Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Учебно-методическое пособие по химии. Интеллектуальная игра

Юный химик

Самохвалов Андрей Сергеевич,
учитель химии , биологии , изо  ГБОУ СОШ №336

Невского района  Санкт-Петербурга

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наука не пиво – в рот не вольёшь

(русская пословица)

Химия как общеобразовательный предмет обладает своими особенностями. К числу важнейших из них относится абстрактность большинства химических понятий и явлений. Никто из нас не видел атомов и молекул , движения электронов и многого другого. Это порождает ряд серьёзных трудностей ещё при изучении химии в школе. Учёными доказано отсутствие психологической готовности школьников 8 класса к восприятию и усвоению абстрактного химического материала: сначала это первоначальных химических понятий , а затем всего объёма школьного курса. Как следствие – резкое снижение интереса учащихся к предмету.

По данным исследований [8] только 10% абитуриентов системы начального профессионального образования в начале Iполугодия назвали химию среди любимых школьных предметов , хотя на косвенные вопросы о необходимости химических знаний каждому образованному человеку и о том , интересны ли им причины изменений веществ , их сравнение , положительно ответили соответственно 40.1%  и 50%  абитуриентов системы НПО.

Из этого следует , что предмет химия интересен для наших учеников , но существуют трудности , лежащие в процессе её изучения , что необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса. И для того , чтобы ребята были заинтересованы в изучении химии , воспитывали в себе хотя бы некоторые черты интеллектуалов , развивали коммуникабельность , ориентировались в вопросах химических понятий , процессов и т. п. , я провожу интеллектуальные игры.

Интеллектуальная игра «Юный химик» представляет собой сборник комплектов проверочных заданий по неорганической и общей химии , составленных в виде разнообразных тестов и индивидуальных заданий (с применением химического эксперимента). Они позволяют игрокам (учащимся) самостоятельно проверить свои знания по химии и определить уровень своей подготовки. Игра выполняет двойную функцию – контролирующую и обучающую.

Новизна предлагаемой игры заключается в том , что в качестве проверочных подготовлены комплексные задания , включающие в себя ряд вопросов из разных разделов химии. Они включают задания как с конструктивным типом ответов , так и с выборочным , а также задания с практическим проведением химического эксперимента.

Для выборки даны такие ситуации , которые имеют место в той или другой области химии. В качестве альтернативных ответов предусмотрены также и такие  ,  которые  не  составляют предмета усвоения. Задания с конструктивным

-1-

типом   ответов   позволяют  полнее  охватить  основные  виды  познавательной

деятельности интересующихся химией.

Особенностью игры является то , что в содержании самих вопросов заложена учебная информация в очень экономной и доступной форме. Эта информация либо изначально известна учащимся , либо они получают её вместе с вопросами. Ещё одна особенность игры в расширении гуманитарного кругозора учащихся – это включение в задания вопросов , касаемых кратких сведений о выдающихся учёных-химиках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2-

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Без дела жить – только небо коптить

(русская пословица)

 

У каждого интересующегося или изучающего химию может появиться желание проверить свои знания. Это можно легко и с достаточной надёжностью сделать с помощью интеллектуальной игры с тестовыми заданиями. Такой метод самоконтроля способствует сознательному изучению химии , исключает формальный подход к усвоению фундаментальных химических понятий и фактического материала. Тестовые задания не только помогают реализовать самоконтроль , но и позволяют самостоятельно совершенствовать и углублять знания по химии , что в свою очередь способствует развитию интереса к этому предмету , к использованию полученных знаний в повседневной жизни , на практике.

В интеллектуальной игре собраны тесты с выборочным типом ответа , тесты соотнесения , тесты с самостоятельно конструируемым ответом.

Тестовые задания с выборочным типом ответапредполагают обязательное наличие в каждом наборе альтернативных ответов лишь одного , который является полным и правильным. В тестах соотнесения необходимо выбрать правильные ответы для каждого случая. Тестовые задания с самостоятельно конструируемым ответом составлены таким образом , чтобы можно было сконструировать максимально краткий и однозначный ответ.

Используемое в тестах обозначение (…) означает , что здесь должно быть либо текстовое его продолжение , сконструированное вами , либо соответствующие формулы веществ и уравнения химических реакций , а в ряде случаев – числовое значение ответа. На каждом столе игроков лежат листы для письменных ответов формата А4 с номерами и названиями туров. Для облегчения работы , лучшего восприятия материала , экономии времени игрокам на листах для письменных ответов приведены таблицы , рисунки , графики , текст с пропущенными словами , формулы веществ.

Важная рекомендация – необходимо запастись электронным микрокалькулятором. Это поможет вам при решении заданий отдельных тестов и сэкономит ваше время. При работе с тестами важно , чтобы вы их внимательно изучили (слушали вопросы) , так как в них содержится большая и полезная информация. Иногда эта информация помогает составить правильный ответ.

Задания (туры) с помощью проекционной системы демонстрируются преподавателем на интерактивной доске.

Задания (туры) построены так , что дают возможность проверить ваши знания по общей химии , по систематическому курсу неорганической химии , по некоторым вопросам химической технологии , а также проверить себя в

-3-

области химического эксперимента.

В конце игры содержатся ответы , пояснения и решения заданий к тестам. В тех случаях , когда  ответ  очевиден и не требует  каких-либо  пояснений , приведён

только его номер (буква) , в других же случаях дано либо краткое , либо подробное пояснение к нему.

Желаю вам успеха в этой интеллектуальной игре!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-4-

Представляю интеллектуальную игру «Юный химик» , проведённую мною среди нескольких командных групп учащихся 9 классов.

 

 

Методический комментарий.  Предлагаемую игру целесообразно провести в конце учебного года при обобщении и повторении изученного материала.

В игре участвуют: команды учащихся 9 классов в составе по 10 человек – основные игроки;  количество команд от 2 до 5;  3 человека – члены жюри;  один ведущий (преподаватель);  группа болельщиков.

Тестовые и индивидуальные задания для каждого тура записаны на листах формата А4 и положены на игровые столы каждой из команд (на листах у каждой командной группы определённым цветом для удобства проверки написаны её номер , номера и названия туров).

Каждая из групп выбирает себе капитана команды. Участники команд внимательно выслушав ведущего , обсуждают между собой варианты ответов , пишут ответы на листах формата А4 данного тура и после времени , отведённого на размышления , капитаны команд несут листки с ответами членам жюри для проверки. Критерии оценивания каждого тура изложены на листках с заданиями. У каждого члена жюри имеется по экземпляру распечатанной игры , листки с ответами , итоговая таблица результатов игры , итоговый критерий оценивания игры.

