ;
2– плоскодонная колба; 1 – веселящий газ (закись азота);
10– кристаллизатор; 8 – угарный газ;
5– обычная воронка; 2 – водяной газ;
1 – пробирка; 9 – углекислый газ;
4– коническая колба; 7 – серный газ;
8– фарфоровая ступка 3 – гремучий газ;
с пестиком; 5 – природный газ (болотный
7 – химический стакан; или рудничный газ).
3 – круглодонная колба.
VIТУР
1 – а; 6 – а;
2 – г; 7 – б;
3 – б; 8 – г;
4 – в; 9 – в;
5 – г; 10 – б.
VIIТУР
1 – кислород; 11 – калий;
2 – углекислый газ; 12 – магний;
3 – медь; 13 – фосфор;
4 – хлорид натрия; 14 – золото;
5 – сульфат меди (II) или 15 – сера;
медный купорос; 16 – кальций;
6 – азот; 17 – бром;
7 – хром; 18 – железо;
8 – алюминий; 19 – натрий;
9 – углерод; 20 – нитрат аммония или
10 – водород; аммиачная селитра;
21 – гремучая смесь из
водорода и
кислорода
(гремучий газ).
-30-
VIIIТУР
1 – кремний; 6 – хлор;
2 – углерод; 7 – гелий;
3 – неон; 8 – сера;
4 – кислород; 9 – водород.
5 – селен;
Ключевое слово – Менделеев.
IXТУР
Правильный ответ: MgO→Zn→ NaOH.
XТУР
1 – хлор (Cl2); 9 – метан (CH4);
2 – сероводород(H2S); 10 – кислород (O2);
3 – сернистый газ (SO2); 11 – углекислый газ (CO2);
4 – аммиак (NH3); 12 – водород (H2);
5 – закись азота или «веселящий газ» (N2O); 13 – вода (H2O);
6 – диоксид азота или бурый газ (NO2); 14 – хлороводород (HCl);
7 – фосфин (PH3); 15 – азот (N2).
8 – угарный газ (CO);
XIТУР
8 – И. Я. Берцелиус; 6 – А. Л. Лавуазье;
12 – Э. Резерфорд; 4 – М. В. Ломоносов;
2 – Д. И. Менделеев; 5 – Э. Франкленд;
1 – Р. Бойль; 3 – Д. Дальтон;
7 – Н. Н. Бекетов; 9 – Д. Пристли;
10 – М. Склодовская-Кюри; 11 – Ж. Л. Пруст.
-31-
XIIТУР
РЕШЕНИЕ
1). m28% р-ра NH3= ρ28% р-ра NH3* V28% р-ра NH3= 0.9 * 500 = 450 г;
2). mNH3 в 28% р-ре = (w28% р-ра NH3* m28% р-ра NH3) / 100% =
= 28 * 450 / 100 = 126 г;
3). mH2O= ρH2O* VH2O= 1 * 1000 = 1000 г;
4). mр-ра после разб. = mH2O+ m28% р-ра NH3= 1000 + 450 = 1450 г;
5). Wполуч. р-ра NH3= (mNH3в 28% р-ре* 100%) / mр-ра после разб. =
= 126 * 100 / 1450 = 8.7%;
6). MNH3= 14 + 1 * 3 = 17 г/моль;
νNH3 = mNH3в 28% р-ре / MNH3= 126 / 17 = 7.4 моль;
7). Vр-ра после разб. = V28% р-раNH3+ VH2O= 500 + 1000 = 1500 мл = 1.5 л;
8). CMполуч. р-ра NH3= νNH3/ Vр-ра после разб. = 7.4 / 1.5 = 4.94 моль/л.
Ответ: Wполуч. р-раNH3= 8.7%; CMполуч. р-ра NH3= 4.94 моль/л.
-32-
XIIIТУР
1). Класс соединения Соединение
(1) Соли Na3PO4
(2) Основания NaOH
(3) Оксиды SO2
(4) Кислоты H2SO4
2). Левый стаканчик (с раствором NaOH) станет тяжелее в результате
поглощения углекислого газа из воздуха по одной из реакций:
NaOH +CO2→ NaHCO3 (1)
2 NaOH+ CO2→ Na2CO3+ H2O (2)
Ответ: (2) стрелка весов отклонится вправо.
-33-
XIVТУР
1). (1) – а; (4) – а;
(2) – в; (5) – б;
(3) – а; (6) – а.
