Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение информационных технологий
в работе учителя химии

Кожемякина Марина Михайловна
(Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.),
учитель химии ГБОУ СОШ №147
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Сегодня человек живет в мире, где информация имеет огромное значение. Жизненно важно научиться, правильно с ней работать, использовать различные инструменты для этой работы. Одним из таких инструментов является компьютер, который стал универсальным помощником человеку в различных сферах деятельности. Только за последнее десятилетие повсеместно стали использоваться новые информационные технологии: Интернет, мобильная связь, цифровые технологии.

В настоящее время в Российском образовании идет процесс перехода к стандартам нового поколения, при этом разрабатываемый образовательный стандарт должен стать ответом на вызов современного глобального непрерывно меняющегося мира.

ИКТ предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей. Использование анимации и звукового сопровождения в программах и презентациях воздействуют на несколько каналов восприятия обучаемого (аудиальный, кинестетический, визуальный), что позволяет при обучении учитывать особенности каждого учащегося. Компьютерные технологии существенно усиливают мотивацию изучения химии, повышают уровень индивидуализации обучения, интенсифицируют процесс обучения и т.д. Использование компьютера на уроках позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к предмету, подготовиться к сдаче Единого Государственного экзамена. Уроки, проведенные с использованием компьютера, надолго запоминаются учащимся, облегчают проведение урока (в методическом плане), они интересны и современны.

Школы обеспечиваются современной компьютерной техникой, в каждой школе имеются кабинеты информатики, где имеется доступ в сеть Интернет, некоторые кабинеты оснащены компьютерами и мультимедийными проекторами. Но наряду с положительными аспектами применения компьютера в процессе обучения существуют объективные причины, затрудняющие их активное использование в школе.

Одной из важных причин, сдерживающих внедрение компьютерных технологий в педагогическую практику, является низкий уровень компьютерной грамотности учителей и, несмотря на широкие возможности предоставляемые компьютером.  Это происходит и из-за недостатков компьютера как технической системы. И хотя в процессе использования компьютерных программ можно устранить многие недочеты, полностью устранить вероятность сбоев системы неопытным пользователям не предоставляется возможным. И, как следствие, потеря времени на уроке.

Большое разнообразие программных средств на дисках и редкое применение их педагогами. Это объясняется тем, что современные курсы химии на CD и DVD-дисках разрабатывались без привязки к структуре учебников. Для систематического использования информационных технологий в процессе обучения необходимо переработать (модернизировать) содержание дисков в целом.

Педагогические цели использования современных информационных технологий на уроках химии различны, это

•    повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИКТ;

•    развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);

•    компьютерная визуализация учебной информации;

•   эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии Мультимедиа);

•   обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности и усиление мотивации обучения (например, за счет компьютерной визуализации учебной информации, вкрапления игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима учебной деятельности);

•   углубление межпредметных связей (например, с историей,  Мировой художественной культурой, литературой, биологией, географией и т.д.)

•   индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности);

•   осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев) по результатам обучения и оценкой результатов учебной деятельности;

•   развитие коммуникативных способностей;

•   формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; осуществление тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки учащихся;

•    развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества;

Очень важно, что использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.

 

Необходимость применения современных информационных технологий настолько очевидна, что не нуждается в доказательствах. Но проведение уроков с использованием ИКТ не должно стать самоцелью при подготовке и проведении урока. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени.  Каждому учителю известны слова академика С.Г.Шаповаленко: «Ни один из видов учебного оборудования, взятый в отдельности, не может полностью обеспечить успех обучения, и только правильное сочетание их… дает возможность достигнуть оптимальных результатов».

 


Литература:


1. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / Авт.-сост. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова. – 2-е изд. – М.:, 2013. – 112 с.

2. Зазнобина Л. С., Журин А. А. Дидактический анализ CD-ROM и Интернет-ресурсов учебного назначения. // Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов. / Под ред. Ю. И. Дика и А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2001.

3.. Журин А.А. Компьютер в кабинете химии: Пособие для учителя. – М.: Школьная пресса. – 128 с. («Химия: методика преподавания. Библиотека журнала». Вып.10, 2004 г.)
4. Интернет – учителю: Химия/ Пушкарев А.Э. и др.  - Челябинск: Взгляд, 2009. (Электронные издания образовательного назначения)

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»