В игре 16 туров. Длительность игры 2 часа.

В заключение игры проводится награждение команды игроков-победителей , для которых наступает «Звёздный час» , им предоставляется право сказать своё мнение: об училище , о химии , о своей победе и т. д.

 

 

ЦЕЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ:

1). развить у учащихся собственную инициативу , интерес и познавательную

     активность к предмету;

2). накопление определённого запаса знаний , фактов и сведений , умений и

     навыков , дополняющих и углубляющих знания , приобретённые учащимися

     в основном курсе химии средней школы , а также способность учащихся

     самим оценить уровень своей подготовки;

3). способствовать  воспитанию коммуникабельности , адаптивности , 

     самооценки , совершенствованию творческих способностей , умению

     мыслить логически;

4). поощрение учащихся групп.

 

 

 

 

 

-5-

ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА:

1). на интерактивной доске – эпиграф:

«Что умеете хорошего , то не забывайте ,

а чего не умеете , тому учитесь…»

(Владимир Мономах , «Русская правда»)

 

2). раздаточный материал: таблицы Менделеева , растворимости ,

     электрохимического ряда напряжений металлов , ряда

     электроотрицательности неметаллов , листы формата А4 с подписью туров

     для письменных ответов игроков;

 

3). химическое   оборудование   для   экспериментов:     делительные   воронки ,

     химические стаканы  ,  фильтры бумажные  ,  воронки  для  фильтрования  ,

     ложечки (дуршлаги)  ,  стеклянные  палочки  для  перемешивания , подносы;

 

4). реактивы (для каждой командной группы):

     поднос 1:  4 химических стакана с бесцветными растворами веществ  NaCl,

    Na2SO4, NaOH, NaNO3;

     поднос 2:      сухая смесь веществ в химическом стакане из NaCl, S, SiO2;

     поднос 3:      смесь в колбе двух бесцветных растворов – воды и амилового

                           спирта;

 

5). реактивы-осадители или качественные реактивы в закрытых склянках:

     фенолфталеин;      растворы AgNO3  ,  BaCl2  ,  H2SO4(конц.)  ,  Cu(тв.);

 

6). проекционная  система  для  демонстрации  слайдов:   портретов  ,  цитат  ,

     кроссвордов , таблиц , рисунков;

 

7). интерактивная доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-6-

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

 

 

IТУР:  «РАЗМИНКА»

 

Лиха беда начало

(русская пословица)

 

Iтур проводится преподавателем для команд игроков под диктовку.

 

Задание: заслушав определение , напиши название.

 

1). Окружающий нас мир во всём его многообразии , существующий в виде веществ и полей , называется…

 

2). Окружающие нас предметы называются…

 

3). Модель квантовой механики , описывающая состояние электрона в атоме , называется…

 

4). Важнейшим , самым распространённым и необходимым на Земле веществом, способным существовать в трёх агрегатных состояниях , является…

 

5). Электронейтральная частица , состоящая из положительно заряженного ядра и движущихся в его поле электронов , называется…

 

6). Самым лёгким газом на Земле является…

 

7). Защитным экраном атмосферы Земли , препятствующим проникновению на планету короткого ультрафиолетового излучения является…

 

8). Жидким природным ископаемым сырьём на планете является…

 

9). Газ , выделяющийся при дыхании живых организмов , сгорании топлива , а также при брожении , тлении и гниении различных органических веществ , образующий вместе с пылью в верхних слоях атмосферы «парниковый эффект» над тем участком территории , где он находится , называется…

 

10). Жидким металлом , имеющим температуру кипения , равную -38.9 ºС , является…

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IТУРА:  за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.

-7-

IIТУР:  «ХИМИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

 

Повторение – мать учения

(русская пословица)

 

IIтур проводится преподавателем для команд игроков под диктовку.

 

Задание: напишите формулы веществ , если известно , что в их состав входят:

 

1).  1 атом кальция , 1 атом углерода , 3 атома кислорода;

 

2).  3 атома натрия , 1 атом фосфора , 4 атома кислорода;

 

3).  2 атома хлора , 7 атомов кислорода;

 

4).  2 атома меди , 1 атом серы;

 

5).  1 атом калия , 1 атом водорода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IIТУРА:  за каждую правильно написанную формулу команде игроков ставится 1 балл.

 

 

-8-

IIIТУР:  «ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА»

 

С одного конца хитро , с другого мудренней того;

а в серёдке ум за разум заходит

(русская пословица)

 

IIIтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.

 

Задание: в приведённых предложениях вместо точек вставьте в нужном числе и падеже  необходимые  по  значению  слова  –  «химический  элемент»  ,

«простое вещество» , «сложное вещество».

 

1). Нитрид алюминия – это …………………………….. , так как состоит из разных …………………………….. - алюминия и азота.

 

2). При разложении известняка образуются два …………………………….. – оксид кальция и углекислый газ.

 

3). …………………………….. хлорид бария содержит два

 …………………………….. – барий и хлор.

 

4). Взаимодействие …………………………….. – водорода и кислорода приводит к образованию …………………………….. – воды.

 

5). Серная кислота является …………………………….. , так как состоит из атомов трёх …………………………….. – водорода , серы и кислорода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IIIТУРА:  за каждый правильно написанный пункт задания команде игроков ставится 1 балл.

 

 

-9-

IVТУР:  «ВЫБЕРИ ЛАБОРАТОРНУЮ ПОСУДУ»

 

Без терпения нет учения

(русская пословица)

 

IVтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.

 

Задание: для данного перечня названий лабораторной посуды вместо точек поставьте нужную цифру рисунка.

 

 

 

….. – фарфоровый тигель;

 

….. – капельная воронка;

 

….. – плоскодонная колба;

 

….. – кристаллизатор;

 

….. – обычная воронка;

 

….. – пробирка;

 

….. – коническая колба;

 

….. – фарфоровая ступка с пестиком;

 

….. – химический стакан;

 

….. – круглодонная колба.

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IVТУРА:  за каждую правильно выбранную лабораторную посуду команде игроков ставится 1 балл.

-10-

VТУР:  «ОПРЕДЕЛИ ГАЗ»

 

Где учение , там и умение

(русская пословица)

 

Vтур даётся команде игроков письменно на самостоятельную работу.

 

Задание:  для  данного  перечня  названий  газов вместо точек поставьте цифру ,

у которой данный газ находится в виде химической формулы.