2). При пропускании углекислого газа через раствор гидроксида кальция
Электрическая проводимость раствора («лямбда») сначала будет достаточно
быстро уменьшаться , так как образуется нерастворимый карбонат кальция
(CaCO3↓):
Ca(OH)2+CO2→ CaCO3↓ +H2O (1)
При дальнейшем пропускании углекислого газа через раствор , содержащий
нерастворимый осадок карбоната кальция , осадок растворяется и образуется
раствор гидрокарбоната кальция Ca(HCO3)2:
CaCO3↓ + H2O + CO2→ Ca(HCO3)2 (2)
Электрическая проводимость (лямбда) образующегося раствора постепенно
будет возрастать в результате растворимости гидрокарбоната кальция:
XVТУР
1 – в; 4 – б;
2 – г; 5 – г;
3 – в; 6 – б.
-34-
XVIТУР
а). Iкоманда игроковполучает задание на способ разделения сухой смеси веществ.
Задание: в химическом стакане выдана сухая смесь веществ из S, NaCl, SiO2. Требуется разделить эту смесь и выделить из неё каждое из веществ в сухом виде.
Ответ: растворим сухую смесь в химическом стаканчике с холодной водой.
NaClрастворится , SiO2не растворится и осядет на дно , Sне растворится и всплывёт на поверхность. Удаляем S(серу) ложечкой (дуршлагом) , а SiO2(песок) с раствором NaCl(хлорида натрия) фильтруем. В результате фильтрования в фильтрате будет находиться раствор хлорида натрия , в фильтре – мокрый песок.
Чтобы получить выделенные вещества в сухом виде их подвергают сушке (в токе воздуха – песок и серу) и выпариванию (воды из раствора хлорида натрия). Таким образом проводят процессы разделения сухой смеси и выделения веществ в сухом виде.
б). IIкоманда игроковполучает задание на способ разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей.
Задание: выдана в колбе смесь двух бесцветных жидкостей – воды и амилового спирта. Требуется её разделить и выделить каждую жидкость по отдельности.
Ответ: выданную смесь растворов разделяем с помощью делительной воронки. Наливаем в делительную воронку исходную смесь двух жидкостей – воды и амилового спирта. Закрываем делительную воронку крышкой. Смесь жидкостей хорошо встряхиваем в делительной воронке , чтобы была отчётливо видна граница раздела двух взаимно несмешивающихся друг в друге жидкостей с разными плотностями. В верхней фазе делительной воронки будет находиться амиловый спирт , так как он имеет плотность ρ= 0.792 г/мл и является более лёгким компонентом смеси жидкостей. В нижней части делительной воронки находится вода , так как она имеет плотность ρ= 1 г/мл и является более тяжёлым компонентом смеси жидкостей.
Подносим к нижней части делительной воронки химический стакан и открываем потихоньку кранчик в его нижней части. Воду сливаем в химический стакан всю вплоть до границы её соприкосновения с амиловым спиртом. Затем кранчик закрываем. В результате разделения в химическом стакане находится вода , а в делительной воронке – амиловый спирт.
Таким образом проводится процесс разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей.
-35-
в). IIIкоманда игроковполучает задание на способы распознавания веществ с помощью качественных реакций на них.
Задание: в 4-х пронумерованных химических стаканчиках выданы бесцветные растворы веществ: NaCl,Na2SO4, NaOH, NaNO3.
Требуется распознать , где и в каком стаканчике содержится каждый из оговорённых в задании веществ (учащиеся команды игроков не знают , что в каком химическом стаканчике находится и должны это определить с помощью качественных реакций).
Ответ: выданные вещества из химических стаканчиков нужно выливать по немногу в рабочие пробирки.
1). Добавим в каждую из 4-х рабочих пробирок с исходными растворами выданных веществ 1-2 капли фенолфталеина и в той из пробирок , где появится малиновое окрашивание всего раствора , находится раствор гидроксида натрия (NaOH). Это химический стакан №1:
NaOH+ ф/ф → малиновое окрашивание раствора
В оставшихся 3-х других рабочих пробирках никаких изменений нет.
2). В три пустые рабочие пробирки прильём оставшиеся по отдельности исходные растворы веществ (NaCl, Na2SO4, NaNO3). Затем добавим к ним раствор нитрата серебра (AgNO3) и по образовавшемуся в одной из пробирок белому творожистому осадку хлорида серебра(AgCl↓) определим , что в химическом стаканчике №3 находится раствор хлорида натрия (NaCl):
NaCl+ AgNO3→ NaNO3+ AgCl↓
В оставшихся двух других рабочих пробирках никаких изменений нет.
3). В две пустые рабочие пробирки прильём оставшиеся по отдельности исходные растворы веществ (Na2SO4, NaNO3). Затем добавим к ним раствор хлорида бария (BaCl2)и по образовавшемуся белому мутному осадку сульфата бария (BaSO4↓) в одной из пробирок определим , что в химическом стаканчике №2 находится раствор сульфата натрия (Na2SO4):
Na2SO4+ BaCl2→ 2 NaCl+BaSO4↓
В оставшейся другой рабочей пробирке никаких изменений нет.
