Конспект урока по химии в 8 классе
Расчеты по химическим уравнениям
Сподак Ольга Теофановна,
учитель химии ГБОУ Лицей №40
Санкт-Петербурга
Цель: научить учащихся производить расчеты по химическим уравнениям: находить количество, массу и объем продуктов реакции по количеству, объему и массе исходных веществ; создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы.
Задачи:
Образовательные:
Формировать знания о классификации и номенклатуре классов химических соединений.
Закрепить навыки и умения проводить расчеты по химическим формклам.
Развивающие:
Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать запоминать, рассуждать.
Осуществлять самоконтроль, работать в нужном темпе.
Воспитательные:
Воспитывать личностные качества – дисциплинированность, ответственность; качества творческой деятельности – активность, увлеченность, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке.
Тип урока – комбинированный.
Ход урока.
Организация класса, подготовка к уроку.
Стадия - повторение
Учитель: Ребята, поиграем в игру на интерактивной доске, игра называется: сортировка формул веществ по классам веществ.
Ученик выходит к доске и перетаскивает формулы в колонки с названием класса, затем проверяет. При выполнении задания можно задать соответствующие вопросы:
Что называется оксидами?
Какие вещества относятся к кислотам?
Какие бывают, основания по способности растворятся в воде?
Какие задачи мы умеем решать?
Ответы детей: оксиды – это вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород с валентностью 2;
растворимы и нерастворимые основания;
задачи по определению формулы сложного вещества.
Сегодня на уроке мы научимся решать задачи по уравнению химической реакции, значит, тема нашего урока будет сформулирована так:
Решение задач по уравнению химической реакции. Запишите ее в тетради.
Учитель объясняет, что химическое уравнение показывает не только качественную сторону процесса, но также и количественную сторону его.
Для подкрепления этого вывода он разбирает с учащимися решение типичных задач.
Задача 1. какой объем водорода образуется (н. у.) при растворении в соляной кислоте 260г цинка?
На этом примере можно учителю с учащимися отработать алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций. Ход решения таких задач можно разделить на пять шагов:
1. краткую запись условия реакции;
2. составить уравнение реакции;
3. определить количество вещества, по данным задачи;
4. составить пропорцию и решить;
5. на основании результата пропорции определить массу или объем вещества.
Решение.
1. В краткую запись вносим данные из условия задачи:
Дано:
m(Zn)=260г
найти:
V(H2) -?
2. Составим уравнение реакции:
4 моль хмоль
Zn+2HCl=ZnCl2+H2
1 моль 1 моль
Будет полезно, если на начальных этапах ребята научатся читать химическое уравнение: «Из уравнения реакции видно, что для взаимодействия 1 моль цинка необходимо 2 моль соляной кислоты, и при этом образуется 1 моль хлорида цинка и 1 моль водорода»
Для веществ, о которых идет речь в задаче, подписываем количества под формулами.
3. Пропорцию составляем по количеству вещества, для этого нужно определить количество вещества цинка массой 260г, по формуле:
n=m/M
где М- молярная масса определяется как молекулярная
М (Zn)=65г/моль
n = 260г/65г/моль=4моль Zn
данные полученные из условия задачи записываем над формулами в уравнении реакции, а неизвестное количество водорода обозначаем х моль.
4. Составим пропорцию и решим. Уравнение реакции показывает прямопропорциональную зависимость количества веществ участвовавших в реакции.
4мол/1моль= хмоль/1моль
х=4 моль H2
5. по формуле V=n*Vm
Где Vm=22,4 л/моль при (н.у.) молярный объем
V=4моль*22,4л/моль=89,6л H2
Запишем ответ: 89,6л водорода.
Для закрепления расчетных навыков учитель может предложить следующие задачи.
Задача 1. Какой объем углекислого газа выделится при взаимодействии 13,5 г карбоната натрия с избытком раствора соляной кислоты?
Задача 2. Какая масса азотной кислоты образуется при взаимодействии 8,5г нитрата натрия с избытком концентрированной серной кислоты?
Домашнее задание: задача 1-22,1-24.