 

Перечень химических формул газов:

 

1). N2O;             2). смесь (CO+H2);              3). смесь (H2+ O2)по объёму 2:1;

 

4). COCl2;          5). CH4;                                    6). SO2;

 

7). SO3;               8). CO;                                     9). CO2.  

 

 

….. – фосген;

 

….. – сернистый газ;

 

….. – веселящий газ (закись азота);

 

….. – угарный газ;

 

….. – водяной газ;

 

….. – углекислый газ;

 

….. – серный газ;

 

….. – гремучий газ;

 

….. – природный газ (болотный или рудничный газ).

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VТУРА:  за каждый правильно выбранный газ (химическую формулу газа) команде игроков ставится 1 балл.

 

-11-

VIТУР:  «ВЫДЕЛИ УЧЁНОГО ПО ЕГО ЗАСЛУГАМ»

 

Копни поглубже , найдёшь погуще

(русская пословица)

 

VIтур проводится преподавателем для команд игроков под диктовку.

 

Задание: узнай учёного по его заслугам и выбери правильно только один ответ в каждом из вопросов теста.

 

1). Учёный , указавший , что цель химии состоит не в получении золота и серебра , а в изготовлении лекарств. Этот учёный…

а). Парацельс;             б). Агрикола;             в). Демокрит;             г). Аристотель.

 

2). Древнегреческий учёный и философ , считал , что в основе окружающей природы лежит вечная первоматерия , которой свойственны 4 основных качества: теплота и холод , сухость и влажность. Эти 4 качества , по его мнению , могли быть отделены от первоматерии или прибавлены к ней в любом количестве. Этот учёный и философ…

а). Парацельс;             б). Агрикола;             в). Демокрит;             г). Аристотель.

 

3). Этот учёный проводил опыты с накаливанием металлов в запаянных сосудах. Своими опытами он доказал , что масса веществ , полученных в результате опыта , была точно такой же , что и до его начала. Этим учёным был…

   а). А. М. Бутлеров;                                                                  б). М. В. Ломоносов;

   в). Д. И. Менделеев;                                                                г). С. В. Лебедев.

 

4). Учёный , создавший теорию строения органических соединений , которая позволила привнести в химическую систематику огромное число органических веществ , без которой немыслимы были бы современные успехи в создании новых полимерных материалов. Этот учёный…

   а). А. Б. Нобель;                                                                    б). Н. Д. Зелинский;

   в). А. М. Бутлеров;                                                                г). А. Я. Данилевский.

 

5). Учёный , доказавший несостоятельность алхимических идей , пропитанных магией и верой в сверхестественные силы , давший впервые научные определения важнейшим понятиям химии. Главной задачей по его мнению является ответ на вопрос: из чего состоит материальный мир , как состав веществ влияет на их свойства. Этот учёный…

   а). Иоганн Дёберейнер;                                                                 б). Карл Шееле;

   в). Джон Дальтон;                                                                          г). Роберт Бойль.

 

-12-

6). Учёный , объединивший сходные между собой элементы в триады. Он сравнивал их атомные массы и обнаружил , что значение атомной массы промежуточного в триаде элемента равно среднему арифметическому атомных масс крайних элементов триад. Этот учёный…

   а). Иоганн Дёберейнер;                                                           б). Фридрих Кекуле;

   в). Эмиль Фишер;                                                                     г). Карл Шееле.

 

7). Учёный , расположивший химические элементы по спирали с увеличением их относительных атомных масс под другими химическими элементами так , что удавалось установить сходство некоторых из них по вертикали. Этот учёный…

   а). Джон Ньюлендс;                                                           б). Анри де Шанкуртуа;

   в). Лекок де Буабодран;                                                     г). Виктор Мейер. 

 

8). Учёный-энциклопедист , сформулировал основы атомно-молекулярного учения , рассматривал строение вещества не как определённую комбинацию атомов , но как сочетание более крупных частиц – корпускул , которые , в свою очередь , состоят из более мелких частиц – элементов. Этот учёный…

   а). Н. Н. Бекетов;                                                                  б). В. В. Марковников;

   в). С. В. Лебедев;                                                                  г). М. В. Ломоносов.

 

9). Учёный , впервые высказавший мысль о том , что все тела состоят из мельчайших , невидимых , неделимых и вечно движущихся твёрдых частиц материи , которые он назвал атомами. Этот учёный…

   а). Агрикола;                 б). Шееле;                 в). Демокрит;                 г). Кекуле. 

 

10). Учёный , открывший основополагающий закон химии , названный в его честь Периодическим законом химических элементов и создавший на его основе научную классификацию химических элементов – Периодическую систему. Этот учёный…

   а). И. А. Каблуков;                                                                   б). Д. И. Менделеев;

   в). А. Л. Лавуазье;                                                                    г). К. Л. Бертолле.

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VIТУРА:  за каждый правильный ответ теста команде игроков ставится 1 балл.

 

 

-13-

VIIТУР:  «ХИМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ»

 

Кто думает , до чего-нибудь додумается

(русская пословица)

 

В VIIтуре преподаватель загадывает загадки , а команды игроков их отгадывают и записывают разгадки на листах для письменных ответов.

 

Задание: заслушав загадку , напиши разгадку.

 

                                   1).  Примерно века два назад

                                         Открыт он был случайно.

                                         Сейчас знаком с ним стар и млад,

                                         Он и для вас не тайна.

                                         Известно , что горит отлично

                                         В нём сера , фосфор , углерод ,

                                         Железо , магний. Энергично

                                         Сгорает также водород.

 

                                   2).  Газ – ненужный нам отброс –

                                         В поле в пищу перерос.

 

                                   3).  Красноватый будто цветом ,

                                         Ковкий , мягкий , как металл ,

                                         Из кислот же он при этом

                                         Водород не выделял.

                                         Только может окисляться ,

                                         Коль нагреем в кислоте.

                                         Право , можно догадаться

                                         Вам теперь уже вполне.

 

                                   4).  Порознь каждый ядовит ,

                                         Вместе – будит аппетит.

 

                                   5).  В воду шёл и чист и бел ,

                                         Окунулся – посинел.

 

                                   6).  Он безжизненным зовётся ,

                                         Но жизнь без него не создаётся.

 

                                   7).  По прозванью инвалид ,

                                         Но крепок в деле и на вид.

 

-14-

                                   8).  Он яркой звездой загорится ,

                                         Белый и лёгкий металл ,

                                         В тринадцатой клетке таблицы

                                         Почётное место занял.

                                         Для лёгкости в сплавы даётся ,

                                         Мощь самолёта создал.