4). Чтобы убедиться , что в оставшемся химическом стаканчике №4 находится один из исходных растворов – NaNO3 , добавим в рабочую пробирку с ним концентрированный раствор серной кислоты (H2SO4) и медную стружку (Cu).
-36-
По выделяющемуся бурому газу – диоксиду азота (NO2) мы убеждаемся , что
оставшийся реактив в химическом стаканчике №4 – раствор NaNO3:
2 NaNO3+ 2 H2SO4+Cu → Na2SO4+ CuSO4 + 2 NO2↑+ 2 H2O
Таким образом проводится способ распознавания веществ с помощью качественных реакций на них.
Ответ: в химическом стаканчике №1 находится раствор гидроксида натрия (NaOH);
в химическом стаканчике №2 находится раствор сульфата натрия (Na2SO4);
в химическом стаканчике №3 находится раствор хлорида натрия (NaCl);
в химическом стаканчике №4 находится раствор нитрата натрия (NaNO3).
-37-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гара Н. Н. Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации в 8 – 9 классах. Книга для учителя / Н. Н. Гара , М. В. Зуева. – М.: Просвещение , 2006. – 175 с. , ил. – (Текущий контроль).
2. Ким Е. П. Химия 8 – 9 классы: внеклассные мероприятия (игры ,
шоу-программы , театрализованные представления) / автор-составитель
Е. П. Ким. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель , 2011. – 134 с.
3. Краснянский А. В. Введение в химические расчёты. Справочное
руководство для средней школы. Часть 1. Москва , 1998. – 120 с.
4. Краснянский А. В. Введение в химические расчёты. Справочное
руководство для средней школы. Часть 2. Москва , 1998. – 76 с.
5. Кузнецова Н. Е. , Лёвкин А. Н. Задачник по химии для 8 класса. – М.:
Вентана-Граф , 2002. – 128 с. , ил.
6. Кузнецова Н. Е. , Лёвкин А. Н. Задачник по химии для учащихся 9 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф , 2004. – 128 с. , ил.
7. Малякин А. М. Решение задач по химии. – СПб: Издат. Дом «Корвус» ,
ТОО «Андрей» , 1995. – 416 с.
8. Маркушев В. А. , Безрукова В. С. , Кузьмина Г. А. и др. Научно-
Педагогические основы развития методики профессионального обучения:
Третьи педагогические чтения. – СПб , УМЦ Ком-та по образ. ,2005. – 298 с.
9. Метельский А. В. Химия в экзаменационных вопросах и ответах.
Справочник для учителей , репетиторов и абитуриентов. – Минск:
«Белорусская энциклопедия» , 1997. – 544 с. , ил.
10. Радецкий А. М. Дидактический материал по химии для 8 – 9 классов.
Пособие для учителя / А. М. Радецкий , В. П. Горшкова. – 4-е изд. – М.:
Просвещение , 2001. – 78 с.
11. Сорокин В. В. , Злотников Э. Г. Как ты знаешь химию? – 2-е изд. ,
перераб. и доп. – СПб: Химия , 1993. – 352 с. , ил.
-38-
12. Хомченко Г. П. Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. – 3-е изд.,
исправл. и доп. – М.: «Новая Волна» , 1996. – 464 с. , ил.
-39-
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ………………………………………………………………………... 1
Введение ……………………………………………………………………………. 3
Методический комментарий ……………………………………………………… 5
Цели интеллектуальной игры ………………………………………………….….. 5
Оформление кабинета ………….………………………………………………….. 6
План мероприятия …………………………………………………………….…… 7
Iтур: "Разминка" ………………………………………………………….......... 7
IIтур: "Химический диктант" ………………………..……………………….. 8
IIIтур: "Вставьте пропущенные слова" …………………………………….… 9
IVтур: "Выбери лабораторную посуду" …………………………………..... 10
Vтур: "Определи газ" ……………………………………………………...… 11
VIтур: "Выдели учёного по его заслугам" …………………………………. 12
VIIтур: "Химические загадки" …………………………………………...…. 14
VIIIтур: "Разгадай кроссворд" ………………...…………………………….. 17
IXтур: "Крестики-нолики" …………………………………………………... 18
Xтур: "Распознай вещество по его органолептическим характеристикам" ..19
XIтур: "Узнай учёного по его портрету" …………………………...………. 21
XIIтур: "Реши задачу" ……………………………………………………...... 23
XIIIтур: "Классы неорганических соединений" ………………………….... 24
XIVтур: "Растворы электролитов" ………………………………………...... 25
XVтур: "Химическая технология" ………………………………………….. 26
XVIтур: "Химический эксперимент" …………………………………….…. 27
Итоги интеллектуальной игры по химии "Юный химик" …….……………….. 28
Ответы на интеллектуальную игру "Юный химик" …..…………………….….. 30
Список используемой литературы ………………………………………………. 38
-40-