Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль химического эксперимента
при изучении химии в средней школе

Ефремова Светлана Александровна,
учитель химии ГБОУ СОШ № 661 Санкт-Петербурга

В последнее время большое внимание уделяется вопросам интерактивного обучения с использованием компьютерных носителей информации в средних общеобразовательных школах. Представляется, что особое значение эта тема имеет при изучении естественно-научных предметов, в частности, химии. Видео-опыты, видео-эксперименты (даже с смертельно опасными веществами) при непосредственном (пусть даже виртуальном) участии учащихся – огромный шаг в приобретении новых знаний при изучении химических веществ и их соединений. Что греха таить – наличие исходных данных в наших лабораториях крайне ограничено или таковые отсутствуют полностью. Еще один немаловажный момент – резко возросло число детей, подвергнутых аллергическим заболеваниям – им категорически противопоказаны (или, в лучшем случае, максимально ограничены) любые контакты с химическими реактивами. Однако, заменить химический эксперимент даже самыми блестящими теоретическими выкладками, и при этом добиться полного усвоения учащимися соответствующей темы – невозможно. Ведь ничем не заменить то наглядное восприятие нового материала, которое подкрепляется доказательством практического получения на опыте. Подростковый максимализм зиждется на постулате «не поверю, пока не увижу», каковой подогревается обилием и доступностью компьютерно-мобильных устройств, и негативно мутируется засоренностью Интернета ненужной, а зачастую откровенно вредной информацией. Когда же ученик в классе реально и конкретно видит доказательство правдивости изложенных учителем теорий, он, volens nolens, делает шаг вперед по тяжкой дороге Познания.

Ничем не заменить то наглядное восприятие материала, которое подтверждается практическим доказательством.  Приведем конкретный пример в рамках изучения реакций обмена. Эти реакции характеризуют свойства, в первую очередь, электролитов, и в растворах протекают по правилам Бертолле, т.е. только в том случае, если в результате образуется осадок, газ или малодиссоциирующее вещество.

1. В результате реакции обмена между растворами иодида натрия и нитрата свинца (II) образуется красивый золотисто-желтый осадок иодида свинца (II):

2NaI + Pb(NO3)2 = PBI2↓ + 2NaNO3

Pb2+ + 2I- = PbI2

2. Если в раствор кислоты прилить раствор, содержащий карбонат-ион, то можно заметить образование газа:

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ +2H2O

2H+ + CO32- = H2O + CO2

3. Если к раствору щелочи добавить несколько капель фенолфталеина (окраска станет малиновой), а затем прилить кислоты, раствор обесцветится, т.к. пройдет реакция нейтрализации:

KOH + HNO3 = KNO3 + H2O

OH- + H- = H2O

Гораздо быстрее пройдет усвоение нового материала учеником, если эмоционально нейтральные и скучные формулы на доске будут подкреплены энергичным и доказательным опытом. Проведение подобных экспериментов способствует осознанию учебного материала, создает условия для развития логического мышления, исследовательских и практических навыков.

В то же время, по указанным выше причинам, далеко не всегда можно химические опыты проводить в классе. Возьмите, хотя бы, нитрат свинца… Здесь на помощь приходят видео опыты – с любыми, самыми ядовитыми веществами. Отыскав на просторах Интернета любой необходимый видео эксперимент, легко вставить его в презентацию урока и  демонстрировать его учащимся в условиях полного соблюдения техники безопасности.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать – невозможно освоить курс химии средней школы без проведения химических экспериментов, современные же технологии дают возможность проведения всех опытов практически на каждом уроке.

 

Литература: О.С.Габриелян. «Химия 11 класс. Базовый уровень» М. Дрофа 2010

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»