                                         Тягуч и пластичен , отлично куётся

                                         Серебряный этот металл.

                                         В составе багровых рубинов ,

                                         В сапфировой сини огней ,

                                         В серой обыденной глине ,

                                         В виде наждачных камней.

 

                                   9).  Тот элемент в печной трубе

                                         Находим в виде сажи ,

                                         И в простом карандаше

                                         Его встречаем даже.

 

                                 10).  Гость из космоса пришёл –

                                         В воде приют  себе нашёл.

 

                                 11).  Горит лиловым в кислороде ,

                                         Свободным нет его в природе.

                                         Но соль находит примененье

                                         Как для растений удобренье.

 

                                 12).  Ослепительным пламенем ярким ,

                                         Как звёздочка , вспыхнув , горит.

                                         Металл тот и белый , и лёгкий

                                         В двенадцатой клетке стоит.

 

                                 13).  Белым – воздуха боится ,

                                         Покраснел , чтоб сохраниться.

 

                                 14).  Ему не страшно окисленье ,

                                         Пластичностью не превзойдён ,

                                         В кислоте без растворенья

                                         Может содержаться он.

                                         Чтобы легче догадаться ,

                                         Подскажу я вам , что он

                                         Может только растворяться

                                         В «царской водке» целиком.

 

-15-

                                  15).  Хоть многие вещества превращает в яд –

                                          В химии достойна всяческих наград.

 

                                  16).  Металл в солях – опора многих ,

                                          А нас без него не носили бы ноги.

 

                                  17). Тяжёлый , жидкий и пахучий ,

                                         Подвижный , сильно ядовит.

                                         Удушлив и весьма летучий

                                         Сквозь поры пробки он летит.

                                         В солях почти  везде бесцветен ,

                                         Есть в Сахском озере в Крыму ,

                                         Лечебным действием заметен

                                         И всем известен потому.

 

                                  18).  Среди металлов самый главный

                                          Важнейший древний элемент.

                                          В тяжёлой индустрии главный ,

                                          Знаком с ним школьник и студент.

                                          Родился в огненной стихии ,

                                          Расплав его течёт рекой.

                                          Важнее нет в металлургии ,

                                          Он нужен всей стране родной.

 

                                  19).  Хранят обычно в керосине ,

                                          И бегает он по воде ,

                                          В природе , помните отныне ,

                                          Свободным нет его нигде.

                                          В солях открыть везде возможно ,

                                          Желтеет пламя от него ,

                                          И получить из соли можно ,

                                          Как Деви получил его.

 

                                  20).  Только в воду соль попала ,

                                          Холодней в стакане стало.

 

                                  21).  Получишь газы из воды ,

                                          Смешаешь вместе – жди беды.

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VIIТУРА:  за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.

 

-16-

VIIIТУР:  «РАЗГАДАЙ КРОССВОРД»

 

Скучен день до вечера , коли делать нечего

(русская пословица)

 

VIIIтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу и обсуждение.

 

Задание: у команд игроков на столах лежат одинаковые кроссворды. Необходимо   ,   используя   Периодическую   таблицу   химических   элементов

Д. И. Менделеева  ,  вписать  по  горизонтали  названия   элементов-неметаллов. Ключевое слово по вертикали – фамилия русского химика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ VIIIТУРА:  только за полностью правильно разгаданный кроссворд команде игроков ставится 9 баллов.

 

 

-17-

IXТУР:  «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

 

Мера всякому делу вера

(русская пословица)

 

IXтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.

 

Задание: найди выигрышный путь (горизонталь , вертикаль , диагональ) , который состоит из веществ , реагирующих с соляной кислотой , и напиши его как  X→ Y→ Z,  где X, Y, Z– вещества по горизонтали , вертикали или диагонали , реагирующие с соляной кислотой.

 

 

 

 

 

MgO

 

Zn

 

NaOH

 

Br2

 

Hg

 

H2

 

Ag

 

HBr

 

KNO3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ IXТУРА:  за правильно написанный ответ команде игроков ставится 3 балла.

 

 

-18-

XТУР:  «РАСПОЗНАЙ ВЕЩЕСТВО ПО ЕГО ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ»

 

Без меры и лаптя не сплетёшь

(русская пословица)

 

Xтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.

 

Задание: по описанию физических свойств (органолептическим характеристикам) определи вещество , запиши его формулу или название.

 

1). Ядовитый газ жёлто-зелёного цвета с резким запахом , в 2.5 раза тяжелее воздуха , вызывающий воспаление слизистых оболочек , удушье , слёзотечение, смерть.

 

2). Ядовитый бесцветный газ с запахом тухлых яиц , хорошо растворимый в воде , вызывающий галлюцинации , потерю сознания.

 

3). Бесцветный газ с резким удушливым запахом свинцовой тяжести , сжижающийся при охлаждении до  -10 ºС  в бесцветную жидкость , вызывает выпадение кислотных дождей.

 

4). Бесцветный газ с характерным резким запахом , почти в 2 раза легче воздуха, очень хорошо растворимый в воде с образованием слабой летучей щёлочи.

 

5). Бесцветный газ со слабым запахом и сладковатым вкусом , возбуждающе действующий на нервную систему , вызывающий чувство сонливости.

 

6). Ядовитый газ бурого цвета с запахом , похожим на запах хлора , растворимый в воде , дыхательный яд.

 

7). Ядовитый газ с запахом чеснока , тяжелее воздуха в 1.2 раза , «блуждающий огонь» на кладбищах и гниющих болотах.

 

8). Бесцветный газ без запаха , немного легче воздуха , плохо растворим в воде. Сильнейший кровяной яд , поддерживает горение , но не поддерживает дыхание.

 

9). Газ без цвета и запаха , легче воздуха , мало растворим в воде. Выделяется со дна болот и из каменноугольных пластов в рудниках.

 

 

-19-

10). Неядовитый газ без цвета , вкуса и запаха , немного тяжелее воздуха , мало растворим в воде , поддерживающий процессы горения , дыхания.

 

11). Газ без цвета и запаха , в 1.5 раза тяжелее воздуха , мало растворим в воде , сжижается при комнатной температуре под давлением 6 МПа. Не поддерживает процессы горения и дыхания. Зажжённая лучина в нём гаснет , а человек и животные при большой его концентрации задыхаются.

 

12). Газ без цвета , вкуса и запаха , в 14.4 раза легче воздуха , мало растворим в воде (в 1 л воды при  20 ºС  растворяется 18 мл этого газа). При  -252.8 ºС  и атмосферном давлении переходит в жидкое состояние , в котором он также бесцветен.

