Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Конспект урока по химии в 8 классе

Расчеты по химическим уравнениям

Сподак Ольга Теофановна,
учитель химии ГБОУ Лицей №40
Санкт-Петербурга

Цель: научить учащихся производить расчеты по химическим уравнениям: находить количество, массу и объем продуктов реакции по количеству, объему и массе исходных веществ; создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы.

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания о классификации и номенклатуре классов химических соединений.

Закрепить навыки и умения проводить расчеты по химическим формклам.

Развивающие:

Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать запоминать, рассуждать.

Осуществлять самоконтроль, работать в нужном темпе.

Воспитательные:

Воспитывать личностные качества – дисциплинированность, ответственность; качества творческой деятельности – активность, увлеченность, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока.

Организация класса, подготовка к уроку.

Стадия - повторение

Учитель: Ребята, поиграем в игру на интерактивной доске, игра называется: сортировка формул веществ по классам веществ.

Ученик выходит к доске и перетаскивает формулы в колонки с названием класса, затем проверяет. При выполнении задания можно задать соответствующие вопросы:

Что называется оксидами?

Какие вещества относятся к кислотам?

Какие бывают, основания по способности растворятся в воде?

Какие задачи мы умеем решать?

Ответы детей: оксиды – это вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород с валентностью 2;

растворимы и нерастворимые основания;

задачи по определению формулы сложного вещества.

Сегодня на уроке мы научимся решать задачи по уравнению химической реакции, значит, тема нашего урока будет сформулирована так:

Решение задач по уравнению химической реакции. Запишите ее в тетради.

Учитель объясняет, что химическое уравнение показывает не только качественную сторону процесса, но также и количественную сторону его.

Для подкрепления этого вывода он разбирает с учащимися решение типичных задач.

Задача 1. какой объем водорода образуется (н. у.) при растворении в соляной кислоте 260г цинка?

На этом примере можно учителю с учащимися отработать алгоритм  решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций. Ход решения таких задач можно разделить на пять шагов:

1. краткую запись условия реакции;

2. составить уравнение реакции;

3. определить количество вещества, по данным задачи;

4. составить пропорцию и решить;

5. на основании результата пропорции определить массу или объем вещества.

Решение.

1. В краткую запись вносим данные из условия задачи:

Дано:

m(Zn)=260г

найти:

V(H2) -?

2. Составим уравнение реакции:

4 моль                   хмоль

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

1 моль                   1 моль

Будет полезно, если на начальных этапах ребята научатся читать химическое уравнение: «Из уравнения реакции видно, что для взаимодействия 1 моль цинка необходимо  2 моль соляной кислоты, и при этом образуется 1 моль хлорида цинка и 1 моль водорода»

Для веществ, о которых идет речь в задаче, подписываем количества под формулами.

3. Пропорцию составляем по количеству вещества, для этого нужно определить количество вещества цинка массой 260г, по формуле:

n=m/M

где М- молярная масса определяется как молекулярная

М (Zn)=65г/моль

n = 260г/65г/моль=4моль Zn

данные полученные из условия задачи записываем над формулами в уравнении реакции, а неизвестное количество водорода обозначаем  х моль.

4. Составим пропорцию и решим. Уравнение реакции показывает прямопропорциональную зависимость количества веществ участвовавших в реакции.

4мол/1моль= хмоль/1моль

х=4 моль H2

5. по формуле V=n*Vm

Где Vm=22,4 л/моль при (н.у.) молярный объем

V=4моль*22,4л/моль=89,6л H2

Запишем ответ: 89,6л водорода.

Для закрепления расчетных навыков учитель может предложить следующие задачи.

Задача 1. Какой объем углекислого газа выделится при взаимодействии 13,5 г карбоната натрия с избытком раствора соляной кислоты?

Задача 2. Какая масса азотной кислоты образуется при взаимодействии 8,5г нитрата натрия с избытком  концентрированной серной кислоты?

 

Домашнее задание: задача 1-22,1-24.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»