 

13). Это вещество бесцветное , не имеет запаха и вкуса. Наибольшую плотность оно имеет при  4 ºС  (1 г/мл). Замерзает оно при  0 ºС  и кипит при  100 ºС  при давлении 101325 Па. Плохо проводит теплоту и электричество. Является хорошим полярным растворителем.

 

14). Бесцветный газ с резким запахом. При вдыхании раздражает дыхательные пути и вызывает удушье. В 1.3 раза тяжелее воздуха. Во влажном воздухе «дымит». При  0 ºС  в 1 л воды растворяется около 500 л этого газа. Водный раствор этого газа является кислотой.

 

15). Газ без цвета , запаха и вкуса , легче воздуха , мало растворим в воде (при  20 ºС  в 1 л воды растворяется 15.4 мл этого газа). Входит в состав воздуха. Не поддерживает процессы горения и дыхания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XТУРА:  за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.

 

 

-20-

XIТУР:  «УЗНАЙ УЧЁНОГО ПО ЕГО ПОРТРЕТУ»

 

И медведя учат , не только человека

(русская пословица)

 

XIтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.

 

Задание: на рисунках ниже изображены портреты учёных. Установите соответствие между портретами учёных и их инициалами: поставьте нужную цифру к инициалам учёного вместо многоточия.

 

 

                 1                                     2                              3                               4

 

 

 

 

 

                    5                               6                              7                            8

 

 

 

 

-21-

 

 

                 9                            10                           11                                  12

 

 

 

 

     ….. Й. Я. Берцелиус;                                                            ….. А. Л. Лавуазье;

                                                                 

     ….. Э. Резерфорд;                                                                ….. М. В. Ломоносов;

                                                          

     ….. Д. И. Менделеев;                                                           ….. Э. Франкленд;

                                                     

     ….. Р. Бойль;                                                                         ….. Д. Дальтон;      

                                                             

     ….. Н. Н. Бекетов;                                                                ….. Д. Пристли;

                                                           

     ….. М. Склодовская-Кюри;                                                ….. Ж. Л. Пруст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIТУРА:  за каждый правильный ответ команде игроков ставится 1 балл.

 

-22-

XIIТУР:  «РЕШИ ЗАДАЧУ»

 

Счёт не обманет. Счёт всю правду скажет.

(русская пословица)

 

XIIтур даётся командам игроков письменно на самостоятельную работу.

 

Задание: решите задачу.

К 500 мл  28% - ного раствора аммиака плотностью  0.9 г/мл  прибавили 1 л воды (плотность воды 1 г/мл). Найдите концентрацию полученного раствора аммиака в  %  и  в  моль/л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIIТУРА:  за полностью правильно решённую задачу командам игроков ставить 6 баллов.  Если вычислена верно только одна из концентраций полученного раствора аммиака – ставить 3 балла. Все расчёты должны быть проведены только через формулы , а не способом подгона.

 

-23-

XIIIТУР:  «КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ»

 

Не на пользу читать , коли только вершки хватать

(русская пословица)

 

XIIIтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.

 

Задание: выбери правильно варианты ответов.

 

1). К каким классам неорганических соединений относятся:

     NaOH ,  SO2  ,  Na3PO4  ,  H2SO4?

 

               Класс соединения                                                                Соединение

 

                 (1)   Соли                                                                                 ………….

 

                 (2)   Основания                                                                       ………….

 

                 (3)   Оксиды                                                                            ………….

 

                 (4)   Кислоты                                                                          ………….

 

Напишите формулы соединений вместо точек.

 

2). На чашках весов уравновешены стаканчики с растворами гидроксида натрия (NaOH)  и  хлорида натрия (NaCl). 

 

Через некоторое время стрелка весов:

 

(1)      отклонится влево;

(2)      отклонится вправо;

(3)      не изменит своего положения?

 

Напишите уравнения возможных реакций.

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIIIТУРА:  за каждое правильно выполненное задание командам игроков ставится 1 балл.  Если в задании (2) будет написано одно уравнение реакции , то командам игроков ставится ещё 1 балл. Если в задании (2) будут написаны 2 уравнения реакций , то командам игроков ставится ещё 2 балла. Максимальное число баллов за задание (2) – 3 балла.

 

-24-

XIVТУР:  «РАСТВОРЫ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»

 

Много на свете умного , да хорошего мало

(русская пословица)

 

XIVтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.

 

Задание: ответьте на вопросы тестовых номеров.

 

1). Распределите (условно) указанные ниже вещества по способности к растворимости в воде:

     (а)   хорошо растворимые;

     (б)   мало растворимые;

     (в)   практически нерастворимые.

 

                     Вещество                                            Способность к растворимости

 

         (1)   Сахар   C12H22O11                                                   ………………..

         (2)   Хлорид серебра   AgCl                                    ………………..

         (3)   Медный купорос   CuSO4* 5 H2O                   ………………..

         (4)   Поваренная соль   NaCl                                    ………………..

         (5)   Гипс   CaSO4* 2 H2O                                          ………………..

         (6)   Питьевая сода   NaHCO3                                     ………………..

 

Вместо точек поставьте нужную букву (а , б , в). Для ответа используйте таблицу растворимости.

 

2). Как будет изменяться электрическая проводимость («лямбда») раствора гидроксида кальция , фиксируемая с помощью гальванометра (смотри рисунок), если через этот раствор пропускать углекислый газ?

 

 

Представьте эту зависимость в графическом виде. Напишите уравнения возможных реакций.

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XIVТУРА:  за каждое  полностью правильно выполненное задание командам игроков ставится 2 балла.

-25-

XVТУР:  «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

 

Без дела жить – только небо коптить

(русская пословица)

 

XVтур даётся командам игроков устно на обсуждение между собой.

 

Задание: ответьте на вопросы теста.  

 

1). Получаемый в промышленности олеум представляет собой раствор:

     а). SO2  в воде;                                              б). SO3  в воде;

     в). SO3  в конц.  H2SO4;                               г). SO3  в аккумуляторной  H2SO4.

 

2). В результате современной промышленной деятельности человека кислород воздуха поглощается , а в атмосферу выбрасывается различные оксиды , причём в кислород зелёными растениями перерабатывается только:

     а). SO2;                          б). NO2;                          в). CO;                          г). CO2.

 

3). При синтезе аммиака в промышленности используют катализатор:

     а). V2O5;                         б). Pt;                         в). Fe;                                г). Ni.

 

4). Для получения водорода в промышленности не используется реакция:

          а). C+ H2O(пар)→                                                б). CaH2+ H2O→  

          в). Fe+ H2O(пар) →                                               г). электролиз воды   

 

5). При производстве серной кислоты контактным способом в качестве катализатора при окислении оксида серы (IV)  в оксид серы (VI)  используют:

     а). Fe;                          б). Ni;                          в). Al2O3;                          г). V2O5.

 

6). Нейтрализация фосфорной кислоты аммиаком позволяет получить ценное удобрение:

     а). селитру;                                                                         б). аммофос;

     в). костную муку;                                                              г). фосфоритную муку.

 

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XVТУРА:  за каждое правильно выполненное задание командам игроков ставится 1 балл.

 

-26-

XVIТУР:  «ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»

 

Без муки нет науки

(русская пословица)

 

XVIтур даётся командам игроков на экспериментальную самостоятельную работу.

 

Задание: реши задачи на:

а). способ разделения сухой смеси веществ;

б). способ разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей;

в). способ распознавания веществ с помощью качественных реакций на них.

 

Ход работы: одна команда игроков получает задание на способ разделения сухой смеси веществ , другая команда игроков получает задание на способ разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей , третья команда игроков получает задание на способ распознавания веществ с помощью качественных реакций на них. Если команд игроков более трёх , то задания повторяются.

Команды игроков подходят к определённым столам с химическим оборудованием и каждая из них выполняет своё задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ XVIТУРА:  за каждое полностью правильно выполненное задание команде игроков ставится 5 баллов. Если будут какие-то небольшие недочёты (ошибки) , проверяющий может снизить результат до 2 – 4 баллов (по его усмотрению).  Способы решения смотрите на листках с ответами.

 

-27-

ИТОГИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ ПО ХИМИИ

«ЮНЫЙ ХИМИК»

 

Команда

игроков

Номер тура (число баллов)

Итого

балл.

Мес-

то

 

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

XV

XVI

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВЫЙ КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ:  призовые места ставятся комиссией (членами жюри) в соответствии с максимально набранным командой игроков общим числом балов.

 

 

-28-

ОТВЕТЫ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ИГРУ «ЮНЫЙ ХИМИК»

 

Учёный идёт , а неучёный спотыкается

(русская пословица)

 

 

                     IТУР                                                                                          IIТУР

 

1. материей;                                                                                                 1. CaCO3;

2. физическими телами;

3. электронным облаком или орбиталью;                                                2. Na3PO4;

4. вода;

5. атомом;                                                                                                    3. Cl2O7;

6. водород;

7. озоновый слой;                                                                                       4. Cu2S;

8. нефть;

9. углекислым газом;                                                                                 5. KH.

10. ртуть.

 

 

 

IIIТУР

 

1.    Нитрид алюминия – это сложное вещество  ,  так  как  состоит  из разных

химических элементов– алюминия и азота.

 

2.    При разложении известняка образуются два  сложных  вещества – оксид

кальция и углекислый газ.

 

3.    Сложное вещество  хлорид  бария содержит два химических элемента

барий и хлор.

 

4.    Взаимодействие  простых  веществ – водорода  и  кислорода  приводит к

образованию сложного вещества – воды.

 

5.    Серная  кислота  является сложным веществом , так как содержит атомы

трёх химических элементов – водорода , серы и кислорода.

 

 

 

 

 

-29-

              IVТУР                                                               VТУР

 

9– фарфоровый тигель;                              4 – фосген;

6– капельная воронка;                                6 – сернистый газ;

2– плоскодонная колба;                             1 – веселящий газ (закись азота);

10– кристаллизатор;                                   8 – угарный газ;

5– обычная воронка;                                  2 – водяной газ;

1 – пробирка;                                               9 – углекислый газ;

4– коническая колба;                                 7 – серный газ;

8– фарфоровая ступка                               3 – гремучий газ;

                с пестиком;                                            5 – природный газ (болотный

          7 – химический стакан;                                       или рудничный газ).

          3 – круглодонная колба.

 

 

 

VIТУР

 

                         1 – а;                                                                     6 – а;

                         2 – г;                                                                     7 – б;

                         3 – б;                                                                     8 – г;

                         4 – в;                                                                     9 – в;

                         5 – г;                                                                   10 – б.

 

 

 

VIIТУР

 

                       1 – кислород;                                                 11 – калий;

                       2 – углекислый газ;                                       12 – магний;

                       3 – медь;                                                         13 – фосфор;

                       4 – хлорид натрия;                                        14 – золото;

                       5 – сульфат меди (II) или                             15 – сера;

                             медный купорос;                                     16 – кальций;

                       6 – азот;                                                          17 – бром;

                       7 – хром;                                                        18 – железо;

                       8 – алюминий;                                               19 – натрий;

                       9 – углерод;                                                   20 – нитрат аммония или

                      10 – водород;                                                         аммиачная селитра;

                                                                                               21 – гремучая смесь из  

                                                                                                       водорода и  

                                                                                                       кислорода

                                                                                                      (гремучий газ).

-30-

VIIIТУР

 

                         1 – кремний;                                                  6 – хлор;

                         2 – углерод;                                                   7 – гелий;

                         3 – неон;                                                         8 – сера;

                         4 – кислород;                                                 9 – водород.

                         5 – селен;

                                            Ключевое слово – Менделеев.

 

 

 

IXТУР

 

Правильный ответ:   MgO→Zn→ NaOH.

 

 

 

XТУР

 

1 – хлор (Cl2);                                                                    9 – метан (CH4);

2 – сероводород(H2S);                                                   10 – кислород (O2);

3 – сернистый газ (SO2);                                                11 – углекислый газ (CO2);

4 – аммиак (NH3);                                                           12 – водород (H2);

5 – закись азота или «веселящий газ» (N2O);              13 – вода (H2O);

6 – диоксид азота или бурый газ (NO2);                       14 – хлороводород (HCl);

7 – фосфин (PH3);                                                            15 – азот (N2).

8 – угарный газ (CO);

 

 

 

XIТУР

 

  8 – И. Я. Берцелиус;                                                                  6 – А. Л. Лавуазье;

12 – Э. Резерфорд;                                                                     4 – М. В. Ломоносов;

  2 – Д. И. Менделеев;                                                                 5 – Э. Франкленд;

  1 – Р. Бойль;                                                                               3 – Д. Дальтон;

  7 – Н. Н. Бекетов;                                                                      9 – Д. Пристли;

10 – М. Склодовская-Кюри;                                                   11 – Ж. Л. Пруст.

 

 

 

 

-31-

XIIТУР

 

РЕШЕНИЕ

 

1). m28% р-ра NH3= ρ28% р-ра NH3* V28% р-ра NH3= 0.9 * 500 = 450 г;

 

2). mNH3 в 28% р-ре = (w28% р-ра NH3* m28% р-ра NH3) / 100% =

                                  = 28 * 450 / 100 = 126 г;

 

3). mH2O= ρH2O* VH2O= 1 * 1000 = 1000 г;

 

4). mр-ра после разб. =  mH2O+ m28% р-ра NH3= 1000 + 450 = 1450 г;

 

5). Wполуч. р-ра NH3= (mNH3в 28% р-ре* 100%) / mр-ра после разб. =

                                  = 126 * 100 / 1450 = 8.7%;

 

6). MNH3= 14 + 1 * 3 = 17 г/моль;

 

      νNH3 = mNH3в 28% р-ре / MNH3= 126 / 17 = 7.4 моль;

 

7). Vр-ра после разб. = V28% р-раNH3+ VH2O= 500 + 1000 = 1500 мл = 1.5 л;

 

8). CMполуч. р-ра NH3= νNH3/ Vр-ра после разб. = 7.4 / 1.5 = 4.94 моль/л.

 

 

Ответ:   Wполуч. р-раNH3= 8.7%;     CMполуч. р-ра NH3= 4.94 моль/л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-32-

XIIIТУР

 

 

1).  Класс соединения                                                                 Соединение

 

(1)      Соли                                                                                   Na3PO4

        

(2)      Основания                                                                         NaOH                                                                       

 

(3)      Оксиды                                                                                 SO2

 

         (4)   Кислоты                                                                             H2SO4

 

 

2).  Левый   стаканчик  (с   раствором   NaOH)   станет   тяжелее   в   результате

      поглощения углекислого газа из воздуха по одной из реакций:

 

                                             NaOH +CO2→ NaHCO3     (1)

   

                                          2 NaOH+ CO2→ Na2CO3+ H2O     (2)

 

 

      Ответ:   (2)   стрелка весов отклонится вправо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-33-

XIVТУР

 

 

1).                                (1) – а;                                        (4) – а;

                                    (2) – в;                                        (5) – б;

                                    (3) – а;                                        (6) – а.

 

 

2). При  пропускании  углекислого   газа   через   раствор   гидроксида   кальция

     Электрическая  проводимость раствора («лямбда») сначала будет достаточно

     быстро уменьшаться  ,  так как  образуется нерастворимый карбонат кальция

     (CaCO3↓):

    

Ca(OH)2+CO2→ CaCO3↓ +H2O     (1)

 

     При дальнейшем пропускании углекислого газа через раствор  , содержащий

     нерастворимый осадок карбоната кальция , осадок растворяется и образуется

     раствор гидрокарбоната кальция Ca(HCO3)2:

 

CaCO3↓ + H2O + CO2→ Ca(HCO3)2     (2)

 

     Электрическая  проводимость (лямбда)  образующегося раствора постепенно

     будет возрастать в результате растворимости гидрокарбоната кальция:

 

 

 

XVТУР

 

 

                          1 – в;                                                                    4 – б;

                          2 – г;                                                                    5 – г;

                          3 – в;                                                                    6 – б.

 

-34-

XVIТУР

 

а).  Iкоманда игроковполучает задание на способ разделения сухой смеси веществ.

Задание: в химическом стакане выдана сухая смесь веществ из  S, NaCl, SiO2.  Требуется разделить эту смесь и выделить из неё каждое из веществ в сухом виде.

Ответ: растворим сухую смесь в химическом стаканчике с холодной водой.

NaClрастворится , SiO2не растворится и осядет на дно , Sне растворится и всплывёт на поверхность. Удаляем S(серу) ложечкой (дуршлагом) , а SiO2(песок) с раствором NaCl(хлорида натрия) фильтруем. В результате фильтрования в фильтрате будет находиться раствор хлорида натрия , в фильтре – мокрый песок.

Чтобы получить выделенные вещества в сухом виде их подвергают сушке (в токе воздуха – песок и серу) и выпариванию (воды из раствора хлорида натрия). Таким образом проводят процессы разделения сухой смеси и выделения веществ в сухом виде.

 

б).  IIкоманда игроковполучает задание на способ разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей.

Задание: выдана в колбе смесь двух бесцветных жидкостей – воды и амилового спирта. Требуется её разделить и выделить каждую жидкость по отдельности.

Ответ: выданную смесь растворов разделяем с помощью делительной воронки. Наливаем в делительную воронку исходную смесь двух жидкостей – воды и амилового спирта. Закрываем делительную воронку крышкой. Смесь жидкостей хорошо встряхиваем в делительной воронке , чтобы была отчётливо видна граница раздела двух взаимно несмешивающихся друг в друге жидкостей с разными плотностями. В верхней фазе делительной воронки будет находиться амиловый спирт , так как он имеет плотность ρ= 0.792 г/мл  и является более лёгким компонентом смеси жидкостей. В нижней части делительной воронки находится вода , так как она имеет плотность ρ= 1 г/мл  и является более тяжёлым компонентом смеси жидкостей.

Подносим к нижней части делительной воронки химический стакан и открываем потихоньку кранчик в его нижней части. Воду сливаем в химический стакан всю вплоть до границы её соприкосновения с амиловым спиртом. Затем кранчик закрываем. В результате разделения в химическом стакане находится вода , а в делительной воронке – амиловый спирт.

Таким образом проводится процесс разделения несмешивающихся друг в друге жидкостей.

 

 

-35-

в).  IIIкоманда игроковполучает задание на способы распознавания веществ с помощью качественных реакций на них.

Задание: в 4-х пронумерованных химических стаканчиках выданы бесцветные растворы веществ:  NaCl,Na2SO4, NaOH, NaNO3.

Требуется распознать , где и в каком стаканчике содержится каждый из оговорённых в задании веществ (учащиеся команды игроков не знают , что в каком химическом стаканчике находится и должны это определить с помощью качественных реакций).

Ответ: выданные вещества из химических стаканчиков нужно выливать          по немногу в рабочие пробирки.

1). Добавим в каждую из 4-х рабочих пробирок с исходными растворами выданных веществ 1-2 капли фенолфталеина и в той из пробирок , где появится малиновое окрашивание всего раствора , находится раствор гидроксида натрия (NaOH). Это химический стакан №1:

 

NaOH+ ф/ф → малиновое окрашивание раствора

 

В оставшихся 3-х других рабочих пробирках никаких изменений нет.

2). В три пустые рабочие пробирки прильём оставшиеся по отдельности исходные растворы веществ (NaCl, Na2SO4, NaNO3). Затем добавим к ним раствор нитрата серебра (AgNO3)  и по образовавшемуся в одной из пробирок белому творожистому осадку хлорида серебра(AgCl↓)  определим , что в химическом стаканчике №3 находится раствор хлорида натрия (NaCl):

 

NaCl+ AgNO3→ NaNO3+ AgCl↓

 

В оставшихся двух других рабочих пробирках никаких изменений нет.

3). В две пустые рабочие пробирки прильём оставшиеся по отдельности исходные растворы веществ (Na2SO4, NaNO3). Затем добавим к ним раствор хлорида бария (BaCl2)и по образовавшемуся белому мутному осадку сульфата бария (BaSO4↓)  в одной из пробирок определим , что в химическом стаканчике №2 находится раствор сульфата натрия (Na2SO4):

 

Na2SO4+ BaCl2→ 2 NaCl+BaSO4↓

 

В оставшейся другой рабочей пробирке никаких изменений нет.

4). Чтобы убедиться , что в оставшемся химическом стаканчике №4 находится один из исходных растворов – NaNO3  ,  добавим в рабочую пробирку с ним концентрированный раствор серной кислоты (H2SO4) и медную стружку (Cu).

 

-36-

По выделяющемуся бурому газу – диоксиду азота (NO2) мы убеждаемся , что

оставшийся реактив в химическом стаканчике №4 – раствор NaNO3:

 

2 NaNO3+ 2 H2SO4+Cu → Na2SO4+ CuSO4 + 2 NO2↑+ 2 H2O

 

Таким образом проводится способ распознавания веществ с помощью качественных реакций на них.

Ответ:  в химическом стаканчике №1 находится раствор гидроксида натрия (NaOH);

в химическом стаканчике №2 находится раствор сульфата натрия (Na2SO4);

в химическом стаканчике №3 находится раствор хлорида натрия (NaCl);

в химическом стаканчике №4 находится раствор нитрата натрия (NaNO3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-37-

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.    Гара Н. Н.    Сборник заданий для проведения промежуточной аттестации в 8 – 9 классах.  Книга  для  учителя  /  Н. Н. Гара , М. В. Зуева.  –  М.: Просвещение , 2006. – 175 с. , ил. – (Текущий контроль).

 

2.    Ким Е. П.      Химия   8 – 9  классы:     внеклассные   мероприятия  (игры  ,

шоу-программы  ,  театрализованные  представления)  / автор-составитель

Е. П. Ким. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель , 2011. – 134 с.

 

3.    Краснянский А. В.       Введение   в   химические   расчёты.     Справочное

руководство для средней школы. Часть 1. Москва , 1998. – 120 с.

 

4.    Краснянский А. В.       Введение   в   химические    расчёты.    Справочное

руководство для средней школы. Часть 2. Москва , 1998. – 76 с.

 

5.    Кузнецова Н. Е.  ,  Лёвкин А. Н.    Задачник  по  химии для  8 класса. – М.:

Вентана-Граф , 2002. – 128 с. , ил.

 

6.    Кузнецова Н. Е. , Лёвкин А. Н.  Задачник по химии для учащихся 9 класса

общеобразовательных  учреждений.  –  М.:  Вентана-Граф , 2004. – 128 с. , ил.

 

7.    Малякин А. М.   Решение задач по химии.  –  СПб:  Издат. Дом «Корвус» ,

ТОО  «Андрей» , 1995. – 416 с.

 

8.    Маркушев В. А.   ,   Безрукова В. С.   ,   Кузьмина Г. А.  и   др.       Научно-

Педагогические основы развития методики профессионального обучения:

Третьи педагогические чтения.  –  СПб  ,  УМЦ  Ком-та по образ.  ,2005. – 298 с.

 

9.  Метельский А. В.      Химия   в   экзаменационных   вопросах   и   ответах.

           Справочник   для   учителей   ,   репетиторов   и   абитуриентов.  – Минск:              

           «Белорусская энциклопедия» , 1997. – 544 с. , ил.

 

10.  Радецкий А. М.   Дидактический  материал  по  химии для  8 – 9 классов.

  Пособие для учителя / А. М. Радецкий  ,  В. П. Горшкова. – 4-е изд. – М.:

  Просвещение , 2001. – 78 с.                       

 

11.  Сорокин В. В.  ,  Злотников Э. Г.    Как  ты  знаешь  химию?   –  2-е изд.  ,

  перераб. и доп. – СПб: Химия , 1993. – 352 с. , ил.

 

-38-

     12.  Хомченко Г. П.  Пособие по химии для поступающих в ВУЗы. – 3-е изд.,

            исправл. и доп. – М.: «Новая Волна» , 1996. – 464 с. , ил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-39-

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Предисловие ………………………………………………………………………... 1

Введение ……………………………………………………………………………. 3

Методический комментарий ……………………………………………………… 5

Цели интеллектуальной игры ………………………………………………….….. 5

Оформление кабинета ………….………………………………………………….. 6

План мероприятия …………………………………………………………….…… 7

     Iтур:  "Разминка" ………………………………………………………….......... 7

     IIтур:  "Химический диктант" ………………………..……………………….. 8

     IIIтур:  "Вставьте пропущенные слова" …………………………………….… 9

     IVтур:  "Выбери лабораторную посуду" …………………………………..... 10

     Vтур:  "Определи газ" ……………………………………………………...… 11

     VIтур:  "Выдели учёного по его заслугам" …………………………………. 12

     VIIтур:  "Химические загадки" …………………………………………...…. 14

     VIIIтур:  "Разгадай кроссворд" ………………...…………………………….. 17

     IXтур:  "Крестики-нолики" …………………………………………………... 18

     Xтур: "Распознай вещество по его органолептическим характеристикам" ..19

     XIтур:  "Узнай учёного по его портрету" …………………………...………. 21

     XIIтур:  "Реши задачу" ……………………………………………………...... 23

     XIIIтур:  "Классы неорганических соединений" ………………………….... 24

     XIVтур:  "Растворы электролитов" ………………………………………...... 25

     XVтур:  "Химическая технология" ………………………………………….. 26

     XVIтур:  "Химический эксперимент" …………………………………….…. 27

Итоги интеллектуальной игры по химии "Юный химик" …….……………….. 28

Ответы на интеллектуальную игру "Юный химик" …..…………………….….. 30

Список используемой литературы ………………………………………………. 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-40-

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»